— Анатолий Иванович, чтобы «добыть» эти кадры, нужно пройти немало километров, искренне любя туристические тяготы. Осеннее путешествие оказалось беспроблемным?
— Что вы, я отнюдь не люблю тяготы туристской жизни… Просто знаю, что они неизбежны и стараюсь стойко их преодолевать. В этом году мы ходили к Шавлинским озерам во второй половине сентября (на снимках). Было холодно, ночью замерзали, но эти неприятности компенсировались нашим восхищением великолепной осенней природой. Кстати, отправились мы в это путешествие втроем. Моими напарниками были бийчанин Сергей Елясов и наш молодой фотограф Александр Демьянов... Оба они очень серьезно увлечены фотографией, взяли с собой штативы, камеры, объективы…
— Какую роль в вашей жизни играют походы?
— Это не просто возможность фотографировать интересные сюжеты! Походы по Алтаю — важная часть моей жизни, одно из таких удовольствий, которое я очень ценю. Вообще-то я по складу характера домосед, поэтому забавно, что прямо как у настоящего туриста, увлеченного путешествиями, уже в начале зимы в моей голове начинают роиться мысли об очередном маршруте, и я несколько вечеров провожу за ворохом карт, тщательно, по дням, планируя его прохождение.
— Какой фотокамерой вы сейчас пользуетесь?
— Моя камера небольшая и легкая. Конечно, она проигрывает по сравнению с теми, которыми пользуются крутые профессионалы, но у нее есть немалое достоинство — 18-кратный зум. Многие наши фотографы тратят кучу денег на аппаратуру. Почему? Они считают (и, в общем-то, правильно!), что есть простая зависимость: чем дороже аппаратура, тем выше качество снимков. Но ведь надо еще учитывать, что качество снимка определяется не только отличной резкостью изображения, но и такими вещами, как сюжет, композиция и т.д. А это уже зависит не столько от технических достоинств аппаратуры, сколько от мастерства фотографа. Так что «зацикливаться» на технике не стоит, надо знать меру…
— Когда вы поняли, что фотография — не просто развлечение, а искусство?
— Я начал фотографировать в 9-м классе, и в скором времени стал покупать журнал «Советское фото» — было очень интересно знакомиться именно с художественной и документальной фотографией. Поэтому понимание, что фотография — это искусство, пришло еще в юности.
Читал учебники, старался искать удачные кадры… Но процесс становления как фотографа шел очень медленно. И одной из причин этого было банальное отсутствие возможности купить более или менее хорошую аппаратуру. Достаточно сказать, что длиннофокусный объектив удалось купить только лет через десять после того, как я осознал, что он совершенно необходим фотографу… Я далек от того, чтобы мазать сплошной черной краской советское время, но все же замечу, что проклятый хронический дефицит хороших товаров (характерная черта того времени) попортил нам всем немало крови…
В долине Шавлы (вверху слева) и гора Красавица; а на нижнем снимке — по леднику Большой Актру
— Сейчас фотографировать стало намного проще, а цифровые технологии расширяют само творческое пространство. Я знаю, что вы преподаете учащимся колледжа культуры и искусств предмет «Компьютерная графика»...
— Начал преподавать там три года назад. Объем этого учебного курса, в общем-то, невелик. Когда сам осваивал программу «Фотошоп», чувствовал некое воодушевление, ведь благодаря ей можно делать много интересного. А сейчас это для меня просто рабочий инструмент. Есть еще много других компьютерных программ, которые я собираюсь обязательно изучить. Хочется расширить круг своих возможностей. Замечу, что компьютер сильно изменил мои взаимоотношения с фотографией… Сейчас я реже беру в руки фотокамеру, мне стало гораздо интереснее не просто создавать фотографии, а объединять их в какой-то комплексный материал, например, в слайд-фильм, сопровождая текстами и музыкой. Поэтому много времени провожу за компьютером – и, соответственно, реже в моих руках можно увидеть фотоаппаратуру…
— Настоящий фотограф должен иметь взгляд художника?
— Да, разумеется. Но у фотографа и художника взгляды могут, конечно, разниться. Приведу забавный пример из своей жизни. Меня попросили отснять керамику одного мастера. Я пришел к нему со знакомым художником. Он расставил предметы для съемки так, как посчитал нужным. Меня тогда просто поразило, что на заднем плане беспорядочно лежали всякие вещи, а художник совершенно не придавал этому значения, он просто их не замечал… А вот фотограф не может себе этого позволить, он обязательно должен учитывать такие нюансы при съемке.
Лето 2000 года: у памятника репрессированным в Ойрот-Туре; «каменные грибы» в долине Челушмана; внизу — «Алтайский мотив»
— Как оценить уровень фотографа? Что может указывать, по-вашему, на то, что художественный взгляд фотографа «страдает»?
— Мне приходилось неоднократно участвовать в оценке фотографий других авторов. Например, меня приглашали в центр детского творчества, когда там проводили фотоконкурс. Пришел к выводу, что далеко не обязательно оценивать кадр по критериям: техническое качество, композиция, актуальность и т.д... Проще поступить так — посмотреть, и если взгляд задерживается на снимке, то его и стоит считать хорошим. На мой взгляд, не всегда нужно гармонию проверять «алгеброй». Нравится снимок? Значит, получился. Хотя потом объяснить, почему ты выбрал этот снимок, непросто...
