— Игнат Иванович, что для Вас — открытие персональной выставки в Аносе?
— Выставка, которую мне предложили открыть во вновь восстановленной мастерской усадьбы-музея Гуркина для меня как для художника — большая честь. Она — первая открывшаяся после восстановления усадьбы. Рядом гуркинские работы. Я очень рад, что мне предложили там пространство для моих этюдов — теперь они останутся там до конца сентября. Очень хорошо прошло открытие этой выставки, многие приехали в Анос, в том числе и мои коллеги...
Художник Мерген | Озеро Шавло | |
Портрет художника Шагаева | Улаганский пейзаж | |
Улаганские горы |
— Есть любимые имена в профессии?
— Такой же вопрос задавали Петрову-Водкину в свое время, и он отвечал, что «любовь у него к художникам сезонная». Я бы, наверное, тоже так сказал. Определенно сказать, что только этот художник нравится, я, наверное, не могу. Многие имена среди любимых. Рерих, Суриков, Кандинский, Пикассо... Этот ряд имен можно продолжать. Но я никогда бы не сказал, что люблю только одного, а больше никого.
— Кто определенно оказал влияние на Вас как на художника?
— Это мой учитель Николай Васильевич Шагаев. Он родился здесь, жил здесь, потом переехал в новосибирский Академгородок. Мы с ним более 20 лет по Алтаю ездили. Все этюды мои, которые теперь в Аносе, я вместе с ним написал... Николай Васильевич - пейзажист. Здесь он учился живописи у Григория Гуркина и Николая Чевалкова, а в Ленинграде - у прекрасной художницы М.Асламазян в художественно-педагогическом училище. И вот пейзажу научил меня именно Николай Васильевич. Это получилось незаметно. Я работал вместе с ним и вдруг понял, что у нас взгляд на пейзаж одинаковый, мазки похожие, и иногда наши работы даже путают... Вот здесь, на стене его палитра с кистью — когда-то он подарил мне свой этюдник. Его работы у меня есть...
Я окончил педагогическое отделение Алма-Атинского художественного училища и больше всего увлекался графикой. Путешествуя вместе с Шагаевым, я научился писать пейзажи. Как в Горном Алтае жить и не писать его красоту? Николай Васильевич был «отцом» горно-алтайских художников. Многие с ним ездили, и он очень хорошо к нам относился.
— Кто из наших художников Вам ближе по творческому выражению?
— Я приветствую тех, кто иллюстрирует героический эпос, потому что и сам этим занимался. Это очень помогает и писателям, и поэтам, и художникам. Многие художники работали у нас над эпосом. Сергей Дыков, Амыр Укачин, Николай Олчонов, Николай Чепоков продолжают развивать этот жанр изобразительного искусства, и я это очень приветствую.
— Как Ваша супруга относится к своей судьбе жены художника?
— Валентина Ивановна тоже художник. Мы вместе учились и вместе закончили Алма-Атинское художественное училище. Она меня всецело понимает, и сама много работает. У нас шесть детей, и трое из них выбрали творческие профессии. Самый младший сын Мерген, трагически погибший в двадцать лет, прекрасно рисовал, и мне очень хотелось бы сделать его выставку — осталось много его работ. Он был очень талантлив...
— Игнат Иванович, что составляет главное богатство Вашей жизни?
— Я себя считаю очень богатым человеком. Если подумать, ведь я богат! Смотрите, сколько картин… Богатство — это моя любимая работа, здоровье и душевный покой. Сегодня меня радует, что я рано утром просыпаюсь, вижу солнце, облака, цветы, слышу птиц. Значит, я жив! Меня продолжает вдохновлять всё, что дано Творцом!
…
И.И. Ортонулов родился в 1933 году. График, живописец. Член Союза художников России (1971), Заслуженный художник России (1982), Народный художник Республики Алтай (2004). С 1967 года участник международных, всероссийских, региональных выставок, участник международных проектов. Лауреат премии Ленинского комсомола Алтая (1960).
Начало творческого пути художника связано с созданием художественных образов в технике уникального рисунка и линогравюры. Проиллюстрировал свыше 150 книг алтайских авторов, несколько томов алтайского героического эпоса. За оформление алтайского эпоса «Маадай-Кара» в 1981 году награжден серебряной медалью ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства).
Игнат Ортонулов стал первым лауреатом республиканской премии имени Г.И. Чорос-Гуркина. В живописи последних лет Игнат Иванович обращается к традициям древнего алтайского искусства. Потомок древнего алтайского рода, он использует традиции народного искусства, его сложный символический язык для создания образов глубокого философского содержания. Его работы находятся в фондах алтайских музеев, в частных коллекциях. В собрании Сергея Грантовича Хачатуряна - более двадцати работ художника, которые экспонируются в галерее «Кармин».