Амыр Укачин — замечательный художник, автор прекрасных иллюстраций к алтайским легендам и сказкам, педагог факультета декоративно-прикладного творчества в республиканском Колледже культуры и искусств — своим ученикам не забывает напоминать о главном: если выбор сделан в пользу творческой профессии, то к ней нужно относиться со всей серьезностью, глубиной и любовью. И тогда профессия ответит тем же. Спорить с этим трудно, ведь любимое дело по-настоящему делает жизнь осмысленной! Герой нашего сегодняшнего интервью, который когда-то поддался «вирусу искусства», с увлечением делится с нашими читателем какими-то открытиями своей творческой стези, которая выбрана им, вне сомнений, не зря...
Кайчи | Шаман |
— Одни художники берут реальность за основу для своих картин, другие дают волю фантазии. Амыр, Ваши «мозаичные» работы, известные по выставкам, вбирают в себя множество сюжетов, приглашая зрителя попутешествовать за выдумкой автора, который мастерски создаёт сложные цветовые переплетения героев, предметов, идей. А внутренне — к чему Вы больше склоняетесь: к фантазии или реальности?
— Трудный вопрос. Большинство наших художников получает образование, которое базируется на реалистической школе. Мое было таким же. В художественных институтах, к сожалению, не учат фантазировать. И поэтому, когда пускаешься после в свободное плавание, этот пробел начинаешь осознавать... Мне повезло с тем, что моим учителем в художественной школе был художник Сергей Дыков — он не только преподавал объемно историю искусства, но и на своих примерах показывал, как проявляется фантазия художника. Как-то нам, своим ученикам, он рисовал драконов — самых разных. До сих пор их помню! А после, когда я бывал на выставках Сергея Владимировича, то осознавал, что они представляют альтернативу реализму.
«Из Дыкова выросли» некоторые наши художники, среди которых и я, поскольку его влияние было довольно сильным. Кроме того, очень благодарен ему за то, что он протянул мне руку помощи, когда я вернулся после институтских лет... В его мастерской рисунки — коробками! Он обладает энциклопедической информированностью об искусстве и настоящей увлеченностью им, которая передается и другим. Еще в совковые времена Сергей Владимирович заинтересовался этно-стилем, свойственным картинам Пикассо, алжирским работам Матисса, а также Полю Гогену, и выбрал его для себя, предвосхитив будущее влияние этники в разных жанрах искусства. Вместе с увлеченностью мощными художниками, его интересовало и безымянное, но не менее интересное, искусство. И он всегда делился своими знаниями и впечатлениями от узнанного, увиденного...
Были моменты, когда наши художники-реалисты, указывая на какую-нибудь мою выставочную работу, говорили, что это «под Дыкова». Вообще, наверное, есть некое неявное противостояние реалистов и тех, кто проявляет себя в творчестве фантазийно. Вопреки всем мнениям, нужно, считаю, развивать то, что сильнее всего в тебе, в твоем творчестве. Когда учился в институте, понял, что мне ближе к душе — декоративное начало. Оно свойственно алтайскому национальному искусству, позволяет создавать оригинальные работы, и благодаря этому жанру я имею возможность выразить себя именно как национальный художник.
— А когда Вы нашли все-таки свой личный стиль?
— Это случилось, когда я оформлял книжку по сказанию Табара Чачиякова "Кан Алтын", в 2000 году. Необходимо было по-новому взглянуть на эпос, поскольку путь, по которому я шел, был проторен уже другими художниками.
Игнат Иванович Ортонулов - признанный мастер оформления эпоса. Он создал на этой основе свой мир, так же, как и шедшие до него иллюстраторы А.Каланаков, Н.Шагаев, И.Митрофанов. Последние очень хорошо иллюстрировали серию "Алтай баатырлар"...
Вот с рисунка к «Кан Алтыну» всё и началось. Там есть герой-богатырь, который играет на шооре. Необходимо было показать музыку, и прием «мозаики» был найден очень удачно. Позже мне казалось, что богатырь и сказитель помогли мне, чтобы достичь желаемого результата, ведь когда серьезно работаешь, начинает действовать энергия, позволяющая находить нужные решения. Остальные рисунки пошли в этом же стиле...