А вообще я отношусь к чужим фотоработам с одобрением, всегда с удовольствием посещаю фотовыставки. Вот только очень уж редко они у нас в городе проводятся! Поэтому недавно созрела идея: освоить технологию создания сайтов – и самому сделать качественный и интересный сайт о фотографах нашей республики.
— Фотографии вы отдали немало времени. А работе по специальности?
— По специальности я учитель математики. Несколько лет работал в сельской школе – и в результате решил расстаться с этой профессией. Должен сказать, что преподавать в сельской школе математику оказалось очень сложно, там в массе своей весьма слабая подготовка учеников (многие не знают самых элементарных вещей!) – и справиться с этой проблемой молодому неопытному учителю оказалось не под силу. Это было давно, больше тридцати лет назад… но я подозреваю, что и по сей день ситуация в небольших и отдаленных селах мало изменилась.
Портрет художницы и поэтессы Юлии Юсуповой; алтайские «огоньки», а внизу — «Над Кучерлинским озером»
Тем не менее, несмотря на неудачный дебют в качестве учителя, в дальнейшем жизнь моя неоднократно была связана с преподавательской деятельностью. Три года преподавал в пединституте курс «Технические средства обучения». Конечно же, приходилось вести фотокружки, видеостудию… Однажды даже вел курсы по стенографии! В последние годы немного занимался репетиторством по математике. Вообще, для меня подготовка к учебным занятиям – это очень творческий, интересный процесс. К сожалению, слишком часто бывает так, что когда переходишь на стадию проведения уроков, результат далеко не всегда стоит затраченных усилий. Так что отношения с практикой обучения у меня довольно сложные…
— Мне кажется, что вы ушли из школы еще и потому, что поняли – тяготеете к свободному творчеству...
— Не такие уж у меня тогда были серьезные творческие намерения, чтобы из-за них круто менять свою жизнь. Просто понял, что работа в школе – не для меня. В восьмидесятые – девяностые годы сотрудничал с республиканскими газетами – «Звездой Алтая», «Вестником Горно-Алтайска», «Алтайдын Чолмоны», «Постскриптумом», несколько лет работал в учебной фотолаборатории ГАГУ... Сегодня я подрабатываю, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом.
— Какие имена авторитетны для вас в мире фотографии?
— Знаю и хорошо помню по журналам советских фотографов — среди них есть просто великолепные! Например, Борис Игнатович. Из наших местных фотохудожников не могу не назвать покойного Владимира Ветрова. Лично с ним знаком не был, но в областных газетах не раз встречал его замечательные пейзажные фотографии. Говорю о нем сейчас не случайно — было бы очень здорово, если бы кто-нибудь взялся и организовал выставку его работ. Пусть люди вспомнят этого замечательного ценителя и защитника природы Алтая. А среди современных фотографов Республики Алтай в первую очередь назову великолепного мастера пейзажной фотографии Александра Лотова.
— Знаю, что вы участвовали в ряде выставок, заняли первое место в республиканском фотоконкурсе «Уникальная природа Алтая», а ваши работы вошли в большой юбилейный альбом Республики Алтай, изданный десять лет назад. Когда планируете свою новую персональную фотовыставку?
— Первая персональная была в 1999-м году. Затем моя большая персональная, уже «настоящая» выставка, была в Национальном музее в 2004 году. Половина работ ее вошла потом в созданный мною компакт-диск. Новая выставка? Хм, тут есть две серьезных проблемы. Во-первых, как я уже сказал, в последние годы я несколько отошел от творческой фотосъемки, поэтому еще не накопил снимков, достойных показа зрителям. А во-вторых, подготовка хорошей персональной фотовыставки больно бьёт по карману фотографа…
Озеро Jарашкёль, в переводе просто «красивое озеро»:
— Что не принимаете в фотографии?
— Так называемые концептуальные фотографии вызывают у меня большие сомнения в их художественной ценности. Я просто не понимаю работы, на которых изображено что-то невнятное, снятое непонятно для чего. Сам придерживаюсь традиций реалистичной фотографии. Главное — должна быть мысль, которая четко просматривается. Иногда авторы слишком оригинальничают, а результат получается не всегда вразумительным. Мне ближе фото, отражающие реальную жизнь.
— Какие бы советы дали начинающим фотографам?
— Прежде всего, купить или скачать из Интернета хорошие книжки по фотоделу, фототехнике и искусству фотографии. Пытаться обойтись без чтения специальных книг – путь не самый удачный. Конечно, бывает, что человек методом проб и ошибок приходит к результату, но я — за более обстоятельный подход.
— Вам важна оценка ваших работ?
— Думаю, что она всем важна. Меня в городе знают многие, и время от времени в местной прессе встречаются положительные оценки моих работ. Замечу, однако, что наши горожане относятся к изобразительному творчеству вообще, и к фотографии в частности, довольно прохладно. Ни выставки наших замечательных художников, ни выставки фотографов никогда не вызывают большого интереса среди населения. Может, это вполне нормально… и все же немного обидно за людей, которые выносят свои работы на суд зрителей.
Озеро на плато Ештыкёль: