В Архангельске ищут козликов для алтайских туров

Олег АРХАРОВ
23.10.2020

Просмотров:

389



На календаре поздняя осень, а туристы, побывавшие нынче летом в горах Алтая, продолжают делиться своими впечатлениями, и сегодня у нас новые «открытия» — на этот раз от Дарьи Ильенковой  из далёкого Архангельска. Всякому, кто отправится по ее стопам, гарантирован отдых «без шведского стола, но под звёздами».

В беседе с главой Ростуризма Зариной Догузовой глава «горного красавца Алтая» (по определению туристки) Олег Хорохордин сказал, что в его регионе побывали после снятия ограничений 1,3 млн туристов. Но в Архангельске с ним не согласны: «За два летних месяца республику посетило более двух миллионов туристов».

Хорошо ли на море? Вопрос, конечно, риторический. На Алтае нет ничего такого, что привычно курортникам, здесь не увидишь ничего лишнего, «кроме тысячи звёзд над головой и сияющих глаз напротив». Звучит интригующе: кто ж откажется от такого отдыха, когда напротив сидит человек (а то и вовсе не один) с такими глазами.

«Веселый шабаш», как называет Дарья недельный тур по Алтаю, в целом ей поглянулся. Она увлекательно рассказывает про «песни и пляски в микроавтобусе, на камазе, конях», и это неудивительно: в шумной компании, которая набиралась в этот шабаш со всей России, «явно кто-то прилетел на метле и метлой погонял наш тур с самого начала». Можно и на конях сплясать, почему бы и нет.

У местных, оказывается, «договорные отношения с духами». Верующие привыкли просить Бога, а тут всё просто: «ты — мне, я — тебе». Если же не умеешь договариваться с духами — жди «ответочку». Почему так? А всё просто: «Не знаю, никто не знает» — любимая фраза экскурсовода. Тут время как будто замерло… Только приехал, и сразу чувствуешь: «человек, как и весь животный мир, подчиняется миру духов и законам природы». Какой тебе интернет, какие заводы? Того и гляди, выйдет из-за соседней скалы губернатор в шкуре барса на голое тело, дико закричит, захохочет, и давай тебя на охоту зазывать — мамонтов бить в соседней долине…

Как и несколько веков назад, выведала любопытная Дарья, местные не только пасут скот или охотятся, они ещё и шаманят (поголовно, надо понимать), «а дети учатся управлять лошадью раньше, чем ходить». Так вот, оказывается, для чего создавался перинатальный центр! Там грудничков тайком от родителей, похоже, катают на конях заветными тропами — будущих шаманов готовят.

А их тут хватает: в общей сложности, пишет прелестная Дарья, «мы испытали себя на прочность на 25 экскурсиях и в общении с 10 опытными гидами, которые являются практикующими шаманами» (все десять!). Трудно сказать, чему учили ее эти «практикующие», но вот, к примеру, некоторые из ее рекомендаций: «не берите массовые экскурсии, смотрите места непопулярные, отключите телефон и тяжёлые мысли».

  

Есть подозрение, что способную Дарью эти 10 шаманов научили искусству отвода глаз. Она как бы составляет свой Топ-5, а на самом деле заметает следы: пускай толпа давится в этих «топах», а туристы разборчивые пойдут к этим десяти шаманам, чтобы увидеть «места непопулярные». Её научили: «Лучше пропустить экскурсию в пещеры и хождение гуськом в толпе. Мурашки по телу возникают, когда есть простор для глаз, гордые орлы над головой, и нет никаких следов присутствия человека». Да уж, от такого чтения мурашки у кого хочешь «возникнут».

Экскурсоводы-шаманисты хорошо знают, что надо говорить даже самым избалованным и привередливым клиентам. Захотел, к примеру, мужчина в тайге какого-то сервиса, а дама приятной наружности затосковала в горах по комфорту — ничего, это лечится. Ты «не выёживайся», заботливо скажет гид в таком случае. Алтай — он непрост. Прежде чем жаловаться, ты подумай: хочешь потерять то, что имеешь? У Алтая это запросто: сегодня оно есть у тебя — а завтра духи всё заберут. Как это? А вот так: «Не знаю, никто не знает» — развел бы руками экскурсовод.

