Встреча у Белухи с альпинистом Эдуардом Мысловским

22.08.2014

Просмотров:

4931

Нынешним летом вся страна отмечала 100-летие альпинизма у нас на Алтае, начало которому положили томские исследователи братья Троновы своим восхождением на Белуху в 1914 году. В разные годы в альплагере на Аккеме бывали такие знаменитости, как Абалаковы и Тамм, пережил неудачу при восхождении знаменитый Вольфганг Месснер, и, конечно же, у нас бывал Эдуард Мысловский, которого знают у нас в России больше других.

Эдуард Викентьевич Мысловский, кандидат технических наук, мастер спорта международного класса, «cнежный барс», в советское время представитель спортивного общества «Буревестник» (Москва). Награжден орденом Ленина за восхождение на Эверест. Он был первым из советских альпинистов, покоривших в связке с ленинградцем Владимиром Балыбердиным высшую точку планеты 4 мая 1982 года.

Вслед за ними 4 мая поднялись на Эверест Сергей Бершов из Харькова в связке с Михаилом Туркевичем («Авангард», Донецк). На следующий день 5 мая совершили восхождение Валентин Иванов, руководитель команды «Буревестник», и Сергей Ефимов из Свердловска. Кроме них взошли на Эверест Казбек Валиев в связке с Валерием Хрищатым (8 мая), а в день Победы на вершине стояли Валерий Хомутов, Юрий Голодов и Владимир Пучков.

Вот лишь несколько строк из книги воспоминаний Эдуарда Мысловского «Восхождение»: «Наконец наступило долгожданное утро 27 апреля 1982 года. Настроение приподнятое и в то же время есть какое-то внутреннее беспокойство... Стопроцентной уверенности, что мы поднимемся на вершину после нелегкой установки V лагеря, всё же не было... В последние дни усталость накапливалась, и простуда выбивала из строя ребят...»

И еще есть высказывание первовосходителя на Эверест Владимира Балыбердина. Перед выходом в свет «Неправильного восхождения» он писал редактору книги: «С тех пор, как в Катманду вы впервые заговорили о будущей книге, я много раз возвращался к тому времени, которое стало для нас эпохой. К моему удивлению, некоторые, даже бесспорные факты я теперь вижу несколько по-другому. Однако я постарался оставить нетронутым то восприятие, которое попало в дневник на маршруте и в базовом лагере. Лишь смягчил некоторые резкие суждения, записанные только для себя. Отдельно по тону стоят воспоминания и сегодняшнее осмысление событий…»

После покорения Эвереста, в том же 1982 году Эдуард Мысловский прибыл на Аккем, чтобы открыть у нас международный альплагерь «Алтай». Впервые красавица Белуха принимала так много иностранных гостей в один заезд. В лагере на Аккеме были гости из США и Швейцарии, Австрии и Японии, Англии и ЧССР, других стран Азии, Европы и Америки.

И в этот раз по берегу Аккемского озера ходили слухи, что из «Высотника-1» вышел своим ходом первовосходитель на Эверест Эдуард Викентьевич Мысловский, а вместе с ним обозреватель от «Алтайской правды» и кинооператор. Говорили, что будут идти два дня. И вот примерно 22 июля к вечеру они появились. Встали чуть ниже нас. К этому времени Костя Бондарчук ушел на гору Броня (две вершины исследователь Алтая Сапожников назвал именами своих детей - Борис и Броня). Его отец Николай Бондарчук – прежний председатель краевой федерации альпинизма, в 1982 году именно он открывал МАЛ «Алтай» вместе с Эдуардом Мысловским. Мы долго разговаривали с Костей, и я спросил, не знал ли он альпиниста Алмазкина, который, по моим сведениям, уехал в 70-х годах в Казахстан. Костя ответил, что Алмазкин живет в Новоалтайске, и скоро должен прийти.

Я подошел к Мысловскому. Он снял с себя футболку и спросил: «Ну, кто хочет понюхать, как пахнет футболка альпиниста?..» Рядом с ним стояла женщина лет 75 на вид, с ледорубом эпохи Хергиани, а у Мысловского был современный ледоруб. Эдуарду Викентьевичу, как выяснилось после знакомства, пошел уже 78-й год. Итак, я подошел, представился, и мы познакомились.

Когда я спросил у Мысловского, кто эта боевая женщина рядом с ним, он ответил, что это его массажистка. Я так и не понял, сказал он это всерьез, или шутя. Он спросил, где можно встать — я сказал, что выше нас человек 20 ушло на спуск, вниз – можно вставать на их место. Но тут подошли спасатели и предложили им поселиться в первом вагончике - «бочке». Пока он собирал примус, подаренный французами, как он сказал, я задал ему несколько вопросов и разглядел его руки. На обеих руках не было больших пальцев. Видимо, были отморожены при восхождении на Эверест. Я об этом читал в воспоминаниях Эдуарда Викентьевича — как он отморозил пальцы, и как Сергей Бершов ставил ему уколы при спуске.

