Автопортрет | Гора Караташ (2002) | Август (2002) |
Чемалка (2002) | На рассвете (2008) | Музыка гор (2011) |
Телецкое озеро (2002) | Вечерняя сказка (2002) | Красные ворота (2002) |
Домашний натюрморт(1999) | Золото гор (2002) | Тюльпаны (1995) |
— Я пригласила своих друзей-музыкантов на открытие. Я довольно давно, еще с училища, занимаюсь сахаджа-йогой. Считается, что индийская музыка способствует росту кундалини — внутренней энергии. В нашей группе занимающихся йогой образовался не так давно прекрасный ансамбль. Музыканты, обучающиеся уже второй год в тольяттинской академии индийской классической музыки, играют на индийских классических инструментах, которые, кстати, считаются довольно сложными... В январе приехала к нам девушка из Самары, она помогала организовать ансамбль и сама на открытии выставки танцевала индийский классический танец. Кстати, он произвел ошеломительный эффект. Я осталась довольна. Зрители тоже впечатлились.
— Меня немного удивил Ваш автопортрет. Все знают Вас улыбчивой, приветливой, легкой. Было бы привычнее, если бы именно такой Вы и предстали перед зрителем на своем автопортрете. Вы на нем — немножко незнакомка. Откуда эти сдержанность, строгость, сосредоточенность?
— Вообще автопортретов у меня много. Со времен учебы в художественном училище собралось определенное число, и, конечно, я думала, какую работу в этом жанре показать на выставке. Перебирала их, перебирала, а потом решила написать свежий. Рамка есть, холст тоже — какие проблемы?
Как только я открываю мольберт, прибегает маленький сын, и тоже очень активно выражает свое желание порисовать. У него свой столик, краски. И он своё рисует, а я своё. Вот так и получился этот автопортрет за несколько дней до выставки. Вид его героини свидетельствует, в первую очередь, о сосредоточенности, которая сопутствовала работе...
Мне бы больше сейчас хотелось работать в портретном жанре. Пейзажистов у нас много, портреты пишутся гораздо меньше. Лично меня привлекают человеческие образы, лица. Не так давно писала по просьбе портрет, им остались довольны, и это, конечно, порадовало...
— Наталия, вспоминаю Вашу пору директорствования в художественной школе. Сейчас, наверное, чувствуете себя свободнее, когда просто ведете уроки? Хотя для очень многих художников — преподавание своего рода потеря драгоценного времени, которое могло бы быть отдано творчеству...
— А я вспоминаю ещё время, когда приехала сюда после училища и вела уроки в художественной студии школы-гимназии №3. Там надо было бесконечно писать планы, планы, планы... Мне некогда было взяться за кисть, и это было катастрофой! Особенно после училища, где мы так плотно, сутками, писали, рисовали... Поэтому, когда меня пригласили работать в художественную школу, то я ощутила разницу. Конечно, директорская должность сопряжена с большой ответственностью, отчетностью, но когда этот период закончился, я получила возможность ездить на этюды, заниматься творчеством. Это глоток свободы! Конечно, это — блаженство...
— Ученики худшколы уже проэкзаменовались. Кого-то со стороны приглашаете для оценки трудов педагогических ваших?
— Раньше к нам приезжал из Новоалтайского художественного училища Борис Георгиевич Пасько на выпускные экзамены. А в последние годы - Александр Михайлович Осипов из Кемеровского художественного училища. На нынешних экзаменах они были оба. Первый — в качестве гостя, второй — в качестве эксперта. Экзаменационный просмотр был очень конструктивный и долгий. Был разобран «каждый камушек». Были и замечания, которые нужно учесть.
— В рамках республики Вы видите создание художественного училища?
— Этот вопрос стоял, видимо, всегда. В 70-м году, кажется, было создано Новоалтайское художественное училище. А говорят, его хотели создать именно в Горном Алтае, но не нашли для этого подходящих условий... Потом решили обосновать в Барнауле, но вновь не нашли условий. Так оно оказалось в Новоалтайске. Я училась в нем. И когда мы были студентами последнего курса, то стали возмущаться, почему училище не в Барнауле, ведь там музеи, галереи... Но об учебе в Новоалтайске сохранились самые яркие воспоминания. После него очень хотелось ехать в Питер, продолжить там учебу. Но я не смогла осуществить ее, за неимением сильного «тыла». Вскоре мечта отошла на второй план, и я отучилась в Бийском «худграфе», чтобы получить высшее образование. Тогда он уже стал называться университетом, но его уровень... По сравнению с училищем это было как небо и земля.
— Вы романтичны в своих работах. Вы осознанно идете к такому изображению мира?
— Да, пожалуй, я склоняюсь к романтизму. Живопись — это эмоции, это состояние. Состояние меняется быстро. Как в природе, так и в настроениях. Моя задача — передать состояние красоты и радости от взаимодействия с миром. Настроение здесь, конечно, многое решает. Сложно без него.
— С ощущением дисгармонии в жизни, когда его чувствуете, как справляетесь?
— Как любой человек, я чувствую любые изменения и колебания жизни. Семья, йога и искусство помогают восстановить душевный баланс.
— Художнику важно признание. Признание рождается от множества одобрений. С кого начиналось одобрение вас как художника?
— С мамы. Но вместе с тем, мама — сильный критик. Она умеет критиковать. После училища, например, я стала использовать в работах меньше белил. Она мне указала как-то на это. Работы казались ей темноватыми. И со временем я вышла на более светлые работы. Наверное, мамины замечания сделали своё дело. Многие свои работы я делаю маме в подарок. Вот, например, выставочная работа с подсолнухами — это ей подарок на юбилей. Я сделала её за день. Утром мама проснулась, увидела её и очень обрадовалась. Это был сюрприз.
— Прекрасна ваша работа «Музыка гор». Воду любите рисовать?
— Очень люблю. Вода отражает небо, свет... Музыка гор, водопад - это как музыка души. Также очень люблю рисовать коней. У меня есть работы с ними, хочется продолжать за ними наблюдать и их писать... А ещё яблоки люблю рисовать очень...
— Наталия, знаменитых художников-мужчин больше, чем женщин-художниц. Не обиден такой «расклад»?
— Домашний очаг, семья заставляют женщину отдавать много энергии, сил. Но ведь многие прекрасные художники творят, никому ничего не доказывая. Для себя, для других, но без первостепенной задачи прославиться. У меня никогда не было чувства, что я должна своим творчеством кому-то чего-то доказывать.
— Есть какие-то женщины-символы, которые Вас вдохновляли?
— В годы училища я увлекалась образом Мэрилин Монро. Рисовала ее портрет. Она мне была очень интересна. Восхищал ее образ, женственность. Спустя время этот интерес прошел, но помню, как была увлечена ею... На выставке у есть две работы, которые воплощают собирательный образ женщины. Одна из них названа «Красота Матери-Земли». Земля — живая, оберегающая, сильная, теплая, всепрощающая...
— Ваш интерес когда-нибудь поглощало чье-то творчество?
— Врубель очень нравится... Раньше я им особенно увлекалась, и как-то прочла, что к нему тянутся именно молодые художники, находящиеся в поиске своего стиля. Врубеля даже хотелось покопировать. У меня было несколько работ в таком стиле. Несмотря на свои какие-то стилевые находки к этому времени, во мне есть ощущение, что я продолжаю искать своё, и думаю, что всё еще впереди!