Елена Корчуганова: «Мечта стать свободной…»

Екатерина Сергеева
26.11.2013

Просмотров:

32110

Под занавес нынешней осени я поздравила себя с тем, что оказалась в числе первых зрителей Горно-Алтайска, которые увидели новые работы Елены Корчугановой. Увидела еще до открытия ее выставки, что готовилась к показу в Детской художественной школе. Тонкие, необыкновенно притягательные акварели очаровали. Одна к одной – поэтичны. Я знаю, и уже давно, что Елена Корчуганова – акварельная волшебница. И вот эти этюды – просто чудо. Да, и они, к счастью, женственны. Потому отозвалась особенным восторгом в сердце эта живописная нежность.

Уточню, что выставка обозначена как «предпрощальная». В том плане, что художница оставляет работу педагога в художественной школе, которой было отдано более двадцати лет. Оставляет без печали. В пользу «чистого» творчества, которое требует свободы...

У Елены с горно-алтайской художественной школы и начался путь в живопись. Потом было Новоалтайское государственное художественное училище, затем – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. Питер – это ее особая любовь. Как и цветы. Но этим летом цветы она рисовала мало. Переключилась на этюды. Кто-то, сказала Елена, назвал их грустными. Грустные… Разве? Умиротворяющие. Именно так.

- Елена, в последний раз обстоятельно мы беседовали с вами, когда вы три года назад вернулись с группой наших художников из Монголии. Что случилось за это время интересного?

- Самое интересное, что за это время ничего особенно событийного не произошло. Но – в отсутствии поездок жизнь становится такой успокоенной. Первый год без путешествий показался мне скучным. Особенно лето. А потом всё поменялось. Прошедшее лето тоже никуда не ездила, но в это время я постоянно писала. Уезжала на городские окраины и писала там. Начала видеть то, что раньше казалось скучным, простоватым. Новая выставка – этюды только этого лета. И я не выставляю ни одну работу, которая была написана раньше. Цветы нынче рисовала очень мало. Было почему-то не так интересно это делать, как раньше. А вот притягивали мосточки, ивы, небо, пригорки… Самое простое, как говорят, всегда – самое сложное. Небо – земля – трава, или облако – гора – дерево, или другие, привычные глазу, отношения.

Чувствую, что планку для себя подняла довольно высоко. Как оценит мои этюды зритель? Возможно, эта выставка кому-то покажется не оправдавшей надежды. Может, будет любопытной только профессионалам. Я к этому тоже готова. Но приятно делать такую выставку, потому что показываешь то, что пишется именно «для себя»… Не рассчитывая ни на покупателя, ни на похвалу.

- Акварель вам верна, вы – верны акварели. Бывает так, что написанное можно подкорректировать?

- Акварель она для меня… святое. И она не допускает корректировки. Не дает возможности такой, правда. Но вот что стало происходить в последнее время. Я иногда дорабатываю. Бывает, приносишь домой этюд, смотришь на него… И выбросить жалко, и чувствуешь, что показывать тоже никому не надо. И вот он полежит. И вдруг через какое-то время ты начинаешь видеть, что именно в нем ценного. Стала дописывать эти этюды. Все-таки спустя время начинаешь иначе воспринимать свои работы. Раньше я этого не делала. Это еще одна «новость» – для самой себя.

- Ваше решение оставить художественную школу связано с потребностью большего посвящения себя творчеству?

- В нашей школе плохо работать нельзя. А хорошо работать здоровье не всегда позволяет. Начала уставать. Если снова набирать класс, на полную выкладку работать, нужно много сил... В общем, хочется поменять всё. Обстоятельства так сложились. А потом, если вовремя не уйдешь, потом возникает привычка работать. Поэтому – ушел так ушел. И всё. Не хочу состояния привычки. Этот этап закончился, надо начинать новый. Совершенно другой.

- Каким вы его видите?

- В идеале, если позволит семейное и финансовое положение, то – писать и ездить. То есть, я поняла, что в жизни больше всего хочу двух вещей – ездить и писать. А работая в школе, эту возможность теряешь. Маральник зацвел или осень пришла – все художники на этюды, а я – на занятия. Хороший день выпал - свежий снег или листопад, тут бы порисовать надо, а ты на уроки идешь. Словом, мечта у меня такая была – доработать до пенсии и стать свободной.

