Родился в 1938 году в Аткарске Саратовской области. Учился в Саратовском художественном училище, с 1985 по 1989 на художественно-графическом факультете Омского пединститута. Творческий и жизненный путь художника неразрывно связан с Горным Алтаем. Он – один из тех художников, которые в 60-70 годы отрывали первые страницы истории современного искусства Горного Алтая. Является одним из организаторов детской художественной школы. Участвовал в многочисленных республиканских, зональных, всероссийских выставках. Восемнадцать лет работал директором городской детской художественной школы.
В 2006-ом году был избран председателем Союза Художников Республики Алтай.
- Вячеслав Николаевич, насколько я понимаю, новому председателю Союза достались старые проблемы... Ситуация с Cоюзом остается прежней – аренда помещения СХ, которую художникам не «потянуть», отсутствие финансирования и неуверенность в завтрашнем дне?
- У меня такое чувство, что мы потихонечку близимся к какому-то краху. К сожалению, таким выводам способствует сама жизнь… В той части здания, где пока еще размещается наш союз и выставочный зал, не осталось ни одного окна. Разумеется, проводить выставки на таком пятачке, где нет нормального освещения, крайне сложно.
Ну а насчет аренды скажу так: разбирая бумаги прошлых лет, обнаружил постановление главы администрации, датированное 94-ым годом об «Освобождении от уплаты местных налогов Союз Художников РА». Под «крышей» этой бумаги наш Союз жил благополучно до 2004-го года, не считая мелких имущественных претензий. И вдруг все резко изменилось. В 2005-ом году площади Союза были резко уменьшены, назначена арендная плата. На март текущего года Союз задолжал управлению по имуществу администрации города громадную сумму – 193734 рубля. Сумма эта накопилась за 2005-ый год, выплатить даже часть ее Союз не смог, так как финансирование за этот же год составляло всего 30 тысяч рублей. На начало апреля назначено слушание дела в арбитражном суде.
С другой стороны накопился долг по заработной плате штатному контингенту Союза. Он составляет 180 тысяч рублей. Это конечно административное нарушение, и возникло оно из-за отсутствия финансирования в течение 2005-го года. Всего, повторяю, за год было получено от Министерства культуры 30 тысяч рублей. В папке хранятся письменные договоренности, гарантийные письма, резолюции тех, кто мог бы помочь, но, к сожалению, на сегодня все это – просто бумага.
Главная причина отсутствия финансирования СХ РА, то что Союз – общественная организация. Финансировать ее никто не обязан. Раньше, до 2005-го года все регламентировалось постановлением правительства РА, которое определяло порядок выделения субсидий из республиканского бюджета. Но решением Госсобрания республики финансирование программы СХ было прекращено на весь 2005-ый год с 1-го января – по 31-е декабря. К тому же, в судьбе средств, поступающих в Министерство культуры для СХ заметную роль играет приоритетность их распределения. Естественно, что в первую очередь финансируются те культурные события и мероприятия, которые более заметны.
Дело о задолженности по заработной плате находится также в прокуратуре и после окончательной проверки будет отправлено мировому судье. Итого – весь долг сегодня близок к полумиллиону. Таким образом, «наследство» досталось тяжелое. Но бумаги о планируемых мероприятиях на 2006-ой год, об участии в разработке политики в области культуры, министерство культуры продолжает присылать с требованием ответа…
- Вячеслав Николаевич, и все же – надежда как-то поправить положение есть?
- Вся надежда на вновь назначенного Главу республики. А.Бердников, который при вступлении на должность сказал в своей речи, что будет опираться и на творческие союзы. Получается, что это – наша последняя инстанция. И если он поможет, конечно мы будем чувствовать себя увереннее. Все говорят: искусство необходимо! Необходимо для молодого поколения в первую очередь, но как это реализуется на самом деле?
- Раньше было лучше?
- Раньше СХ был самостоятельным и не входил в министерство культуры. При СХ были художественно-промышленные мастерские, в которых могли работать все желающие творческие работники. Они отчисляли Союзу 5 % прибыли с художников, и Союз жил распрекрасно. Художники выезжали на академические дачи по стране, работали там. Художник должен почувствовать свою востребованность, он ее раньше и чувствовал. Участие в зональных выставках вселяло уверенность – художник работает, зная, что он делает, за что делает и кому делает. И это было большое удовлетворение от работы.
