Цвет. Удивляющие образы. Пространство души художника. Он приглашает в него ненавязчиво: хотите — верьте ему, хотите — нет, но вы непременно поддадитесь соблазну поразгадывать таинственные сюжеты Леонида Сафронова.
Алтай космический | Девочка лета | Красный бык | |
Мальчик с собакой | Портрет Ксении Некрасовой | Солнечный поток | Татьяна |
В этом жанре он, кажется, «набил руку», но себя не рисует уже лет восемь. Автопортреты, большинство из которых представлены на выставке в Национальном театре, разглядывать увлекательно. Интригует и восхищает многообразность его трактовок себя самого и техник, в которых они исполнены. Здесь Леонид Сафронов — легкий, в дюжину мазков уложившийся, здесь — вдумчивый, таинственный, глядящий из глубины себя, а вот тут — героя овивает булгаковский мистический ореол. И кисть, и палитра, и ясно, что это - художник, но уже явно — больше чем художник. Мастер, чародей, маг кисти, подчиняет и очаровывает души искусством. Из всей Леонидов Сафроновых - один лишь кажется самым реалистичным. Все прочие — вариации на тему себя самого, но везде — точно он, угадываем. И эмоции, везде эмоции! Почему перестал себя писать с какого момента, вопросом особо не задается, но ответ есть. «Я не стал менее интересным самому, - говорит Леонид Сафронов, - но теперь мне интереснее выражать внутреннее, а не свой «фасад». Идеи важнее. Если бы я стал сейчас писать автопортреты, то конечно, они были бы другие. Более простые, но в то же время более емкие по содержанию... Скорее всего, я бы писал их без натуры, просто — что думаю, что чувствую... Я иду к этому. Я теперь такой, какой в моих последних работах — уходящий от прямой констатации образов, символичный...»
Наверное, он — один из самых интригующих художников. Будучи не особо публичным, он появляется из тени собственной скромности и приносит свои дары искусству и зрителю. Его молчание и тень — кажущиеся. Он — мегасветлый и очень свободный, со своим созданным «пространством души», как он говорит, личным обаянием и детской непосредственностью красок. Их мягкая ясность, теплота и разнообразие имеют прямой путь к душе зрителя. Цветотерапия в искусстве Сафронова иной раз верно вылечить может от печального настроения. Пришел грустным, ушел — уверенным, что его краскам можно найти аналог в мире окружающем, если только пошире открыть душевное око и не запираться в собственной пустоте...
Какой должна быть жена художника? Татьяна Данилова, кажется, точно знает, какой стоит быть, чтобы быть рядом с Леонидом Сафроновым. Она с увлечением рассказывает о том, как он рисует, как выбирает темы, насколько выигрышно смотрятся портреты, созданные пастелью, в чем сила каждой из техник. Она — увлечена его искусством с момента знакомства и может прочесть что-то свое о нем, например:
...У него, конечно, не Голландия,
Но голландцев любит автор наш,
Душеньку веселую и голую
Трепетно рисует карандаш...
Или:
… В хрустальной вазе цветы хрустальны:
Там четок, точен, прозрачен лист.
Их цвет, как эхо в лазурной дали,
Хранит обычный бумажный лист...
Она наблюдательна и очень чутка к его творчеству. Ну, например, Пушкин, которого изобразил Сафронов в портретном варианте. Обычно его пишут с завязанным на шее платком. А тут — Пушкин с открытой шеей получился. На такого Пушкина Татьяна реагирует не только как литератор: «Смотрите, какая шея обнаженная... И сразу — облик утончается, становится более незащищенным, теряется его привычный нам хрестоматийный портретный образ, где он изображен в халате, как на портрете Тропинина или во фраке, как у Кипренского. Леня — поэт чувственности, он часто подчеркивает какие-то чувственные телесные штрихи, которые приближают нас к герою как к человеку...» И в самом деле, глядя на этого Пушкина, легко представить его человеческую непосредственность. Такой оживший, близкий, живой Пушкин...
