Алтай в объективе Закира Умарова

Николай Витовцев
07.12.2012

Просмотров:

60070

Его творчество опровергает миф о «профессиональной» фотографии

 

В Новосибирске Закира Умарова знают как девелопера, вице-президента  группы компаний «Фактор», издателя журнала "Неизвестная Сибирь", заядлого рыбака-«нахлыстовика» (точнее даже, организатора и главного судью ежегодного "Сибирского нахлыстового фестиваля"), обладателя чёрного пояса по карате, одного из координаторов по созданию коммуны Ошо в Новосибирске и, конечно, фотографа (он победитель фотоконкурса "Лучшее фото России-2008" в номинации "Природа"). Его работы публиковались в "Русском журнале", "ГЕО", "Неизвестной Сибири" и других. Для многих ценителей его таланта сюжетный снимок «Где-то в Сибири» остаётся самым лучшим из всех.




Закир часто бывает у нас в Горном Алтае, у него много друзей в республике и за её пределами, так или иначе разделяющими его любовь к горам Алтая. Второй снимок называется у него «По дороге на Турачак».



Сибирь стала его новой родиной после окончания в 1993 году Новосибирского университета, а до этого он учился в солнечной Бухаре в школе имени Фрунзе. В судьбе страны и в его личной судьбе год 1988-й стал переломным, но, будучи от природы оптимистом, Закир не видит для себя путей возвращения в прошлое, потому что живёт здесь и сейчас, находя удивительные и прекрасные моменты, как в утреннем сюжете «Ловля хариуса на Телецком озере».

 

«Новосибирец завоевал несколько призовых мест на российском фестивале» - эта тема широко обсуждалась в новосибирских СМИ в прошлом году после творческого фестиваля «Вдохновение 2011», который проводится… среди профессионалов российского рынка недвижимости. Первое место в номинации «Мир зазеркалья» профессиональное жюри присудило за цикл фотографий по теме «Улыбки любимых», а в номинации «Признание года» за эссе и серию фотографий «Прикосновение к нахлысту» Закир Умаров занял третье место. Будучи азартным рыбаком, он видит не только настроения, которыми всегда интересна рыбалка, но и природу, которая дарит ни с чем не сравнимые минуты отдыха и покоя. Рыбалка приводит его в такие места, где редко бывают туристы, а если даже и бывают, то не видят того, что видит он. Знаменитые «каменные грибы» из долины Челушмана известны всем, а пейзаж «Чульча» по-своему неповторим.




«Мы восхищалась его работами, я и не думала, что буду с таким увлечением читать о рыбалке! — комментировала победу новосибирца представитель оргкомитета фестиваля Вероника Панкова. — А его серия фотографий «Улыбки любимых» выше всяких похвал». В жюри фестиваля, в котором победил Закир Умаров, входили профессиональные фотографы Сергей Разумовский, Сергей Романов, артисты Мария Гузеева и Владимир Брилёв. В работе жюри фестиваля также участвовали Михаил Липскеров, Аркадий Инин и другие известные творческие персоны.

— Многим кажется, что творчество и вдохновение доступно только представителям творческих профессий: артистам, художникам, поэтам... — говорит сам Закир. — А остальным просто некогда в силу занятости и необходимости зарабатывать на кусок хлеба, а также отсутствия талантов. Но мне кажется, что в реальности всё идет от любви... Был такой мистик-поэт Халиль Джебран, который писал в своем "Пророке", что если вы жнете хлеб без любви, то хлеб ваш горек, если вы делаете вино без любви, то вино ваше отравлено… Вот и я считаю, что когда человек любит, то он просто не может не творить в своей работе и во всем, чем бы ему не пришлось заниматься в жизни. Ведь нет просто работы, есть повседневная деятельность, которую можно и даже нужно заполнить благодарностью к Существованию, подарившему тебе такую редчайшую возможность - жить человеком! И тогда всё, за что ты берёшься, становится творчеством.

Перевал Кату-Ярык снимали многие из числа автотуристов, но никто ещё видел его таким, как на снимке Закира – светлым и радостным. И чувствуется, что этот свет идёт к нам изнутри…



Он часто бывает в Алтайском заповеднике, потому что его директор Игорь Калмыков – один из лучших друзей, и там же бывают интересные встречи с такими людьми, как Сергей Спицын (на снимке) – тоже фотограф, но ещё и большой подвижник в борьбе за сохранение дикой природы Алтая. Кстати, одна из работ Закира Умарова была включена в календарь на 2012 год «Самые талантливые профессионалы России».



Профессионалы снимают по-другому, взгляд на многие привычные вещи у них совсем другой. В этом Закир убеждался много раз, и ему непонятно, как могли пройти мимо того или иного сюжета признанные асы фотографии, когда приезжали на Телецкое озеро. Его «Старичок», снятый в посёлке Яйлю, вызывает белую зависть у всех, кто умудрился пройти мимо и ничего не заметить.



Мы привыкли видеть Катунь в кипящих водоворотах, с бурными порогами, она примелькалась нам в полыхающих осенних нарядах или со снегом, который пушисто укрывает её берега. Закир Умаров увидел другую Катунь – скованную льдом, холодную, но при этом – такую же бирюзовую, как в чистую осень.



