Прошлая неделя отличилась в Республике Алтай открытием сразу трех выставок. Они представлены работами известных мастеров: Николая Шагаева – в Национальном музее имени А.В. Анохина, Владимира Ельникова в Майминском Центре культуры и Елены Корчугановой – в городской детской художественной школе… Три свежие экспозиции ждут своего зрителя.
Так природа захотела…
Неделя вышла насыщенной в плане встреч художников друг с другом, ведь на открытиях выставок всегда предполагается общение коллег по художественному цеху. Этого было в достатке. Как и очень приятных эмоций, связанных с просмотром самих работ.
Знакомый сценарий презентаций выставок в Майминском Центре культуры превращен в традицию. Все знают, что непременно будет музыка, много добрых слов и чаепитие. Герой – «пред очами публики». Ему – пожелания дальнейшего счастливого творчества, благодарные отзывы, улыбки. Чувствует ли он в тот момент особенную ответственность за «сотворенное»? – не станем углубляться. Вероятно, для каждого художника открытие выставки – час собственного откровения. Если автор произведений даже не рассчитывает на полнейшее «одобрямс», он точно знает, что найдет среди присутствующих хороший «лагерь» поклонников. Среда своя, родная. И этого уже достаточно, чтоб делиться с народом своим искусством.
Пейзажист Владимир Ельников спокойно и с достоинством занимает свою нишу среди ведущих мастеров республики. Согласитесь, что сам жанр слишком оригинальным для наших прекрасных мест не назовешь. Им «кормятся» многие, и вдохновенно. Володя – живописец чуткий. Художник-реалист. Искренний, открытый. Очень много работает.
Авторитетнейший мастер холста и кисти Владимир Петрович Чукуев на открытии Володиной выставки сказал как раз о большом трудолюбии автора представленных работ. «Мастерство Володи с годами растет. Я также очень рад, что наш коллега своей очередной выставкой подает пример другим художникам. Горный Алтай словно создан для тех мастеров, которые пишут с натуры. Вот представьте, можно сидеть в одном месте и писать четыре этюда «на все четыре стороны»…»
Кош-Агачский живописец Ерболат Нуриманов, товарищ Володи, разделял в этот день радость своего друга. Сказав, что работы художника красноречиво говорят сами за себя, он процитировал Булата Окуджаву:
«…Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить... Так природа захотела. Почему? Не наше дело. Для чего? Не нам судить».
Ключевая фраза, на мой взгляд, – «так природа захотела». Причем, относительно нашей темы – попадание «в яблочко» вдвойне. И в том смысле, что поэт вложил, и в том – что касается жанра пейзажа.
Что думает художник об этом жанре? «Это классика. Как может наскучить, например, классическая музыка? Есть те, кто противится классике, свои какие-то поиски предпринимает. Я не отношусь к их числу. Классика была, есть и будет… Видишь природную красоту, и ее хочется писать, тем более, что в природе все быстро меняется, а тяга воссоздать это прекрасное никуда не уходит…»
Володя Ельников, заканчивая своим словом официальную часть открытия выставки, душевно поблагодарил своих коллег и гостей за поздравления и сделал распахнутый жест руками, мол, чем богаты, тем и рады – смотрите и наслаждайтесь… Чудные пейзажи выставлены и для вас, любопытный читатель.
Ура – свободе!
Примечательно, что пейзажная галерея Владимира Ельникова открылась 5 ноября – в день рождения акварелистки Елены Корчугановой, которая, в свою очередь, через три дня встречала зрителей юбилейной экспозицией новых работ в городской lетской художественной школе.
Юбилейная выставка связана с 55-летием художницы. Также она покидает ДХШ, официально прощается с педагогической своей миссией. Многие надеются, что это расставание – не навсегда. Елена Андреевна получила многочисленные поздравления по поводу юбилея и картин. Тему ухода она постаралась подать без особенной грусти. Явившись перед публикой в юношеском «прикиде» – джинсе, увешанной значками и булавками, с рокерским браслетом на запястье, она тем самым словно говорила – «Долой грусть, ура – свободе!» В битком набитом зале ДХШ (часть народа в него не вместилась) царило очень приподнятое настроение. Героиня была бодра, приветлива.