Портрет журналистки из «Собеседника» был выполнен Леонидом Сафроновым по фото. Просто понравилось лицо, выражение, образ... Как ее зовут, забылось, а портрет остался. Слегка развивающиеся рыжие волосы, лукавинка в глазах, улыбка. Рождает чувство задора, ответной свободы, настроения. Этот портрет бывал рядом с художником, примагничивая взгляды туристов, когда он рисовал на заказ на озере Ая. «Как говорил Набоков: «Моя девочка меня кормит», - шутит Татьяна. - Лёня очень здорово сходство передает, и туристы иногда поражаются. Я всякий раз переживаю: получится - не получится? Потом подхожу, терпения не хватает выждать, но каждый раз Леня так здорово «схватывает» сходство! И никогда не бывает, чтоб герои портретов оставались бы недовольны. Один пошутил: «Во «Кодак»!», имея в виду фотографическую объективность. А мне всегда интересно, как получится. Эстетические чувства у меня превалируют над другими, но легкая ревность все же может возникнуть, когда кажется, что художника слишком увлекает натура...» Художник, по его словам, не завершает работы — до последнего штришка, пока не останется довольным, добросовестность — принципиальна, настроение вкладывается — по максимуму. «Самое большое — три портрета в день рисовал, - говорит он, - девушкам нравятся портреты, выполненные пастелью, а карандашный рисунок был бы выполнен за полчаса. Пастель отлично передает все оттенки, решает задачи посложнее, с которыми может не справится карандаш. Некоторые люди из-за комплексов не хотят предлагать себя в качестве героев для портретов, некоторые из-за несколько суеверного отношения к этому жанру... Когда я пишу портреты, я стремлюсь передать свое восприятие человека. Иногда чуть приукрашиваю, иногда сознательно фантазирую. Меня привлекают разные лица. Однажды использовал лица из фотогалереи астропрогноза в вашей газете, захотелось посочинять на тему каких-то лиц. Человека трудно зафиксировать, так как он — материя все время ускользающая, постоянно меняющаяся, тем и интригующая, увлекающая...»
Это — одна из последних серий работ Сафронова. Символы, их компоновка дает волю зрительской фантазии. Алтай художника полон таинственности. Сочетания образов, иногда кажущихся простыми, открывает ширь восприятия, которой он делится. Мудрость мирозданья в простой капле кристальной голубизны, метаморфизирующейся в само семя жизни, пролита на его лаконичные живописные сказки об Алтае. Вообще — ноль претензий на то, чтоб сыграть роль первооткрывателя духовной избранности родной земли, но утвердить ее — космическим образом — ему удалось через эту свою привычную серьезную игру знаков и цвета... Сафроновская надбытийность здесь обнаружилась явным образом. «Я просто стал рисовать на тему Алтая, потом возникла концепция, это такой обобщенный метафизический Алтай, все объекты непривычны, ближе к символическим. Сколько народов здесь оставили свои следы! Петроглифы, изваяния, ритуальные сооружения, святилища - глубина культурная, следы древности — это меня особенно занимает. И заставляет задуматься... А каким будет он, Алтай? Эти работы - моя попытка связать его прошлое и его будущее. Для меня важно было показать Алтай как часть вселенной, используя знаки, свободный колорит и весь свой спектр чувств...»
Несколько работ Леонида сейчас находятся во Франции в Музее Изобразительных искусств города Нанси на выставке «Время рисунка", организованной по проекту Национального Центра Искусств Жоржа Помпиду в Париже - одного из наиболее значимых европейских Музеев Современного Искусства. Леонид кратко рассказал об истории своего участия в этой выставке.
Дочь Татьяны Андреевны, Олеся Чичинова, специалист по французскому языку, преподающая в Полярной академии в С-Петербурге, пригласила на Алтай своих друзей из Франции, преподавателя Школы Искусств в Бретани, писателя и искусствоведа Кристин Лапостоль, фотохудожника Эрика Пуатевана, Патрисию Диез, Марию Андро. Они познакомились с творчеством Леонида и предложили ему принять участие в выставке, одним из организаторов которой был друг Эрика. Хотя выставка «Время рисунка» посвящена современному искусству графики, на ней были представлены и работы мастеров других эпох, что позволило продемонстрировать развитие искусства рисунка во времени. Теперь рисунки Леонида висят вместе с работами Никола Пуссена, крупнейшего классика французской живописи, и мастерами эпохи Возрождения. Это ли не приятно? Дочь Татьяны, Олеся, во время поездки во Францию побывала на вернисаже и, рассказывая о своих впечатлениях, заметила, что многие зрители задавались вопросом: «Кто такой Сафронов?». Он там — единственный русский художник, случайно - неслучайно попавший во французский музей. Неслучайно - потому что, Рембо и Аполлинера он любит наравне с Хлебниковым, Есениным, Мандельштамом... Французская поэзия приблизилась к нему через французских художников, ибо всё в искусстве — дружит, соприкасается, взаимодействует и перетекает одно в другое. Кроме французской выставки были еще показы в Польше, Томске и на других региональных выставках.
Леонид Сафронов был в гостях у нашей газеты восемь лет назад. За это время, наверное, что-то произошло в его творчестве, в нем самом? Что именно? - спрашиваю я художника. «Ничего особенного не произошло, - говорит Сафронов, - но что-то явно изменилось в понимании себя и своих задач. Я стал больше уважать свое творчество. Стал понимать, что времени остается у художника все меньше, и он должен делать самое главное в жизни, чтобы его не растратить бездарно...»