Турбизнес развивается у нас так же, как во Франции

Владимир ЕРМИЛОВ
23.10.2017

Просмотров:

2187



Прошло чуть больше года, как главой администрации Чемальского района стал Евгений Владимирович Ларин. Ранее он возглавлял министерство экономики и туризма. Преуспел ли он в той должности? Сказать трудно, но в том, что у нас в республике идет поступательное развитие малого и среднего бизнеса, есть и его безусловная заслуга.

Нельзя сказать, что переход Евгения Ларина на новое место работы был совсем неожиданным. Нынешняя вертикаль власти вполне предполагает появление в муниципалитетах региональных «варягов», имеющих известность и управленческий опыт. Для одних его решение возглавить сельский район было непонятным, но другие видели: это один из ведущих районов в развитии туризма и предпринимательства не только у нас в республике, но, пожалуй, и во всей Сибири. В интервью для «Постскриптума» глава районной администрации ответил на вопросы, так или иначе связанные с развитием туризма.

— Евгений Владимирович, Вы руководите районом больше года. Можно ли вспомнить какое-то событие за это время, после которого Вы убедились в том, что решение возглавить Чемальский район было правильным, и Вы почувствовали себя на своем месте?

— Я полагаю, что решение возглавить Чемальский район было правильным, поскольку это было предложение главы республики Александра Васильевича Бердникова. Я даже не стал обсуждать его, а просто дал утвердительный ответ. Тем более, что я долгое время был куратором Чемальского района по его поручению.

Глава нашего правительства очень внимательно следит за положением дел в районе. Это внимание проявлялось в распределении межбюджетных трансфертов для погашения создавшейся кредиторской задолженности перед подрядчиками. В 2015-2016 годах на эти цели было выделено более 160 млн рублей. И в этом году приезд губернатора, например, был связан не только с праздничными мероприятиями, посвященными открытию новой школы в Аносе. Александр Васильевич нашел возможность проехать по объектам, предложенным нами, поддержать политически и распорядительно местные инициативы. Ну а чувствовать себя на своем месте дает не только поддержка со стороны руководства республики, но и населения района.

Полагаю, что мы движется в правильном направлении. Исходя из опыта прошлых лет, я, видимо, могу испытывать сдержанный оптимизм, что пришёлся ко двору. По крайней мере, концепция проведения юбилея Чемальского района, яркого мероприятия, одного из многих, чем непосредственно занималась администрация, прошел достойно, на хорошем уровне и запомнится чемальцам. Праздники делаются не для чиновников, а для всех граждан. Хотелось бы надеяться, что наш юбилей запомнится особенно молодым людям.

— Предыдущая работа в должности министра экономики и туризма и нынешний пост главы района, который называют туристическим... Есть что-то общее в той и другой работе?

— Знаете, когда я был членом правительства и курировал экономический блок, приоритетную отрасль республики туризм, всегда в своих решениях опирался на потенциал, который формируется в муниципалитетах, сельских поселениях. Почему? Можно было идти чисто формальным путем, выполнять функции, свойственные чиновникам, создать нормативно-правовую базу, выйти на федеральный уровень, выстроить партнерские отношения для вхождения в федеральные программы и на этом считать, что должностные обязанности выполняются в полном объеме.

Но если говорить о туристической отрасли, то ее в большей степени можно оценивать на эмоциональном уровне, по впечатлениям гостей. Самая лучшая реклама для нас – это рассказы людей о Горном Алтае, их впечатления и полученное удовольствие от всего отдыха. Поэтому свою работу я строил таким образом, чтобы оказывать всестороннюю поддержку бизнесу в проведении туристического сезона.



— Как должны выстраиваться, на Ваш взгляд, отношения власти и бизнеса?

— Мы занимались определением тех приоритетных направлений, которых не хватает в республике. Наша работа заключалась не только в поддержке бизнеса, но и во взаимодействии с органами исполнительной власти. И самая главная задача, стоящая перед туристической отраслью, перед министерством — продление сезона. Наши климатические условия не позволяют надеяться на большое число отдыхающих в зимний период. Как добиться роста в межсезонье? Мировая практика подсказывает, что мы можем развивать оздоровительный туризм.