Сергей Дыков сказал такую вещь: «В венах Елены Андреевны течет акварель!» Похоже, так и есть. Мастерица-укротительница водной стихии на бумаге достигла совершенства в одной из самых капризнейших техник. Обрамленные в белое ее работы сияли. Сияли, несмотря на то что в этюдах не было особого акцента на всепобеждающее солнце. «Я знаю Елену Корчуганову как художницу, любящую цветы и пасмурные пейзажи», – прокомментировал работы сценограф Алексей Дмитриев, поздравляя героиню вернисажа. Он аккуратно выразил надежду, что через пять лет Елена Андреевна явит нашему глазу нечто совершенно новое по тематике. Новое? Но… разве не дорога от акварелистки вот эта верность своим любимым темам?
Нет, не скучно… К душе – эти пейзажи, с нежной дымчатостью, зыбкими переливами, неожиданно тончайшими струнками трав и таинственной, но вполне угадываемой перспективой. Они – ностальгически прекрасны. Впитавшие в себя сгустившийся воздух перед грозой, лирику летних вечеров, они восхищают сладкой тишиной, томностью… Великолепны и ирисы, и розы, и воспетый всеми нашими художниками маральник.
«Моя мама живет творчеством, и она очень много работает! – сказала дочь юбилярши Таисия Корчуганова, также принадлежащая к цеху художников. – Мне часто говорят восхищенно: какая у тебя мама! И я счастлива, что она для меня – и мама, и учитель, и друг. Ее подача себя сегодняшней – своеобразный гимн свободе. Ей, несмотря на возраст, – в душе 15 лет, и это навсегда...»
Важная веха в искусстве Горного Алтая
Работы Николая Шагаева экспонируются в выставочном зале нижнего этажа Анохинского музея. Повод – вековой юбилей художника со дня даты его рождения.
…Путешествуя вдоль полотен Николая Васильевича, словно прислушиваешься к эху дальних лет. Его искусство росло и набирало силу с созреванием прошлого века. Вот картина, где художником зафиксированы приметы своего времени (на репродукции). «Юбилейный натюрморт»: самовар, книга под названием «Мы строим», афишка собственной выставки, садовые (полевые?) цветы, бутылка шампанского, кисти в старой кружке… И кажется, что мальчиков с такими серьезными, вдумчивыми глазами, как на его полотне «Саша» – в нашем веке уже не бывает. И таких пышных-препышных букетов полевых цветов в простых вазах тоже уже нет…
О художнике. Живописец и график, член Союза художников СССР. Николай Васильевич родился 19 мая 1913 года в Улале. В 30-е годы учился в художественной школе, где работали Г.И. Чорос-Гуркин и Н.И. Чевалков. Сам Николай Васильевич считал своим учителем Н.И. Чевалкова. После окончания школы сотрудничал с газетой «Звезда Алтая» и выполнял работы для национального книжного издательства. В 1936 году принят на второй курс Таврического художественно-педагогического училища в Ленинграде. Вернувшись в 1938 году в Горно-Алтайск, преподавал в художественной школе. Участник многих художественных выставок всех рангов.
Участник Великой Отечественной войны. В 1941-1943 годах находился в лагере военнопленных в Гомеле. Будучи в частях зенитной артиллерии, принимал участие в освобождении Смоленска и Белоруссии, в штурме Кенигсберга. Был ранен. День Победы встретил в Восточной Пруссии. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией», всеми юбилейными медалями. В послевоенные годы Н.В. Шагаев стал ведущим мастером алтайского изобразительного искусства. И сегодня многие видные алтайские художники считают его своим учителем. Его творчество явилось важной вехой в искусстве Горного Алтая.
С 1958-м года жил и работал в Новосибирске, в Академгородке. Состоялось несколько персональных выставок, одна из которых подарена им Горно-Алтайску. Умер 13 июня 1998-го года в Новосибирске.
Работы художника находятся в Новосибирском государственном художественном музее. Основной фонд произведений Н. В. Шагаева хранится в Национальном краеведческом музее имени А. В. Анохина. Это более 300 работ – живописных и графических…