Она сочиняет свой войлок, добиваясь стилистических решений, необычной фактуры, цветовой гармонии. И — удивляет, радует, как и другие наши мастерицы, дружно подхватившие новую волну популярности этого благодатного материала. У всего есть истоки. У Ольгиной любви к рукоделию они берут начало в детстве, от бабушкиных уроков.
— С пятилетнего возраста крючком владею — бабушка научила, чтоб я за ней «хвостом не ходила». Потом и спицами начала вязать. Я довольно долго «эксплуатировала» бабушкино незаурядное дарование. Бабушка Анастасия и все, что с нею связано — целая эпоха в моей жизни. Мама работала в школе, и вся жизнь ее была на бегу, а я при бабушке находилась. Та умела шить замечательно, обшивала и «обвязывала» всю улицу, на которой жила.
Она в 42 осталась вдовой, и нужно было воспитывать детей, работать. Скотину и птицу держала, настоящие вологодские кружева плела на коклюшках, крестом вышивала. Бабушка закончила два класса церковно-приходской школы, но у нее была природная одаренность и какая-то абсолютная память — она вместе со своими детьми прошла школьный курс литературы и знала его наизусть. Очень любила читать, но свободных минут для чтения было не слишком много.
Учиться у бабушки было очень интересно. И вот однажды мне захотелось связать одну вещь, подошла к ней с журналом, но бабушка схитрила: «Мелко написано, попробуй сама, а я тебе подскажу...». Когда дело было сделано, она сказала: «Да, дружок, ты лучше меня вяжешь. Больше с этим не приставай ко мне». Она дважды не повторяла, учила слушаться с первого раза. Есть такое понятие — «слово со властью». Вот у нее было именно такое слово, хотя она говорила тихо и спокойно и многое разрешала.
У бабушки была огромная коробка с пуговицами — я играла с ними. А ещё сундук. По моим тогдашним детским меркам огромный. И когда его открывали, это превращалось в таинство. Время останавливалось. Лоскутки, кружево... Через бабушку любовь к рукоделию это вошло в мою жизнь. Когда мне было 26 лет, бабушки не стало — я себя сиротой почувствовала.
Диплом у Ольги Зиновьевой технический. И к ее последующей жизни он имел отношение десять лет, когда она работала в авиационном КБ в Новосибирске. Работала и понимала, что выбранная профессия — не ее. В технический ВУЗ попала по «несчастному случаю» — в школе были сильнейшие математики и физики, поэтому в институт связи поступила с легкостью.
— На втором курсе, когда пошли железные ящики с кнопками и тумблерами, - испугалась... Меня били по рукам, потому что я лезла под напряжение. Стало грустно — что же, так и буду дальше мучиться? На мое счастье открыли факультет общественных профессий, и я поступила сразу на три отделения: журналистику, технический перевод, режиссуру. И все закончила. Журналистике три года училась. Там у нас были «матёрые» профессионалы, и с нашими «корочками» брали на работу в любую газету.
Авиационный КБ оставил странное чувство. Я поняла, что придет время, когда оглянусь назад и увижу один однообразный долгий день, несмотря на командировки в Москву. И я «убежала» оттуда. Неожиданно попала на работу в шоу-бизнес, и, став директором Театра моды, занималась какое-то время руководящей работой. Должность звучала престижно, но ничего творческого в ней не было. Посему долго это не продлилось.
Случайными вещами заниматься не хотелось. Позвонила старым друзьям и вскоре стала работать на телевидении — делала программу о художниках. Всегда было так — если человек делает то, чего я не умею, у меня возникает пароксизм нежности и восхищения. Да, я сама писала стихи, прозу, тянулась к творчеству, но казалось, что ни на что не гожусь... Позже только оценила ценность «потерянного времени».
Цикл моих передач на нашем канале назывался «Мансарда». Первый выпуск был посвящен трагически погибшему художнику, который и посмертно не избежал наветов, поскольку был связан с бизнесом. Хотелось восстановить справедливость. Мы готовили эту программу полгода. Было проявлено много доброй воли, бескорыстия со стороны людей — цель объединила нас. Не берусь говорить о качестве этого опыта, но передача состоялась. Родственники благодарили... Мне разрешили делать новые сюжеты о художниках.
