— В начале 90-х новосибирским художником и писателем Николаем Мясниковым, обладавшим несомненными качествами креативного лидера, было организовано содружество художников «Белая галерея». Проект путешествовал по сибирским городам, представляя андеграундное искусство. Мне также довелось поучаствовать в нем.
Нынешняя выставка, куратором которой выступает известный искусствовед Владимир Назанский, – одна из знаковых фигур в современных художественных кругах Сибири, – «продолжение темы». Владимиру Назанскому, правда, удалось не с первого раза «пробить» площадку для «Сибирского андеграунда» в стенах Новосибирского государственного художественного музея, но все-таки это произошло. В основе нынешней выставки – работы художников «Белой галереи», студии «Март», галереи «Сибинтерарт». И, кстати, жена Николая Мясникова, Зинаида Рубан также участвует в этом проекте – ее работы очень впечатляют…
Тогда, в 90-х, проект «Белая галерея» привлек к себе активное внимание, просуществовав более пяти лет, – продолжает Сергей Дыков. – Было выпущено также несколько поэтических сборников. В Горно-Алтайске в 1994 году была представлена в музее экспозиция андеграундного направления нашими художниками. Почему бы сегодня такую выставку здесь не затеять вновь?
Владимир Назанский (на снимке) рассуждает о феномене сибирского андеграунда, который «не сводим полностью к политике и идеологии, и поведенчески связан и с давними традициями русского нестяжательства, и с мифологизированным образом художника, и с особым вольным сибирским духом. Эта свобода имела свою цену – нищета, несоциализованность, невозможность участия в выставках».
В 1990-е неофициальное искусство начало показывать себя. Тогда и произошло открытие сибирского андеграунда, который становится предметом внимательного взгляда искусствоведов и коллекционеров. Сибирский андеграунд, как пишет В.Назанский, в 1970-80-е годы был представлен индивидуальными художественными практиками «неформатных» художников, существовавших вне системы. Они объединялись в сообщества друзей, негласным девизом которых была полная свобода творчества. На этих «островах в океане» шла своя параллельная жизнь, творившая свое искусство, которое не работало на конъюнктуру времени и идеологию, а разговаривало со зрителем художественным языком, где было место достижениям русского авангарда и европейского модернизма.
«Шло время – разделение искусства на официальное и неофициальное теряло актуальность; менялось общество, ценности, приоритеты, менялись судьбы художников, их роли, статус, стратегии – одни интегрировались в общество, другие, в силу инерции образа жизни, оставались одиночками и постепенно уходили из жизни... Хронологические рамки сибирского андеграунда можно определить концом ХХ века», – пишет В.Назанский.
Организаторы нынешнего выставочного проекта надеются, что он вызовет интерес к этой, не до конца еще известной, странице истории художественной жизни и поможет воспринять сибирский андеграунд как своеобразную часть культурного наследия.
На репродукциях: один из ранних автопортретов Леонида Сафронова и две работы Сергея Дыкова.