- А дочь Таисия остается в школе?

- Да, она преподает здесь «историю искусства» и «композицию». Думаю, потом наберет класс, и из нее, даст Бог, хороший педагог получится. Я это чувствую. Она сейчас прошла даже на межрегиональную выставку «Сибирь-XI» в Омске. У нее было уже несколько «персоналок». Занимается фотографией. То есть работает она постоянно и творчески.

- Что касается Омской выставки, ваши работы там участвуют?

- Да, туда прошла одна из моих акварелей. Эта выставка бывает раз в несколько лет и считается престижной. Что касается тем, то там принимается всё – главное, чтоб было актуальным и интересным. От республики туда отправились 56 работ – в ней приняли участие 26 наших художников.

- Вы довольны результатами своей работы как педагог?

- Бывают времена такие… Словно пауза перед каким-то рывком. У меня было такое ощущение по поводу этих последних трех лет. Они ценны каким-то внутренним ростом. Чем больше у тебя ограничений, тем больше ты начинаешь понимать. Что надо делать, как быть… В это время ничего искусственно форсировать не стоит.

Самое ценное в этой паузе было – работа с последним классом, который я выпустила в этом году. Дети очень талантливые, организованные и интересные. Повезло. Боженька подарил таких учеников на прощанье. Первый раз у меня был класс целиком – от первого и до последнего дня. И это тоже одна из причин, почему я не хочу оставаться здесь работать. Второй раз такой подвиг совершить у меня сил не хватит. А стоит ли работать иначе?

У нас к концу 4-го класса было ощущение единой творческой мастерской с детьми. Четверо из них поступили в колледж культуры и хотят дальше продолжать учиться. Это Настя Ельникова, Валерия Камольцева, Соня Шмидт, Саша Понькина. Каждая из них определилась, в каком жанре будет заниматься. И они очень счастливы, очень довольны, что поступили. Колледж культуры и искусств – уникальное место. Не все родители решаются после 9-го класса детей отправлять в другие города. А в колледже они четыре года могут спокойно учиться. Подрастут, а дальше могут уже выбирать, куда двигаться. Там очень хорошие педагоги.

- Елена, а взрослую студию не хотите снова собрать, как это было раньше?

- Совсем замыкаться нельзя, специально собирать не буду, а если сложится само, возникнет помещение, группа, то не отказалась бы, скорее всего.

- Куда хотите отправиться путешествовать, если не секрет?

- Хоть куда. В самом деле, я настолько люблю дорогу и путешествия, что готова пользоваться любыми командировками, чтобы просто поехать, посмотреть. Люблю, если случаются поездки с коллегами на этюды. Люблю одна ездить. Просто люблю бродить по другим городам.

- Что сегодня тревожит больше всего, а что – радует особенно?

- Тревожит в основном состояние здоровья родителей, потому что степень моей свободы будет зависеть от того, как они будут себя чувствовать. Если нормально, то я смогу ездить. А радует свобода. Как она может не радовать! А еще радует то, что в принципе-то я не очень состарилась. Сил хватает. Начинается новый этап.

- Мне кажется, в вас много юношеского!

- А иначе нельзя, если работаешь в школе с детьми. Как только ты становишься «над ними», контакт сразу прерывается. Они очень благодарны, когда ты с ними можешь говорить о фильмах, о музыке и обо всем остальном.

- Как-то в интервью вы сказали, что предпочитаете слушать молодежные музыкальные жанры. Что теперь?

- Всё так и остается. Мы и сейчас с дочерью и моей племянницей Софьей Корчугановой, которая тоже учится в колледже культуры, вместе слушаем музыку и пишем, работаем. И мы – самые строгие судьи друг другу.

- Коллеги спокойно вас отпускают?

- Я попросила дочь, чтобы она, если мне станет скучно и грустно, и я захочу вернуться сюда, – не разрешила бы мне этого делать. Это было бы просто слабостью. Коллеги – а степень их вежливости можно оценивать по-разному – предлагают мне остаться. Но – решено так решено. А потом, я никогда не возвращаюсь в те места, где уже была. А может быть и так: не возвращайтесь туда, где вам было хорошо – это самая оптимистичная нота, на которой можно закончить нашу беседу.

 

Метки

Добавить комментарий