На новом поприще успокоились и метания «эго». Я рассказывала о людях, не упоминая себя, оставаясь за кадром. Уже всё меньше волновало, как впишу себя в пространство и время. Мало говорила, много слушала. Поэтому такая возможность — сидеть за камерой, смотреть на человека, слушать его историю, где-то помогая его дальнейшему продвижению — мне нравилась. Это было замечательное состояние. Надо было стараться других людей увидеть, полюбить. Открывался новый, объемный мир...
Персонажей выбирала сама, никто мне не навязывал героев. В этих диалогах я себя «вырезала», оставался монолог художника и видеоряд. Встречи с творческими людьми помогли мне найти единомышленников. Я стала лучше разбираться в каких-то узких вопросах. Это было славное время, когда отрешенность от себя помогла осознать многие вещи.
— Когда делала «Мансарду», «втемяшилось в голову», что я должна жить на Алтае. Никому об этом не рассказывала. Тогда еще ни разу на Алтае я не была, но видела альбом с репродукциями Чорос-Гуркина и две его подлинных вещи в Новосибирской картинной галерее. Реально «дверей» на Алтай не было отрыто. Передачу я не могла бросить, это был мой долг перед людьми и последняя тогда еще возможность делать что-то не на коммерческой основе. Правда, в какой-то момент всё закончилось — наш канал перекупили и стали показывать на нем мыльные оперы.
В Новосибирске проходили выставки, в которых участвовал алтайский художник Сергей Дыков. Он дружил с художником и писателем Николаем Мясниковым, о котором я делала передачу и с подачи которого стала интересоваться творчеством Дыкова. И, конечно, возникла идея сделать материал о Сергее. Канала уже не было, но я решила, что найдется возможность воплотить задумку.
Рассказ об этом художнике перетекал в объемную тему алтайского искусства... Само стремление жить на этой земле, видимо, позволило обстоятельствам сложиться так, что дорога на Алтай «легла». Уже в Кебезене родилась дочь Катя. Через четыре года мы отправились в Турочак. Не оставляла мечта о творческой даче, чтобы продолжать сюжеты о художниках. В то время я преподавала в Турочакской школе искусств. Дальше были Мульта и Чепош. И где бы я ни находилась на Алтае — всегда чувствовала себя как дома...
Оглянуться назад и увидеть, что цепочка событий складывается в путь, а на вопросы, заданные давно самому себе, приходят спокойные ответы — этого ли не ищет каждая человеческая душа? Намечтанное часто сбывается, если человек учится принимать всё, что с ним происходит. Приехав на Алтай, Ольга не видела дороги назад. Знакомство с удивительными людьми не дало иссякнуть жажде творчества. Василий Синкин, Александр Бушуев, Родион Зиновьев, Ольга Гракова, Татьяна Веревкина — в нашей творческой среде имена всем известные.
В Лебедском, в гостях у Татьяны Веревкиной во время долгих бесед Ольга не выпускала вязания из рук. Художник Родион Зиновьев, рисующий на пленэрах в Лебедском, рассказывал Ольге о своем брате, который умеет сырмаки валять, и подмечал, что у его брата Ивана с Ольгой немало общего. Спустя какое-то время был ее первый телефонный разговор с Иваном Зиновьевым, завязалось общение... Через несколько месяцев она отправилась в Мульту уже для очного знакомства с Иваном, а через полгода они поженились...
— Ваня научил меня катать войлок, - продолжает Ольга. - Я перед войлоком трепет испытала, когда еще только третий год на Алтае жила. Мне показали кусочки войлока, образцы с мастер-класса. Увидала и подумала, что когда-нибудь научусь и что-то такое сделаю. Меня просто изумило чудо рождения дивного материала из серой рыхлой субстанции! В 2005 году Ваня получил первое место в республике на конкурсе ремесел за свои сырмаки, в традиционной манере выполненные. Он многое раздарил. А научился войлоку еще в Новосибирске.
У Ивана все друзья были тувинцы, и он помнит эти юрты, крытые войлоком. «Скорняжке» обучился в ВАСХНИЛе, в Академгородке. А валянию войлока Ваню бывший тесть Родиона научил. Трафареты для сырмаков выполнил Родион, и пошло дело! Когда я видела, как Ваня валяет войлок, то могла участвовать сначала только на уровне идей. А потом, когда у самой получилось, поняла, какая это радость... Войлок — это очень радостное ремесло. Каждый день с утра — счастье от мысли, что впереди любимое занятие...