Нам нужны санаторно-курортные комплексы с самым широким спектром услуг, что позволит расширить время нахождения горожан в наших горах. И хотя этот путь сложный и требует больших финансовых вложений, но обладает перспективой. В данном ключе недостроенное здание в Чепоше, где должен был разместиться детский дом, подходит для создания лечебного санатория. Мы ищем частного инвестора. Пока сложно сказать, как долго продлится этот поиск, но цель поставлена и, надеюсь, что всё получится.

Есть причина, которую часто называют инвесторы: отсутствие газового снабжения в Чемальском районе. В ближайшей перспективе можно надеяться, что газ придет. «Бирюзовая Катунь» полностью газифицирована, а от нее до нас совсем близко. До 2020 года газовая труба однозначно дойдет до нас, тем более что в планах Газпрома записана газификация Чемальского района. А планы Газпрома всегда выполняются, я так считаю.

Нам также необходимо развивать стройиндустрию, включая глубокую переработку древесины. Убежден в том, что туристическая отрасль требует не только качественных материалов, но и своеобразного архитектурного подхода к строительству. Без наличия современных деревообрабатывающих предприятий вряд ли можно думать о стилях и красоте архитектурного облика объектов. Если в нашем районе появится своеобразный архитектурный стиль, то туристы будут это отмечать, красота всегда привлекает.

— Евгений Владимирович, а что сдерживает развитие туризма, как Вы считаете?

— В отрасли много проблем, одна из которых — теневой бизнес. Как ее решить? Я считаю, что люди легализуются и начнут платить полагающиеся налоги, как только государство создаст условия, при которых человек осознает необходимость сотрудничества с властью. Можно предложить начинающим предпринимателям мораторий по налогам на несколько лет. Бизнес встал на ноги — начинайте платить. В любом случае, этот вопрос сложный, и надо сообща думать, как вытащить людей из «тени».

На сегодня государство в большей мере ничего не получает от таких предпринимателей. По оценкам специалистов, объем доходов теневого бизнеса в Республике Алтай в прошлом году составил треть валового регионального продукта. Два года назад ВРП (валовой региональный продукт) составлял почти 38 миллиардов рублей. То есть в тени осталось… около 12 миллиардов рублей, что почти равно бюджету РА. Что делать? Предпринимать репрессивные меры? Вряд ли они будут эффективными. Ещё раз повторю, что надо создавать условия, хотя бы в рамках тех ограниченных полномочий, что мы имеем, для вывода бизнеса из «тени».

Нужно активнее пропагандировать то, что уже есть в нашем государстве. Например, предприниматель может на летний период приобрести патент на право вести своё дело только в этот период времени. Такие правила давно прописаны, но о них или мало знают, или мы слабо занимаемся информированием. Сколько еще предстоит нам работы в этом направлении, чтобы у предпринимателей появилось осознание выгоды от перехода в правовом поле? Неизвестно… Но через это прошли все страны, где развит туристический бизнес.

— Иногда приходится слышать, что зарубежный опыт — «не для нас». Вы с этим согласны?

— Мы довольно подробно изучали развитие туристического бизнеса во Франции вместе с Сергеем Ивановичем Зяблицким. Что там, что здесь – всё идет одинаково. В Горном Алтае турбизнес проходит те же стадии, что и в своё время во Франции. Собственно говоря, под «копирку». Очень многие горожане во Франции тоже скупали привлекательные земельные участки. Но когда государство стало заниматься развитием социальной инфраструктуры, дорогами, газификацией территории, понадобилась земля, которая оказалась в частной собственности. Участки приходилось изымать через суд, что может произойти и у нас. И, кстати, мы с этой проблемой уже начинаем сталкиваться.