- А теперь даже оформительский рынок захвачен…
- Да, оформительский рынок захвачен. А конкурировать не представляется возможным. Потому что художественно-декоративное искусство в оформлении улиц, площадей, зданий, разумеется, предполагает не одно только использование компьютера и декоративной липкой пленки. Все декоративно-художественное искусство превратилось во вездесущую торговую рекламу! Все хорошо в меру. А когда ею залеплено все – и столбы, и заборы, и специально построенные сооружения! И, наконец – самое плохое, на мой взгляд, что заклеиваются здания, построенные с оригинальным архитектурным решением. Я думаю, что это могло бы заменить старинные щиты из железа с рисунками масляной краской, но не монументальные виды декоративного искусства, такие как рельеф, чеканка, резьба по дереву, в конце концов, которые для оформления интерьеров сегодня никто не заказывает.
Раньше в городе был художественный совет и даже был, правда, короткое время, главный художник города, к мнению которых прислушивались, а порой они были просто рекомендательными. Теперь все регламентирует рынок.
- А есть конкретные идеи, как облегчить жизнь Союзу?
- Сувениры – вид декоративно-прикладного искусства… И кажется, что предлагать покупателю их должен сам художник. Что же видят гости нашей республики, проезжая по Чуйскому тракту, например, на Аржан-Суу? Дощатый настил метров на 300-400 с навесом и массу изделий и всего того, что очень отдаленно напоминает сувениры. Всем же известно, что если кто хочет продать, привлечь интерес покупателя, то он строит свои офисы, аттракционы, магазинчики на тракте… Я знаю – рынок нельзя обуздать, на рынке можно только конкурировать. Почему бы не построить там выставочный павильон, отдать его в безвозмездное пользование СХ РА, и последний бы наполнил его высокохудожественными сувенирами, изделиями декоративно-прикладного искусства, картинами… А процент от продаж помог бы ему существовать немного лучше. Сейчас так живет вся Россия…
- Недавно Вы побывали в Омске, где собирались Ваши коллеги с регио-на. Как живут Союзы художников в других местах сибирского региона?
- По-разному… Все зависит от того, как относятся к культуре в конкретной области и особенно, конечно, первые лица. 18 марта в Омске прошло расширенное правление СХ нашего региона, где, как раз, обсуждался этот вопрос. Проводил его председатель Российского Правления СХ Валентин Сидоров. Что получается? Там, где губернатор повернут лицом к нуждам художников, внимательно следит за состоянием культуры – там все нормально. Хорошо живут Союзы в Кемеровской области у губернатора А. Тулеева, помогает художникам и новый губернатор Алтая Карлин, неплохо выглядит Союзы Омской и Иркутской областей.
Положение, похожее на наше, только в Новосибирске. Там оно усугублено еще и развалом самого Союза на две альтернативные группы. Слава Богу, у нас, пока этого нет! Конечно, довести до закрытия творческую общественную организацию – пустяковое дело. Мы уже на пороге этого. Но ведь сломать, закрыть, уничтожить всегда легче. Время пройдет, а – я в этом уверен – восстанавливать все будет ой как сложно. Об этом мы тоже говорили в Омске…
- Вячеслав Николаевич, а вообще нынешние настроения в рядах членов нашего Союза художников каковы?
- В общей массе контингент членов нашего творческого Союза очень разнообразный. Но всех объединяет одно желание – работать, делать выставки, писать картины. И, естественно, основное желание художника – быть востребованным. Понятно, что нынешнее положение вещей отнюдь не прибавляет бодрости, но хорошо, что есть те, кто не теряет оптимизма, работает и вдохновляет других.
- К 250-летнему юбилею будет организована какая-нибудь замечательная художественная выставка?
- Я знаю, что на проведение этой выставки вначале были выделены средства в сумме 1,5 миллиона рублей. Это на проведение и устройство выставки, закупку картин, поездки с выставкой в другие регионы, закупку работ для музея, издания каталога и т.д. Но на сегодняшний день у меня очень большие сомнения в том, что хотя бы часть этих средств из Министерства республики дойдет до нашего Союза.
Понимаете, есть, наверное, закон природы, согласно которому, чтобы получить что-либо, надо сначала вложить. Если культурная ниша не заполняется тем, что способствует развитию гармоничного человека, то по правилу, что природа не терпит пустоты, она, эта ниша, будет обязательно заполнена тем, что ему может очень навредить…