К 80-летию одного из самых мощных и плодовитых мастеров изобразительного искусства Алтая была приурочена масштабная выставка его произведений в Национальном театре и проведен творческий вечер. «Дарение» здания СХ и юбилейное торжество произошло в один из весенних приветливых дней, поэтому расскажу о событиях в порядке последовательности.
…Прежняя бесприютность республиканского СХ была привычной темой для критики и одним из весомых аргументов в рассуждениях о том, что власть на художников обращает мало внимания. Елена Ортонулова, став председателем правления Союза около полутора лет назад, начала последовательную работу в осуществлении основного плана – получить некую территорию для выставок и общения художников. Цель оказалось достигнутой – небольшое здание, находящееся напротив национального музея имени А.В. Анохина, теперь подарено правительством Союзу художников. Раньше в этом здании располагался республиканский центр оценки качества образования.
На открытии офиса СХ или Дома союза художников (так, кстати, звучнее) собрались чиновники, включая главу республики, а также члены Союза художников и гости праздника. Говорились вдохновляющие речи. Все ждали, когда можно будет «проникнуть» внутрь здания и понять, что представляет из себя подарок, с виду кажущийся немного скромным.
— Представители творческой интеллигенции, собравшиеся на открытии, являются золотым фондом Республики Алтай, - сказал Александр Бердников. — Надо честно признать, что очень мало от того, чего хотелось бы и органам власти и тем, кто на одном фанатизме осуществляет свою творческую деятельность, вкладывая душу, делается для того, чтобы увековечить историю, традиции, культуру родной земли. Но такие небольшие шаги, как сегодняшнее открытие Дома художников, при всей сложности нашего бюджета и различных кризисах — это реальные действия, направленные на то, чтобы наши дети и внуки знали, чьи они дети, на какой земле появились на свет и что из себя представляют. Это здание мы дарим безвозмездно, и теперь у талантливых художников республики появился дом.
Приятно, что на открытии были отмечены некоторые художники. Правда, избирательно, но все равно приятно. Премировали в связи с 25-летием республиканского СХ Ерболата Нуриманова и Анатолия Гурьянова. Звание заслуженного деятеля искусств РА получила Елена Корчуганова. Благодарственные письма Министра культуры России были вручены Евгению Бучневу, Владимиру Ельникову, Андрею Ортонулову, Елене Ортонуловой — за большой личный вклад в создание экспозиций республиканского музея.
Перерезанная ленточка освободила вход в здание. И вот мы внутри. Узкий коридор словно говорил: «Цените и это». Три помещения – выставочные. В целом появилось чувство, что внутри здание оставляет более радостное впечатление, чем снаружи. Видимо, благодаря живописным работам. В любом случае, теперь это «своя территория» союза, имеющая конкретный адрес. Где можно художникам выставить, а нам – посмотреть, и, если будет желание, купить их работы. Офис СХ – в непосредственной близости к республиканскому музею, что тоже неплохо. Главой республики председателю правления союза Елене Ортонуловой был вручен сертификат на материально-техническое обеспечение на сумму 200.000 рублей, а мэр города Виктор Облогин сказал на открытии, что уже выделено место, напротив рынка «Весна», для художественного салона. Это ли не оптимистично, друзья?
…После открытия офиса СХ все отправились на открытие персональной выставки юбиляра Игнатия Ортонулова «Мой мир – мой священный Алтай». Мастер принимал теплые поздравления. Его картины плотно создали экспозиционное пространство – от этого родилось праздничное ощущение полновесного итога. Итога – очередного, ибо художник потрясающе трудолюбив… Нет сомнения, что его «продолжает вдохновлять всё, что дано Творцом!» — так он в нашем в разговоре однажды обозначил свой неутомимый интерес к предмету искусства, то есть к жизни. Да и к самому искусству.
«Какой живой водопад!» – сказал зритель, рассматривая одну из пейзажных работ. Рядом соседствовала картина: красный рояль, и за ним – ним самозабвенный музыкант. На другом полотне — купающиеся быки в прозрачной, взволнованной воде реки… Художник берет в качестве натуры всё, в чем ощущается жизнь. И не боится экспериментировать. Отсюда – столько жанров, такое многообразие творческих подходов. Движешься от одной работы к другой, и везде обнаруживается сила, которая – показатель и таланта художника, и самой его натуры.
Героический эпос — особый жанр в искусстве Игнатия Ивановича. Он проиллюстрировал свыше 150 книг алтайских авторов, несколько томов алтайского героического эпоса. Художник очень приветствует творчество тех, кто продолжает иллюстрировать алтайский эпос.
Он стал первым лауреатом государственной премии имени Г.И. Чорос-Гуркина, автором герба Республики Алтай, за оформление эпоса «Маадай-Кара» в 1981 году удостоен серебряной медали ВДНХ СССР.
Своим учителем Игнатий Иванович называет Николая Васильевича Шагаева. «Мы с ним более 20 лет по Алтаю ездили. Николай Васильевич – пейзажист. Здесь он учился живописи у Григория Гуркина и Николая Чевалкова, а в Ленинграде – у прекрасной художницы М.Асламазян в художественно-педагогическом училище. Пейзажу научил меня именно Николай Васильевич. Это получилось незаметно. Я работал вместе с ним и вдруг понял, что у нас взгляд на пейзаж одинаковый, мазки похожие, и иногда наши работы даже путают. Путешествуя вместе с Шагаевым, я научился писать пейзажи. Как в Горном Алтае жить и не писать его красоту? Николай Васильевич был «отцом» горно-алтайских художников. Многие с ним ездили, и он очень хорошо к нам относился...» — вспоминает художник. Среди любимых его мастеров кисти – Рерих, Суриков, Кандинский, Пикассо… Объем Ортонуловского искусства позволил вместить в себя многое — эксперименты, которые он приветствует, и традиции, «цементирующие» его творчество. Добрые чувства, рождающиеся после знакомства с его искусством, несут в себе прежде всего благодарность – за радость осознания, что мастером сотворен целый мир, который дал и еще, без сомнения, даст начало и жизнь новым молодым творческим мирам – их сочинят души, восхитившиеся полотнами художника…