Развитие туризма идет совместно с развитием предложений от сельхозпроизводителей. За рубежом созданы все условия для кооперации в этом секторе экономики. Мы пока отстаём. Но, думаю, нам предстоит пройти тот же путь. На западе кооперация полностью частная. У нас же несколько другой менталитет. Мы пока с большим трудом доверяем друг другу, поэтому кооперативное движение вначале необходимо развивать на основе государственно-частного партнёрства. После становления бизнеса государству можно уйти из него, предоставив дальнейшую работу «частникам».



— Недавно сообщалось о создании министерство туризма в Бурятии. А у нас в республике, на Ваш взгляд, нужно создавать такое же министерство?

— Я не был сторонником ликвидации профильного министерства туризма в республике. Если у нас туризм является фактически основной отраслью, вокруг которой могут формироваться другие экономические направления, то, наверное, правильней было бы оставить министерство как самостоятельную структурную единицу. Потенциал Бурятии в развитии туризма огромный — привлекает гостей озеро Байкал, многим интересны буддистские центры. Территорию надо развивать, а это огромная и тяжелая работа всей управленческой команды.

— Евгений Владимирович, может ли Чемальский район стать самодостаточным, независимым от субсидий и дотаций?

— Мы по доходам имеем около 100 миллионов рублей. По сравнению с другими районами это хороший уровень. Но, как считает наш Президент, в любом регионе первичной должна быть эффективно работающая экономика. К сожалению, мы пока не подходим под это определение. У нас не создаётся достаточное количество рабочих мест, люди всё это видят и соответственно реагируют, не доверяя органам власти, стараясь оградиться от государства и в одиночку решать свои личные проблемы. И только, повторюсь, взаимовыгодное сотрудничество власти и бизнеса позволит вывести бюджет района на более высокий уровень.

Не каждый человек сумеет решиться на собственное дело. Таких единицы, поэтому предпринимателей надо лелеять и заботиться о них, чтобы им было комфортно работать. В том числе создавать им условия для участия в выполнении муниципальных заказов. Мы должны смелее отдавать предпочтение своим предпринимателям.

Туризм как отрасль чаще всего работает в спецрежимах налогообложения. Предприниматели стараются минимизировать отчисления, что понятно и предполагаемо. Поэтому, говоря о самодостаточности бюджета, мы сможем добиться этого, если в районе появятся производства, и мы начнем заниматься переработкой с получением товаров с высокой долей добавочной стоимости. Ну а сбыт продукции могут обеспечить сотни тысяч туристов, что приезжают к нам летом.

В этом свете отличную рентабельность показывают народные промыслы. Они у нас представлены во многих селах района, но особенно в Аскате, собственно говоря, второе название этого села – «город мастеров» (на 3-м снимке). Потенциал народных промыслов еще не до конца оценен, и его развитие также внесет свою лепту в экономику района.



— Как Вы считаете, можно ли создать на базе «Ярмарочного колеса» в Чемальском районе постоянно действующую республиканскую туристическую ярмарку?

— Я всегда считал, что мы должны иметь в календарном плане мероприятий республики свою собственную туристическую ярмарку. В условиях сильнейшей региональной конкуренции такая ярмарка просто необходима; она привлекает туроператоров, производителей сельскохозяйственной продукции, в конечном итоге - инвесторов. «Ярмарочное колесо» (на снимке) — полностью частная инициатива. Даже хорошо, что ее организацией занимаются предприниматели. Задача власти — поддержать людей, взявшихся за это дело, в том числе финансово. В этом году не получилось, но в следующем, думаю, мы сумеем выполнить обещание и с помощью «Горно-Алтайавтодора» сделать возле ярмарки автомобильную парковку.

— Организаторы фестиваля «ВотЭтно» летом заявили о своем намерении вернуться в Республику Алтай. Что нужно для того, чтобы такого рода престижные фестивали стали проводиться в районе Чемала?

