| ||
Снегири |
Осень над городом |
Честное слово, сразу вспомнилась Юнна Мориц: «У меня уже готов для тебя букет котов, очень свежие коты! Они не вянут, как цветы... Я несу букет котов, дай скорее вазу. Очень свежие коты - это видно сразу!»
Один свежий кот Марины загляделся на стрекозу своими огромными зеленющими глазами. Сначала кажется, что он такой же белоснежный, как и крылышки стрекозы, но нет, оказывается, его окрас — небесный! Цвет неба, которое всё в густой перистой облачности с прожилками голубизны... Потрясающе фантастический котяра!
Другой кот в натюрмортной обстановке. Два апельсина рядышком оживляют дымчато-голубоватый тон картины. Самый реалистичный кот. Смотрит в глаза не иначе как по просьбе художницы — повернуться и попозировать с таким вот взглядом, потому как вообще-то он занят: он смотрит в окно, за окном — своя жизнь, птички, солнечные блики, и вообще — свобода, только снежная... А дома тепло и уютно, и вкусный кусочек, да ещё и картину с тебя пишут. Эх, хорошо...
Следующая кошачья парочка «зависла» в полёте вместе с колдовской рыжей осенью. Это только кажется, что они молчаливо созерцают «пору очей очарования», сидя на подоконнике. Они в полете, вместе с листьями. А еще они вместе друг с другом, и им рядышком не тоскливо от близящихся холодов. И листья золотые, и кроны волшебных осенних деревьев рыжеют вместе с кошачьей рыжиной заодно. И эта рыжина — прямо магический огонь. Но если листья в нём сгорят, то коты останутся и уйдут в зиму, чуть, возможно, побледневшие от белого снега...
А следующая парочка — рыжий кот и белая кошечка — тоже осенние. И они — выше крыш, и у них есть свой секрет. Но нам его не разгадать, поэтому мы можем только любоваться, глядя в их чудесные, серьёзные яркие зелёные глаза...
ЦВЕТЫ — это другая любовь Марины Туровой... Мне запали в душу анютины глазки на этой выставке. Они вообще, конечно, немножко наивны в своём желании соперничать с пышной красой королев цветов, но ведь никогда они не остаются незамеченными и верно исполняют роль прелестных принцессок, мимо которых пройти невозможно. А верба, распушающаяся по весне! Не цветами, а мягкими, тёплыми живыми комочками жемчужного оттенка на ветках она просто пленяет. И смотришь на нее, и вспоминается чуть сыроватый мартовский запах, и ветерок с речки, и ощущение обновления жизни... Художница любит речку и лес, она обожает природу, и только в ней видит источник очищения души.
— Радует, что с годами несмотря на перемены в восприятии, - говорит Марина Турова, - остается чувствительность к красоте мира, к живому. Я выхожу из дома и вижу красоту веточек, птичек, снежинок... Там, где я живу, около леса, мне хорошо. Там всё по-другому, другой контакт с жизнью. Я бы не смогла в центре города жить, я пробовала... Душа меняется тоже со временем, пусть и незаметно, у неё появляются новые оттенки. Если трудно, я иду в лес. Это настоящий храм. И так было всегда. Там организм и душа напитываются энергией и очищаются. Ничто не очищает, как природа. Природа и музыка. Без музыки я тоже — никуда, но иногда бывает, что хочется побыть в тишине...
КОГДА смотришь на работы Марины, возникает ощущение, которое рождается от чтения добрых детских книг. Это указывает не иначе как на то, что какие-то струнки той самой чудесной детской чувствительности живы во мне, и эти картины «сыграли» на них свою мелодию, близкую только мне. А сама Марина также признается, что внутренний ребенок в ней жив. Жив вместе с педагогом и критикессой по отношению к себе:
— А «включается» критикесса по-разному, - говорит Марина. - Бывает, что с первой же секунды. А бывает, «откайфуешь», а потом начинаешь придираться к своей работе. И тут можно «включить» внутреннего педагога, он поможет, подскажет, и начинаешь что-то видеть иначе... Других же моя критикесса редко критикует. Это происходит в том случае, когда работа может быть грубо, недушевно выполнена.
В основном я на выставках других художников «подпитываюсь» и учусь, и всегда есть чем вдохновиться. Вне зависимости, кстати, от их профессионального уровня. Все разные, но у каждого есть что-то своё, индивидуальное, достойное внимательного взгляда зрителя. Даже у дилетантов есть чему поучиться, если работы выполнены с душой. Видишь вложенный труд, старания, мастерство, и всегда уходишь впечатленным.
Художница ведет взрослую изостудию. Занятия проходят несколько раз в неделю в детской художественной школе. Я иной раз задумываюсь: ведь это сродни подвигу — после работы бежать учиться рисованию. Видимо, так или иначе люди по-разному приходят к ощущению дефицита творчества в своей жизни и стараются восполнить его. Это дарит радость душе, а опыт может пригодиться самым неожиданным образом.
— Дети, конечно, более непосредственны, податливы и восприимчивы в обучении. И более беззаботны. С детьми в чем-то проще, хотя кто-то считает, что дети — более сложный контингент в обучении, - делится Марина. - Но они — самый благодатный контингент, и результаты видишь сразу. Со взрослыми сложнее по той причине, что у них множество обстоятельств, вполне объективных, влияющих на посещаемость. Пропуски влияют на последовательность в обучении и зачастую расхолаживают. Поэтому необходимо их всё время увлекать. Скоро мы перейдем к батику, это непростая техника, но очень интересная...
Что ж, пожелаем художнице способных и старательных учеников и обязательно новых работ, радующего творчества и легкой кисти!