— Когда мы еще только по телефонным разговорам с Ваней были знакомы, я спрашивала его — а можешь скатать чулок войлочный? - улыбается Ольга. - Попробую, говорит. В день бракосочетания купили себе в подарок книгу про пазырыкский текстиль. Открыли ее и изумились: там и были войлочные чулки... С бисером. Это как? Красота!
И войлочные чулки, и юбки определенного кроя, и войлочные шлемы являлись в задумках Ольги Зиновьевой не просто так. Это потом она сделала коллекцию «Ростки дерева Байтерек», которую показала в нашем национальном театре прошлой весной с коллекциями других мастериц. Притом, открытием было и то, что некоторые идеи оказались неотъемлемой темой чувашского костюма.
— Тюркская тема... Почему бы и нет? - говорит наша героиня, - у меня папа чуваш. – Значит, по крови меня и принесло на Алтай, ведь здесь находится прародина чувашей. Такая вот интересная история. Всему этому помогала «наученность» доверять всему происходящему. Страшные сказки про тяжелую жизнь в деревне — неправда. Здесь, на Алтае, я понимаю, что живу именно свою жизнь. Словно то, что происходило раньше, было во многом мне навязано.
Ольга вспоминает, как впервые с мужем они поехали на съезд предпринимателей. Она собрала свой вязаный трикотаж и первые войлочные опыты: гобелен и ажурное полотно, прикатанные на войлоке, сырмаки Ивана. Этим и участвовали. Получили второе место за «инновационный подход».
Сырмаки мужа Ивана — поклон добрым традициям. А Ольгин войлок готов рождаться и меняться как луна на небе. Но, по правде говоря, именно сама земля помогает мастерицам ощутить силу и душу творчества, связанного с этим земным, теплым материалом. И мотивы, которые Ольга использовала в новой коллекции, выставлявшейся на выставке «Алтай в Москве», тоже связаны с ландшафтами и красками земли...
— Это 27 интерьерных работ. Когда я сделала их за две недели, то села и задумалась: как это у меня вообще получилось?! Там есть несколько картин по мотивам художников, которых очень люблю. Но в целом затронута экологическая тема. Когда придумывала, ещё не знала, что коллекция может быть востребована. А случилось так, что теперь она уезжает в Англию. Бабочки, раковины, минералы, растения и крупные природные образы — пустыня, атолл, вулкан, горы — нашли отражение в ней. Семь вертикальных полос в продуманном цветовом сочетании... Приятно, что она нераздробленной отправится в одни руки. Хотя и каждый фрагмент ее — со своим смыслом...
Оказывается, для создания этого художественного войлока сгодились многие Олины ценные «припасы». Бархат, фантастическим образом попавший к рукодельнице моток дикого шёлка с острова Мадагаскар, кусочки текстиля, шерсть яка, который в Монголии вырос, а в Париже его причесали до «шёлкового состояния». Очень кстати пришлось и мулине, которое Оля долгое время возила с собой в мешке по Алтаю. Когда ей его кто-то подарил — она недоумевала, возможно ли распутать огромный ком нитей? А тут щедро отрезАла пряди этого мулине и вкатывала в шерсть. Фактура получается потрясающая!
Главное, что подарил Оле, по ее словам, Алтай — это чувство бесконечной благодарности к удивительным людям, которые здесь встречаются и которыми наша мастерица не устает восхищаться. Когда она со своими единомышленницами уезжала с фестиваля войлока из Тывы год назад, то им желали «белой дороги».
— Дорога на Алтай и по Алтаю — это и есть моя «белая дорога», - говорит Оля...
С радостью она вспоминает тех, кто носит ее войлочные изделия. Они отдают их ей на время выставок, в которых наша мастерица участвует. Сергей Дыков, Татьяна Верёвкина, Александр Бушуев, Данила Меньшиков, Николай Чепоков и другие... Свежи еще впечатления от закончившейся на днях выставки «Алтай в Москве» с авторскими коллекциями алтайских женщин, теперь объединенных одной целью развития этого удивительного ремесла и прошедшего Эль Ойына, на котором ей так помогала дочь Катя, потихоньку вбирающая в себя секреты родительского мастерства...
Странница... Кто-то давно из друзей назвал ее так. Какие ещё события и открытия наполнят «котомку» Ольги Зиновьевой, бесстрашно, с добрым сердцем доверяющейся судьбе? И когда я тоже говорю ей о том, что она — странница, Ольга замечает, что так, видимо, и есть — по сути, по Божьей воле...
На снимках: авторские работы Ольги Зиновьевой.