— Каждый фестиваль – дополнительный импульс для принятия туристом решения посетить наш регион. В районе турбазы «Катунь», где проходил республиканский праздник Эл Ойын, вся земля принадлежит частным собственникам — хотя место было бы идеальным для создания там фестивальной поляны, не только для «ВотЭтно». Но администрация района имеет в своем распоряжении другое прекрасное место - Кузлинскую поляну.

К сожалению, мы несем пока что в отношении этого места лишь финансовые затраты. За прошедшее лето было проведено всего одно мероприятие, да и то, как мне кажется, только для совсем узкого круга лиц, если более конкретно – для чиновников. Получилось мероприятие для «галочки»…

Сегодня мы готовы поддержать любого предпринимателя, любое сообщество, если они предложат провести значимое мероприятие на Кузлинской поляне. Понятно, что оно должно быть интересным, соответствовать государственным задачам и, конечно, вписываться в нашу общую работу по продвижению имиджа республики как одного из ведущих центров туризма.

— Ваша ближайшая цель на посту главы района?

— Заканчивается 2017 год, пришло время принятия бюджета на следующий год. Это самое ответственное событие в жизни района. Мы к нему готовимся. Надеемся принять сбалансированный бюджет. В следующем году, даст Бог, хочу обратить пристальное внимание на создание социальной инфраструктуры — прокладку дорог, обеспечение качественной водой жителей Чемала. Всё для этого есть.

Фотографии предоставлены автором.

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?



Бронирование Алтай Путешествия Внутренний туризм Кучум Карачи Лечение Оздоровление Карачинская Алтайский Марс Экотропа Джангыз-Тобе Квадроциклы Джипинг Путешествие по Афганистану Олег Приходько Туризм при талибах Харам Зимний туризм на Алтае Аскат Манокшетра Його-туры Алтайский треугольник Муладхара Туризм на Алтае Этнотуризм Экскурсии по Алтаю Концепция развития этнографического туризма в Республике Алтай Алтайские мастера V Ремесленный конгресс Креативные индустрии Ойротия Первая турбаза на Телецком озере 1933 голодный год Обнуление НДС Обнал Минэкономразвития РФ НДС для туроператоров Выездной туризм Безвизовый режим Монголия Чуйский тракт Праздник Льда Ховд Хар-Ус-нуур Тим Керби Альплагерь Актру Алтайская кухня Доходы от туризма Горно-Алтайск Турпоток на Алтае Отдых на Алтае экотуризм Катунь Отель Алтика Хакасия Оглахты Наскальная живопись Хакасский заповедник Шерегеш Белокуриха Манжерок аэротакси КЭФ Карбоновые офсеты Углеродный след Баден-Баден Санкции СВО Беженцы Русские и украинцы Туризм в Ираке Вавилон Басра Саддам Хусейн Арабская Венеция Руссо туристо Красноярск Книга рекордов Лестница в небо Красноярские столбы Косыгин Сталин Торгашинский хребет Летний отдыха на Алтае Манжерокское озеро Отель Geometrika Алтайский аил Алтайские лабиринты Че-Чкыш Синюха Алтайские духи Нечистая сила WSJ Владивосток Достопримечательности Памятник гитаре на берегу Катуни Владивостокская крепость Энцефалит Федор Конюхов Энцефалитный клещ Муравьиный спирт Каменный лес НЛО Шира Июс Калмыкия Буддизм Одинокий тополь Бай-Терек Сирия Арабская весна Российские туристы Вторая Италия Автотуризм Цены на бензин Гейзерное озеро Егор Лигачев Деревянное зодчество "Волшебник страны Оз" Золотое кольцо России Родина слонов Бийск Чемал Экопарк "Ирбис" Виталий Абалаков Алтай Авиа Вертолетные экскурсии Тюнгур Крушение вертолета Походы по Алтаю Доврачебная помощь Походная аптечка Лекарства в дорогу Креатив Хиппи Автобусы для проживания Баня на колесах Сибирь Тобольск Александр Македонский Салехард Обдорский острог Летний отпуск Успех Личная эффективность