Радуйся тому, что есть. И не надо пищать, если что-то в походе не нравится, а в гостинице нету кипятка — свой надо иметь. Не дразни духов, помалкивай. «И ты начнёшь ценить счастье», - пишет просветлённая Дарья. Она советует: «не заставляй у тебя отнимать (здоровьем, деньгами, удачей). Цени то, что у тебя есть здесь и сейчас». Такие строки для любого отельера или владельца турбазы с «ненавязчивым» сервисом — как бальзам на душу.

Алтай в соседстве с такими словами, как Resort или Village, истинного туриста должен отпугивать. Здесь не нужен комфорт и сервис по образу и подобию турецкого либо египетского. Собираясь в поездку в этот дивный и чарующий край, надо устремляться к дальним мирам: «готовьтесь ловить звёзды на бескрайне чёрном небе на расстоянии вытянутой руки, а не в отелях и ресторанах». Лучший комфорт — возле зелёной палатки, с походным термосом, и вокруг тебя «духи, мысли и неразгаданные тайны».

Экскурсоводы рассказывали Дарье о «закрытых деревнях», где алчущих и страждущих познать истину встретят «даровитые люди, шаманы» (сколько же их тут?!), которым многое «открывается»... и они всё видят. «Но они не для туристов», - обламывает строгая Дарья всех, кто привык ходить «гуськом в толпе».

Она очень много узнала за эти 7 дней. «Алтайцы отмечают дни рождения раз в 12 лет! Но на всю деревню». Так и написано. Или вот ещё: «Алтайские дети не играют на детских площадках, потому что у них есть лес и конь». Получается, так и есть: как сел ребёнок в перинатальном центре на свою лошадку, так и не слезает с неё, пока 12 лет не стукнет — тут уже никуда не денешься: надо всю деревню созывать на свой ДР. Ну а дальше известно: до нового ДР в 24 года опять будут «лес и конь». Вот почему, оказывается, такая картина сейчас по всему Горному Алтаю: «Современные детские площадки пустуют», - пишет наблюдательная Дарья, полагая, что никаких смартфонов у ребятишек тут просто быть не может. Какой еще смартфон, когда есть конь?



Легко представить, с каким выражением лица и с какими интонациями цитировал бы Михаил Задорнов продвинутую туристку из Архангельска. Он бы спросил: приготовились? И дальше прочитал бы как можно более проникновенно: «Воду можно пить везде из-под крана...» А то, что водопроводов по деревням почти нигде нет — это сущий пустяк. Главное: не забыть этот кран к себе в рюкзак положить. Зачем? «Не знаю, никто не знает», - ответил бы тот экскурсовод.  

Было лето, но дотошная Дарья фиксировала: «Алтайцы не топят дома углем — дорого. Топят лиственницей. Бедные люди...» Получается, до Кош-Агача гостья не доехала: при виде кизяков, сложенных в пирамиды, она упала бы в обморок. «Такси здесь нет». Если бы в ответ на такое заявление кто-то сказал бы ей, что даже в Кош-Агаче есть Яндекс-Такси, она бы расхохоталась. Потому что всезнающие экскурсоводы дали ей установку: везде духи, балам, с которыми надо договариваться. А люди — такие же духи, с ними тоже надо договариваться. Как пример: в одной деревне, опять же по рассказу экскурсовода, никто не хотел везти её (или его) в соседнее село на расстояние в 2 км. Пришлось договариваться в соседней (!) деревне за 80 (восемьдесят!) километров. Это сколько ж слупил отзывчивый таксист с гида-экскурсовода за такой трафик?

Ну и под конец — немножко о козликах. «Текем» — есть такое ласковое алтайское имя, уверяет нас Дарья, которым принято называть любимых людей, а в переводе это будет «мой козлик». Так вот, желая всем «белой дороги» (тут всё правильно, пожелание хорошее), к тому же с белой лентой и белыми мыслями, наша Дарья ради красного словца называет будущих гостей «козликами» — ко всеобщей радости экскурсоводов.

Фотографии и картинки с портала 29.ru

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?