Итак, я успел задать ему два вопроса. Первым делом спросил, был ли он знаком со знаменитым скалолазом и альпинистом Михаилом Хергиани. Он ответил, что знал его, и в последний раз, когда они должны были встретиться, Михаил попал в аварию, а больше они уже не виделись. А дружит ли он с Александром Городницким? На это Мысловский ответил: да, пересекались, и добавил, что в этом году Юрий Визбор отметил бы 80 лет со дня рождения. Как я заметил, Эдуард Викентьевич сильно его уважает.

На этом моя встреча с легендой советского альпинизма закончилась. Я понял, что он утомлен переходом и не стал ему докучать. Попросил ребят донести его рюкзак до вагончика- «бочки».

Встал я утром часов в 6, начал разводить корейский примус, чтобы вскипятить чай и сварить что-нибудь на завтрак. Для американца, двух израильтян и моей младшей дочери Анны. В 7 утра в плавках вышел Эдуард Мысловский и пошел мыться… на озеро, до которого было метров 20. Потом оглянулся, увидел меня, я помахал ему рукой, он ответил. Умывался и плескался долго. Температура воды была градуса два, не выше.

К вечеру нам пригнали лошадей из Кучерлы, и каюр Аркаша расположился на пойме озера, сказал, что поедет в 11 утра. С ним были каюры — так их зовут спасатели, в том числе и Паша Тарасенко.

Наутро пригнали лошадей, мы переложили всё в переметные сумки и, постояв немного, уже в седле двинулись через перевал Кара-Тюрек («Черное сердце»), 3.120 метров высотой, искать приключений на свои пятые точки. Когда мы тронулись, кинооператор Анатолий припал к кинокамере и снимал нас. Около вагончика мы снова увидели легенду советского альпинизма Эдуарда Мысловского со своей «массажисткой», и нас порадовало, когда он махал нам на прощание.

P.S. В настоящее время Эдуард Викентьевич Мысловский — профессор Бауманского университета, в очередной раз избран завкафедрой на 5 лет. Доброго ему здоровья! Кстати, вспомнил: еще он рассказывал, что раньше тоже носил бороду, но ему предложили за бутылку коньяка сбрить, и он сбрил, а усы оставил — насчет усов не было договора! Также сказал, что может выпить 2-3 рюмки, но не более, поэтому и выглядит так молодо.

Фото из архива автора.

Метки

Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?

Бронирование Алтай Путешествия Внутренний туризм Кучум Карачи Лечение Оздоровление Карачинская Алтайский Марс Экотропа Джангыз-Тобе Квадроциклы Джипинг Путешествие по Афганистану Олег Приходько Туризм при талибах Харам Зимний туризм на Алтае Аскат Манокшетра Його-туры Алтайский треугольник Муладхара Туризм на Алтае Этнотуризм Экскурсии по Алтаю Концепция развития этнографического туризма в Республике Алтай Алтайские мастера V Ремесленный конгресс Креативные индустрии Ойротия Первая турбаза на Телецком озере 1933 голодный год Обнуление НДС Обнал Минэкономразвития РФ НДС для туроператоров Выездной туризм Безвизовый режим Монголия Чуйский тракт Праздник Льда Ховд Хар-Ус-нуур Тим Керби Альплагерь Актру Алтайская кухня Доходы от туризма Горно-Алтайск Турпоток на Алтае Отдых на Алтае экотуризм Катунь Отель Алтика Хакасия Оглахты Наскальная живопись Хакасский заповедник Шерегеш Белокуриха Манжерок аэротакси КЭФ Карбоновые офсеты Углеродный след Баден-Баден Санкции СВО Беженцы Русские и украинцы Туризм в Ираке Вавилон Басра Саддам Хусейн Арабская Венеция Руссо туристо Красноярск Книга рекордов Лестница в небо Красноярские столбы Косыгин Сталин Торгашинский хребет Летний отдыха на Алтае Манжерокское озеро Отель Geometrika Алтайский аил Алтайские лабиринты Че-Чкыш Синюха Алтайские духи Нечистая сила WSJ Владивосток Достопримечательности Памятник гитаре на берегу Катуни Владивостокская крепость Энцефалит Федор Конюхов Энцефалитный клещ Муравьиный спирт Каменный лес НЛО Шира Июс Калмыкия Буддизм Одинокий тополь Бай-Терек Сирия Арабская весна Российские туристы Вторая Италия Автотуризм Цены на бензин Гейзерное озеро Егор Лигачев Деревянное зодчество "Волшебник страны Оз" Золотое кольцо России Родина слонов Бийск Чемал Экопарк "Ирбис" Виталий Абалаков Алтай Авиа Вертолетные экскурсии Тюнгур Крушение вертолета Походы по Алтаю Доврачебная помощь Походная аптечка Лекарства в дорогу Креатив Хиппи Автобусы для проживания Баня на колесах Сибирь Тобольск Александр Македонский Салехард Обдорский острог Летний отпуск Успех Личная эффективность