«Навстречу друг другу» – название выставки говорит само за себя. Для художников – это движение в одном направлении. Разные темы и техники, одна цель. Ее каждый мастер формулирует по-своему. Неравнодушный взгляд зрителя – это ее конечный итог. «Навстречу друг другу» – это о желанном обретении художником чуткого зрителя.
Наша республика представлена 24 художниками, которых мы все прекрасно знаем. Думаю, справедливо будет, если сегодня речь пойдет о наших гостях, которые, по их же признанию, чувствуют здесь себя вполне комфортно. Особенно те, кто не в первый раз выставляются в Горном Алтае. В этой экспозиции 14 бийчан показали свои работы.
Бийский искусствовед Людмила Новикова убеждена, что ее земляков, которые представляют разные творческие поколения и различный уровень образования и мастерства, – объединяют поиски жизненной и художественной правды в искусстве. А еще следование великой традиции русского искусства, для которой принципиальны содержательность, общественная значимость, мастерство исполнения…
Традиционные формы реализма превалируют. Главенствует живопись, которая развивается по пути прямого отражения натуры. Преданность лирико-созерцательному пейзажу наблюдается в работах художников старшего поколения. Это П.Коробейников, З.Ибрагимов, В.Баринов, В.Хвостенко. По их же стопам движется и новое поколение пейзажистов – М.Карнаев, В.Еровиков. Людмила Новикова пишет, что они практически не обращаются к модернизму в искусстве. Но есть исключения: мастера С.Бурманов, М.Величко, Ю.Бушко предпочитают язык иносказаний, ассоциаций, изобразительных формул прямому изображению натуры.
В выставке также приняли участие преподаватели и студенты Алтайского Колледжа промышленных технологий и бизнеса, студенты художественно-графического факультета АГАО имени В.М. Шукшина, представители «Алтайской краевой ремесленной Палаты».
На репродукции: «Адам и Ева» С.Бурманова
Павел Коробейников (на снимке) у нас не в первый раз. Знакома с его живописными работами. На сей раз удивил своими плакатами. Они выбивались из общей спокойной тональности выставки. На одном классики марксизма-ленинизма, в ряду с ними – «железный Арни». На другом – Борис Моисеев, в окружении вульгарной «обнаженной натуры». На третьем беременная женщина с сигаретой в руке. Бросилось в глаза и… пустое пространство между работами. Здесь были тоже плакаты, поясняет художник. Выставка открылась, а их нет. Где они? О! Цензура заработала. А что было на плакатах-то?
- Иногда художник чувствует себя от восторгов зрителя стоящим на пьедестале, - говорит художник. - Когда этот поток иссякает, он понимает, что такие акции – всего лишь этапы его пути. Если он движется в нужном направлении, то ему приятно участвовать в них. Мне у вас хорошо. Мне и в Бийске хорошо. Здесь я показал живописные работы и представил свои плакаты, в которых выступаю как политизированный, жёсткий и резкий человек.
О плакатах. Я за мир и дружбу. Так получилось, что учился в конце семидесятых – тогда наша страна особенно «боролась за мир», и мы делали плакаты. Когда училище закончил, краевой союз художников заметил мои плакатные «наклонности» и отправил меня в Москву. Я там участвовал в мероприятиях от ЦК КПСС. Нас «натаскивали» большие мастера. Именно в искусстве плаката. Собственно говоря, та юношеская закалка не выветрилась. До 1991 года я делал плакаты, а когда случился путч, понял, что ничего не понимаю в политике. Сейчас пришел к пониманию, что плакат остается важной составляющей нашей жизни. И сегодня делаю такие осмысленные, четкие по цели плакаты. Здесь представил серию плакатов о культуре. Это мои размышления о ней. Почему некоторые «звезды», например, не имеющие никакого отношения к культуре, позиционируют себя как ее представителей? Так или иначе, плакат выполняет побуждающую функцию. Для меня это часть творчества.
Здесь, на выставке, исчезли несколько моих плакатов. В чьем лице выступила цензура, неизвестно. Сюжет одного из них вырос из моего возмущения тем фактом, что Сталлоне выставил свои картины в Русском музее в Питере. Картины эти, на мой взгляд, ничего общего с настоящим искусством не имеют. На них изображены прачки, которые якобы «разбираются в культуре». Вот и все. Кого смутил этот плакат на выставке «Навстречу друг другу», я не знаю…
На репродукции: один из плакатов П.Коробейникова
Юрий Бушко показал на выставке работы, выполненные в жанре компьютерной графики (одна из них – на 1-м снимке). Рояль. На нем канделябр с горящими свечами, бокал. Вместо нот пейзаж. Тот же пейзаж – сам фон картины, в него рояль «врастает», перетекает. Другая музыкальная тема в работе, где саксофон в бокале с напитком. Он не молчит, пенится музыкой. Легкими пузырьками джаза. Два крошечных феечных мотылька в пространстве. Парение. Музыка- волшебство. Кто-то усомнится, что компьютерная графика это искусство. Сам автор считает, что она дает большие возможности для воплощения художественных решений.
- В этих работах я отражаю свой внутренний мир, - комментирует Юрий Бушко. - Свои идеи осуществляю с помощью различных программ. Наверное, в этих работах проявляю себя больше как дизайнер. Меня давно поразили неограниченные возможности работы на компьютере, позволяющие воплощать все, что душе угодно. Раньше занимался аэрографией. Процесс ее довольно длительный и утомительный. Бывало, заканчивал какую-то работу и оставался недовольным результатом. Работа с компьютерными программами – совсем другое дело.
Компьютер – классный инструмент, но без человека это просто «железо». За короткий промежуток времени можно воплотить огромное количество вариантов своей задумки. Занимаюсь этим более 15 лет, побывал во многих городах с выставками.
Вот, пожалуйста, «Натюрморт» в стиле хай-тек. Кто-то удивляется: что за натюрморт? Нет привычных фруктов, овощей, традиционных ваз и прочего. Но ведь «натюрморт» в переводе с французского – «мертвая натура». Он может состоять из любых предметов.
Если вглядеться внимательнее, то обнаружишь перелив красок, очень интересные оттенки. Вот это меня и привлекает – можно задавать любые цвета. 16 миллионов оттенков с помощью компьютерной графики! Это бесконечная палитра. Не стоит обманываться кажущейся легкостью работы – она очень трудоемкая. Довожу до конечного результата вручную. Убираю цифровой эффект, сглаживаю жесткость и резкость линий. Такая доработка позволяет воспринимать работу более мягко. Теряется эффект компьютерной графики.
А вот некая конструкция. Это Николай Порубов (на снимке) выстроил «Древний город. Девственный лес». Сказочно. Необычно. Рассматриваешь образы то так, то эдак. В изображениях на гранях – эхо культуры русичей. Скульптор-монументалист, работы которого находятся много где в Сибири, таким образом решил задать объем и здесь. В «Девственном лесу» запрятаны светлые девы с крыльями, длинными косами…
- Я хотел показать языческую и христианскую культуру. Живописные темы перетекают в скульптурные решения. Центром моего внимания остается скульптура. Художники не жируют. Стараюсь приложить свои старания там, где больше востребован. Наверное, нужно искать компромисс, чтобы не изменять своему кредо, но и не впасть в альтруизм…
* * *
Выставка «Навстречу друг другу» ждет своего зрителя на третьем этаже Национального театра. Живопись, графика, скульптура, фотография, плакат, декоративно-прикладное творчество. Выставка продлится до 25 мая.