Между тувинским селом Кызыл-Хая и райцентром Кош-Агач в Республике Алтай в скором времени появится современная автотрасса. Во всяком случай, в Туве надеются на старт нового проекта уже в этом году. Соседняя республика остаётся, пожалуй, самым «закрытым» среди сибирских регионов, если иметь в виду сеть ее автодорог с выходами на Алтай, Хакасию, Красноярский край, Иркутскую область и Бурятию.
Как отмечала в свое время электроннная газета «Век», проект строительства автотрассы Курагино (Красноярский край) — Кызыл уже более десяти лет числится «в стадии подготовки к реализации». Сроки его реализации из года в год отодвигаются, при этом стоимость проекта возрастает, и сейчас уже есть такое чувство, что в начало строительства не верят даже республиканские власти.
На данный момент главная для республики дорога проходит через хребет Ергаки, вытянутый по территории Красноярского края. Есть и другой выход — заметно хуже, правда, если иметь в виду состояние дороги, идущей через Ак-Довурак в сторону Хакасии. Собственно говоря, это и есть вся транспортная сеть соседней республики. Это кажется невероятным, но тувинцам куда проще попадать в Монголию. Вот почему для соседей всё более привлекательным кажется новый полноценный выход на Чуйский тракт, и далее на Бийск, Кемерово, Барнаул, Новосибирск.
Дорога к перевалу по долине реки Бугузун
Расстояние между селом Кызыл-Хая и Кош-Агачем — около 135 километров. Считается, что дорога есть — как, скажем, между райцентром Чарышское в Алтайском крае и Усть-Каном в Республике Алтай, но в действительности это лишь направление, или в лучшем случае маршрут для автотуристов на внедорожниках. Да и то, пока нет дождей (на следующем снимке). В ненастье бывалые джиперы не советуют новичкам искать броды через реку, которая встретится на пути.
Но, как бы то ни было, у «народной» дороги есть неоспоримое преимущество: на начальном этапе возможна существенная экономия на проектно-изыскательских работах. Заранее известны все участки, на которых наблюдается высокая аварийность, поэтому начинать лучше с них, параллельно вести переговоры с Республикой Алтай, зная, что к этой дороге интерес давно уже обоюдный. Туристский маршрут Алтае-Саянского кольца обретает в последние годы всё более зримые очертания, и как раз двум соседним регионам наряду с Хакасией отводится центральное место в новом проекте.
По мнению главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола, предстоящие работы под силу только подрядчику с надежной техникой, которая способна работать в условиях скалистой местности. В Республике Алтай такие подрядчики хорошо известны, а Тува для начала намерена чисто по-соседски выделить около 70 млн. руб., хотя стоимость проекта — более миллиарда рублей. Где взять этот миллиард? Положение в отечественном туризме, вызванное прошлогодней «самоизоляцией», указывает на скорейшую разработку новых маршрутов, тем более, что поток внедорожников из Кош-Агача в сторону Тувы в последние несколько лет только нарастал. На это, видимо, и делают расчет в правительстве Шолбана Кара-оола.
Проектно-сметная документация разработана в Томске два года назад. Новая автотрасса должна пройти через перевал Бугузун на хребте Чихачева, с максимальной точкой подъема 2.600 метров над уровнем моря. Для сравнения: высота Семинского перевала — 1700, а Дурбет-Даба, расположенный на границе России и Монголии, имеет высшую точку около 2500. Таким образом, Бугузун изначально смотрится новой достопримечательностью Алтая, наравне с Бугузунскими ключами в долине одноименной реки. Тувинская сторона предполагает, что в самом начале будут обустроены 20 километров, и только для первого отрезка придется возвести не менее пяти мостов и взорвать не одну скалу по пути на Алтай.
Дорога к перевалу Бугузун на редкость живописна
Тувинское правительство надеется, что дорога на запад с выходом на Чуйский тракт даст мощный импульс развитию «тупикового» Монгун-Тайгинского района. Гости из Кызыла, побывавшие в Улаганском районе, увидели, какие возможности открывает для них развитие туризма. Они уверены, что нынешняя «тропа», которая поддерживается силами автотуристов-экстремалов, указывает для региона правильный путь. И, кстати говоря, тувинско-алтайская автодорога уже включена в программу социально-экономического развития Тувы до 2025 года, утвержденную правительством РФ. В общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга вполне удовлетворены тем фактом, что Чуйский тракт назван одним из пилотных маршрутов в рамках «Стратегии развития туризма в России до 2035 года». И это — начало реальной жизни Алтае-Саянского кольца.
Конечно, планы строительства дороги вызывают некоторую настороженность со стороны экологов. Они не возражают против повышения качества жизни тувинской глубинки, но уже сейчас прогнозируют всплеск браконьерства в этом уголке Тувы. Любителям легкой добычи даже сейчас нипочём сложности с транспортировкой. А что будет, когда проложат новую автотрассу? Был случай, когда в тувинской глухомани на границе с Республикой Алтай появилась нелегальная взлетно-посадочная полоса для самолетов, «подгонявших» VIP-охотников! Вблизи будущей автотрассы обитает тувинско-алтайская группировка архаров. Что с ними будет?
Краснокнижные звери итак гибнут от рук браконьеров. Но если будет проложена автодорога, и если не создать новую ООПТ, тогда будет точно «туши свет», уверен зам. директора по научной работе государственного заповедника «Убсунурская котловина» Александр Куксин, один из авторов «Красной книги Республики Тыва». Как решаются эти проблемы в Республике Алтай на территориях ООПТ? Тувинские общественники готовы к совместному обсуждению и обмену опытом.
Фото: alisalisovskaya.livejournal.com, camp-altai.ru, drive2.ru
Вид с перевала Бугузун в сторону Тувы