Фотопортреты Таисии Корчугановой

Екатерина Сергеева
16.06.2014

Просмотров:

28300

Игра светотени, доминирующая эмоция, ощущение внутренней динамики образа – без этого фотопортрет вряд ли можно назвать удачным. Волшебником кадра становятся с опытом, с оттачиванием взгляда и вкуса. Нет – фотоглянцу, если он категорически безжизнен. Да – фотоправдивости, если она близка к искусству и гипнотически поглощает взгляд зрителя. Что думает об этом художник Таисия Корчуганова, которая в своем увлечении фотопортретом уже миновала грань творчества для себя, показав не единожды публике свои работы?

- Тая, немаловажно, что одно из ваших участий в выставках было отмечено Гран-При. Расскажите о том, когда возникло увлечение фотографией, и легко ли было явить свои работы зрителю?

- Трудно сказать, когда это увлечение началось. Наверное, вытекло из любви к рисованию. Из привычки смотреть на пейзаж, на людей. Снимать начала активно фотокамерой, встроенной в телефон. Обработка на компьютере была необходима тогда для того, чтобы смягчить погрешности качества кадра. Но Гран-При я выиграла благодаря именно этой фотокамере.

Несколько лет назад рекламное агентство «Большая рыба» затеяло фотоконкурс. Участники были из Москвы, Новосибирска и других мест. Захотелось и их работы посмотреть, и себя показать. Я поучаствовала фотографиями, которые были объединены идеей семи дней недели. Модель была одна, образы разные – ассоциативно подобранные под каждый день. На «воскресной» фотографии она убегает по улице вдаль в летящей белой юбке… Если честно, не ожидала выиграть, тем более, что голосование было и народным, и профессиональным.

Первый раз ощутив вкус общественного признания, поняла, как важно, когда делаешь не для себя, а чтобы люди видели, оценивали, задумывались. Дальше появилась идея сделать персональную выставку. Две прошли в разное время в художественной школе, еще была в библиотеке имени М.В. Чевалкова. Поучаствовала также в фотопроекте на одном из сайтов, чтоб разбавить массу большинства.

 

- Вас интересует исключительно жанр фотопортрета?

- Многие художники и фотохудожники на Алтае работают с пейзажем. Спокойно отношусь к этому жанру. Что касается рисования портретов… Однажды стало ясно, что таким талантом не обладаю. Поэтому портрет в фотографии, воспринимающийся как искусство, для меня очень привлекателен. Многие фотохудожники, которые занимаются фотопортретом, никаким образом снимки не обрабатывают, и по-своему правы. Мне интересно деликатно поработать с кадром, чтобы достичь нечто среднее между фото и картиной.

Бытовая фотография тоже интересна, но она должна быть очень высока в своем уровне – достигают этого немногие. Это длительные поиски, искусная подача материала. К сожалению, вижу, как авторы бытового фото в погоне за смысловыми подтекстами упускают главную задачу искусства, которое обязательно, на мой взгляд, должно нести положительную эмоцию. Чернуха, с которой иногда сталкиваешься, самые мрачные настроения вызывает.

- Выбор моделей как происходит?

- Я снимаю натуры, которые мне интересны. Договариваюсь с человеком, мы встречаемся и работаем. Как-то делала и парные портреты. Пригласила не знакомых между собою парня и девушку. Захотелось снять их вместе, создать определенную психологическую ситуацию в кадре – романтическую, в чем-то грустную…

Часто получается так, что самые последние фотографии из всего отснятого оказываются самыми лучшими. Человек перестает позировать. Иногда он просто утомляется, у него меняется взгляд. И вот тогда начинается самое интересное. Тогда можно заглянуть ему в душу.

Нравится создавать персонажи. Когда вижу человека, то понимаю, в каком образе хотела бы его снять. Нужна предварительная подготовка, чтобы его создать: определенные наряд, макияж и прическа. После начинается работа с камерой. Иногда после такого творчества человек открывается. Так было, например, с одной девушкой, которая раньше совсем не показывала свое лицо в соцсети. А потом поняла, что красива, посмотрев на себя со стороны благодаря фотосессии.

Однажды я фотографировала очень красивую девушку, и из 150 снимков не получилось ни одного. Вероятно, неуспех случился из-за того, что она слишком хорошо «знала», как подать себя. А бывает наоборот. Вроде нет яркой красоты, а человек замечательно получается на снимках, и очень интересно наблюдать, как его лицо меняется в кадре.

- У вас есть любимые фотохудожники?