Потом у меня была работа над книжкой «Легенда о Золотом озере», где я выступил и как автор, сочинив текст на основе алтайской легенды, и как иллюстратор. Пока работал, вновь родилось чувство, что герой легенды помогал мне воплотить задумки. С годами я понял, что литературная основа хорошо стимулирует мою фантазию художника, позволяя двигаться в нужном направлении...
— Насколько сильно Вы ощущаете, что Ваше творческое начало связано с талантом отца — поэта Бориса Укачина?
— У меня всегда есть чувство, что отец поддерживает меня в моем творческом движении. Еще при жизни отца я оформил сборник его стихов на алтайском языке со своими иллюстрациями, но мне хотелось бы сделать что-то более основательное и серьезное... Надеюсь в будущем это воплотить.
— Амыр, Вы лояльно относитесь к любым проявлениям искусства?
— Думаю, что всё имеет право на существование. Глядя на авангардное искусство, я не чувствую, что это вызывает у меня явное отторжение. Хотя эмоционально иногда можешь что-то не воспринимать... Но во всём, видимо, есть ценное зерно. Надо просто лишнее отбрасывать и брать лучше.
— Ваша работа иллюстратора идёт бок о бок с жанром Слова. А что самому нравится почитать?
— Любой художник должен любить Слово, поэзию... Мне нравится Сергей Есенин. Люблю, конечно, творчество отца, а также поэзию тех, кто был с ним дружен. Например, Бориса Слуцкого — выдающегося поэта, который не раз помогал отцу.
— Насколько Вы осознаете свое влияние на своих учеников?
— Когда видишь, что ученики к чему-то стремятся, с ними очень легко делиться... Приятно смотреть, когда человек раскрывается, и даже делает что-то лучше тебя! В такие моменты понимаешь, что не зря живёшь на этой земле. И это не просто слова. Это — ответственность. Педагоги нашего колледжа участвуют в формировании культурной среды республики. И если нам дано такое право и возможность, то мы стараемся, и очень радуемся за успехи наших детей. Сюда приходят разные дети. Среди них есть очень талантливые. И здесь образуется такой «котел», в котором все «варятся», влияя друг на друга. Какие бы специальности в нашем колледже дети ни выбирали, они все равно будут заниматься творчеством. База колледжа позволяет овладеть здесь разными навыками.
Наш колледж — ступень для поступления в училища и университеты. Нам хочется развиваться в разных направлениях культуры... Поступающие к нам в основном хотят учиться на факультете дизайна и архитектуры. Но и идущие в других направлениях всегда найдут, где себя применить и проявить, будь то сувенирное дело или оформительская работа...
Очень хочется, чтобы кто-то увлекся среди наших студентов скульптурой. Республике нужны молодые скульпторы. Всегда хочется верить, что новые времена не будут безденежными для людей искусства, которым так необходима востребованность. Более сильную тревогу вызывает сегодня проблема сохранения и развития родного алтайского языка. Родной язык не знают и даже не понимают многие городские дети, совершенно пока не осознавая, что теряют такой богатый источник знаний, из которого они бы черпали, став взрослыми, народную мудрость, свою национальную философию жизни...
Если умрет родной язык - погибнет и сам народ. Это должен знать каждый человек, к какому бы народу он ни принадлежал. Тем более, что знание родного языка позволяет ближе соприкоснуться с той живой энергетикой, которой обладает твой народ, как это ни банально звучит, и алтайская литература в первоисточнике. И эта энергетика важна, чтобы жить и развиваться полноценно.
— Поделитесь личными творческими планами?
— Есть идея создания этно-балета о Золотом озере, в работе над котором я мог бы выступить как сценограф. Уже поделился своими задумками с балетмейстером и композитором, делаю эскизы... Надеюсь, что мечта воплотится...
— Вы бы могли без творчества?
— Вирус искусства не изжить! Поэтому, если любой человек, «зараженный» им, переходит на другую работу из практических каких-то соображений, он испытывает неудовлетворение. Надо отдаваться до конца любимой профессии, и она тебе ответит любовью, поддержит и прокормит тебя. Творческая энергия любимого занятия напитывает душу и жизнь человека силой! Здорово, когда ею можно поделиться, отдать своим ученикам...