Кроме директора Алтайского заповедника Игоря Калмыкова, у него в друзьях альпинистка Светлана Шупенко из Чемальского района, эколог Александр Дубынин из Новосибирска, орнитолог Алексей Эбель, многие новосибирские журналисты, писатель и поэт, издатель «Сибирских огней» Владимир Берязев, известные фотографы Валерий Кламм и Александр Волобуев. Но, как и всякий творческий человек, Закир Умаров ищет в горах уединения, и ему близка пришвинская идея Пути, по которому ты идёшь «из одиночества к людям». Одинокое дерево в пейзаже «Кокша» - на ту же тему.



Долина Чарыша – в стороне от шумных туристских маршрутов, и тем она интересна для вдумчивого неторопливого фотографа. Она тоже бывает разной в зависимости от времени года, и трудно сказать, когда её можно назвать «самой красивой».



Мгновение перед ненастьем, запечатлённое там же, в долине Чарыша. Вполне возможно, что снимок сделан в то же самое время, когда Закир ездил туда на рыбалку (это было в начале сентября прошлого года), а потом написал замечательное эссе «Девичьи плёсы Кумира».

Вслед за писателем Сергеем Залыгиным, который называл те места самыми красивыми на Земле, один из друзей Закира говорил ему примерно о том же самом. А ещё он сказал по пути на Кумир: «Я хотел бы жить в таких краях! Чтобы были степи, невысокие горы с тайгой, горные реки и облака…» После его слов Закир смог написать лишь одно: «Трудно что-либо добавить к этим простым словам...»



Алтай для многих делится на степной и Горный, на монгольский и Рудный, а для того, кто ищет и постигает его душу, Алтай един, и его сразу можно узнать, даже если он будет самым что ни на есть «степным» - как в этом сюжете с простым названием «Тигирек». Заповедные тропы Алтая одинаково интересны для Закира, где бы они ни были – по Тигиреку, Челушману, Аккему, Бухтарме…



«Над алтайскими горами» - сюжет, больше схожий с сочинением на свободную тему. А вот слова самого автора фотографии: «Помню, когда я впервые читал «Песнь восторга» индейцев кайова, я понял, что я испытываю почти те же самые чувства, что и они:

Я перышко, я плыву в ясном небе. Я синий конь, я скачу по прерии. Я рыбка, я вьюсь, блистая в воде. Я тень, я бегу за ребенком. Я свет вечерний, свеченье лугов… Я орел, я играю с бурей. Я гроздь разноцветных бус. Я отдаленнейшая из звезд, я прохлада рассвета, я рев дождя, я сверкание наста. Я дорожка луны на заводи. Я пламя, четырехцветное пламя. Я олень, я прячусь в сумерках. Я в зимней выси косяк гусей. Я голод юного волка.

Я сон обо всем, перечисленном мною… Ты видишь, я жив, я жив! Я связан добром с землей, я связан добром с богами, я связан добром с красотой.

Ты видишь, я жив, я жив!» Есть какие-то другие слова, чтобы передать все чувства, которые переполняют нас всякий раз при встрече с дикой природой?



«На Курайском хребте»
 - ещё одна работа Закира Умарова; одна из немногих, где появляется человек, и при ознакомлении с ней лишь укрепляется чувство: человек нужен фотографу разве лишь для того, чтобы как-то дополнить увиденное в Природе.



Казалось бы, какая может быть связь между горами Алтая и просторами Крайнего Севера? И тем не менее в сюжете «Подражая Рокуэллу Кенту» эта связь – самая прямая, и трудно подобрать более точное название. Общаясь с друзьями, Закир Умаров пришёл к мысли, что «рыбалка для нас и есть накрутейшая медитация». А в подтверждение он приводит замечательные слова известного американского рыболова и издателя Ника Лайонса: «Ничто в этом мире не способно освежить душу и чувства, как реки, которые я знаю. Без них я не могу. В их чистых, в их стремительных или медленных, щедрых или скупых водах я вновь нахожу силы, здесь я обретаю элементы жизни, которые утратил в городах: тишину, терпение, свежие мысли, приверженность к природе, остроту восприятия, родство с землей, душевную лёгкость, спокойствие…»

Есть много сил, которые влекут нас в горы, и сопротивляться этим силам бессмысленно. Приходит время – и ты снова в седле, и снова видишь этот мир таким же, каким видели его далёкие предки. В разные стороны от Абайской, Уймонской и Катандинской степей уводят древние охотничьи тропы, и на одной из них Закиру встретился сюжет «Вестники прошлого»:

 

Метки

admin 05.04.2014 в 22:30 # Ответить
Фото просто божественные! А ч/б снимок Калмыкова со товарищи так и подмывает назвать - Демоны Прителецкой тайги! )
admin 23.04.2014 в 13:21 # Ответить
All images creative, сделать фотографии вот такими глубоким и чувственными удается не каждому. Здорово , хотелось бы на учиться такому профессионализму
admin 05.05.2014 в 03:46 # Ответить
Добрый день! Как можно связаться с автором фото на предмет приобретения. Интересует фотография с "золотыми" горами
admin 05.05.2014 в 05:42 # Ответить
Вы можете написать ему на личную страницу на ФБ или сообщить нам свой E-mail при посещении раздела КОНТАКТЫ (в нижней части главной страницы) - а мы отправим Ваш адрес фотографу.

Добавить комментарий