Туризм оказался одной из немногих отраслей, которым удалось пройти период санкций без больших потерь – и, в отличие, например, от аграрного комплекса, практически без государственной помощи. Влияние туризма на экономику страны еще предстоит оценить, поэтому одна из задач бизнеса на ближайшее время – донести до власти значимость отрасли. Об этом шла речь на пленарном заседании «Открытый диалог руководителей туристической отрасли. Развитие туризма – повестка будущего», которое состоялось во вторник, 19 сентября, в первый день выставки «Отдых».
Во встрече приняли участие председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, председатель комитета Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев, заместитель министра культуры РФ Алла Манилова, глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов, президент РСТ Сергей Шпилько и другие представители органов власти.
Алла Манилова в своем выступлении выделила три основных направления развития туризма в России: состояние инфраструктуры, продвижение, а также необходимость изменения отношения к туристам, «самой ментальности гостеприимства». На решение этой задачи направлены, в частности, положения федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма. Она, по словам замглавы Минкультуры, будет продлена после 2019 года, причем, в нее входят не только строительство новых гостиниц и туристических кластеров, но и обучение персонала.
Валерий Рязанский указал на недооцененность отрасли со стороны власти. Считается, что туризм дает в бюджет страны примерно 95 млрд рублей ежегодно. Но это лишь прямое влияние, а если учесть мультипликативный эффект, то можно говорить уже о 580 млрд рублей. «Соответственно, если на реализацию новой федеральной целевой программы по туризму мы просим от государства 83-85 млрд рублей, то можно представить, насколько это скромно по отношению к тому вкладу, который дает отрасль. Инвестиции государства в эту отрасль должны быть больше», – полагает г-н Рязанский.
По его словам, пора уже от задачи развития инфраструктуры, с которой в принципе научились справляться, перейти к «человеческому аспекту» туризма. «Появился национальный проект развития детского туризма. Его показатели постоянно растут. Но у нас, например, еще есть 43 млн пожилых людей, которых тоже необходимо охватить аналогичными проектами», – заметил он. Г-н Рязанский высоко оценил готовность отрасли к развитию, но ей нужна поддержка на всех уровнях власти и последовательное, настойчивое лоббирование интересов.
Президент РСТ Сергей Шпилько согласен, что роль туризма в развитии российской экономики пока не получила должной оценки. При этом, как он заметил, в отрасли налажено взаимодействие бизнеса и власти, сложилось экспертное сообщество, действуют механизмы дискуссий. «Проблема другая – добиться понимания значимости туризма для экономики. Таких устойчивых отраслей, к тому же с высоким экспортным потенциалом, в стране почти нет. Сейчас важно донести это до всех ветвей власти. Нам нужен другой уровень поддержки. Да, есть новая федеральная целевая программа, но цифры в ней мелковаты, они не дадут качественного рывка. Нам нужна принципиально другая ФЦП, а также инновационные проекты, которые помогали бы решать такие проблемы отрасли, как, например, короткий сезон», – сказал г-н Шпилько.
Директор самарской компании «Профцентр» Ольга Мартыненко указала на завышенные авиа- и железнодорожные групповые тарифы: «Не знаю ни одной страны, где бы группам выставляли тарифы на 30% больше, чем индивидуальным туристам». Михаил Дегтярев подтвердил, что проблема есть, жалоб много, необходимость урегулирования этой политики давно назрела, и предложил участникам рынка встретиться для обсуждения этой темы.
Валерий Рязанский заметил, что и в Совете Федерации создана рабочая группа по тарифам. Возможно, по итогам результатов работы группы будет решаться вопрос о льготах на групповую перевозку на железнодорожном и авиатранспорте.
По словам директора «Детского бюро путешествий», члена правления Уральской ассоциации туризма и РСТ Натальи Ларионовой, одна из главных проблем всех регионов – падение объемов детского туризма. «С одной стороны, учителя боятся отпускать детей в турпоездки, получив негласные указания местной администрации. С другой, проблемы с «возрастным цензом» для автобусов, из-за чего рынок перевозки резко сжался», – пояснила она. Надо определиться и на федеральном уровне объявить, что запрета на поездки детей нет, иначе падение этого сегмента рынка продолжится.
И Михаил Дегтярев, и Валерий Рязанский по теме «запрета» высказались осторожно: вопрос острый, а после каждого ДТП с участием детей только обостряется. Но относительно автобусов парламентарии единодушны: России нужна программа по лизингу автобусов, аналогичная лизингу в железнодорожном и авиатранспорте. Эта норма точно будет к 2019 году, но выход из создавшегося тупика с «возрастным цензом» надо, как сказал г-н Рязанский, найти уже в нынешнем году.
RATA-news