- Любимейший фотохудожник – Глеб Соколов, томский альпинист. У него множество восхождений. Он всегда берет в горы фотоаппарат и запечатлевает невыразимую красоту. Влюблен в живопись. Видела как-то фотоколлажи Алексея Дмитриева на одной из выставок, и мне они запомнились. Я вообще – страстная поклонница его творчества.

Бывает, что в пабликах, в соцсетях, можно найти то, что поразит тебя. Привлекательны американские фотохудожники XX века. Однажды увидела фото автора, снимавшего Америку во времена ее «великой депрессии». Это было очень талантливо, но, к сожалению, забылось имя. Очень нравятся старые фотографии 20-30 годов прошлого столетия. Хотелось бы попробовать поснимать в стиле ретро.

- Когда видим удачный снимок, выразительные цвета, то возникает вопрос, насколько сильно он обработан…

- Грубая корректировка снимка компьютерной программой видна сразу. Иногда кажется, что фотография уходит на задний план, прикрытая фотошопом. Человек сегодня не верит в фотографию как в искусство найденного, схваченного, живого момента. Она будто затерялась в прошлом. Может, еще вернется? Но мне нравится талантливый фотоколлаж. Увы, многие фотоколлажи какие-то слишком болезненные или жёсткие.

- Вы – талантливый график. Взгляд художника, безусловно, помогает работе в кадре. На ваш взгляд, пристрастия обывателей и вкусы профи категорически разнятся?

- Конечно, большинство людей не видят так, как художники. Через стену незнания, коньюктурности, какой-то слащавости приходится пробиваться. Ценности утеряны. То, что нравится народу, у профессионала вызовет отторжение. То, что нравится профи, народ не воспринимает. Но так радостно осознавать, что есть пространство настоящего искусства, где другой воздух и тонкие ценители.

 

- Мастерски нарисованный карандашный реалистичный портрет – искусство?

- С точки зрения академического вкуса он не представляет ценности. Фотография может заменить такой портрет. В те времена, когда фотографии не было, художники, которые добивались гиперреалистического изображения, имели вес. Сейчас первая мысль возникает, когда смотришь на такие рисунки: зачем, если можно снять, и будет лучше?

Это поражает обывателя, впечатляет на первый взгляд, но художники серьезной академической школы решают гораздо более сложные задачи, чем стопроцентное рисование с натуры. Первая ступень здесь – добиться натуралистичности, вторая – найти свой стиль, попытка создать настоящую живопись. Ну а третья, кажется, уже гениальность. Когда мастер, превзойдя реальность, превосходит как будто самого себя. Вот это искусство!

Недавно рассматривала голландскую живопись XII-XIII веков – портреты донаторов – знатных господ, жертвовавших на строительство церкви. Когда в этих церквях делались росписи, их изображали в виде молящихся. Таких портретов сохранилось множество. Потрясающие работы. Они реалистичны, но очень высоки в исполнении. Художник превосходит ощущение простой похожести, реалистичности. Чем? Не знаю. Талантом.

- Фотохудожник тоже свои ступеньки становления проходит…

- Я могу предполагать это только в теории, сама даже до первой не добралась. Нужно много учиться. И всегда. Я и детям, которым в художественной школе преподаю, всегда говорю, что необходимо все время рассуждать, видеть, запоминать. Быть открытыми к информации, брать из нее полезное. Постоянно учиться. Крамской до самой старости рисовал, Врубель – до самой смерти. Работа не должна заканчиваться никогда.

- Как я поняла, среди моделей, которых вы выбираете для своих фотоэкспериментов, парней почти нет. Почему?

- Есть много интересных мужских лиц, которые было бы интересно запечатлеть. Возможно, немного опасаюсь, что к процессу творчества примешается доля флирта, и пока сознательно избегаю выбора парней для работы в кадре.

- Профессиональное мнение волшебницы акварели Елены Корчугановой влияет на ваше, когда что-то создаете?

- Вы шутите?! Я ни одну бумажку не могу почиркать без того, чтоб мама не прилетела и не начала поправлять. Мы иногда спорим, но после я понимаю, что она права. Фотоработы мои ей нравятся. Мнения у нас с ней все-таки преимущественно совпадают. Я воспитывалась в профессиональной среде художников. Система ценностей у меня привита с молоком матери.

В «художке» такая же задача – вбить эти ценности. Да, пусть, они не выражают общепринятое мнение. Но есть дети, которые тонко видят и чувствуют, и этот так здорово.

 

 

Метки

admin 16.06.2014 в 03:20 # Ответить
Прелестно! )
admin 25.06.2014 в 04:59 # Ответить
не то чтобы прелестно - скорей врублено \\//

Добавить комментарий