Вчера вертолет Ми-8 крупнейшей на Алтае компании «Алтай Авиа», пилотируемый экипажем в составе трех человек, при возвращении с экскурсии к Белухе, организованной для группы из 13 туристов, потерпел крушение при посадке. Четверо погибших, десять пострадавших, и только двое считают, что им повезло. Если деятельность авиаперевозчика будет приостановлена, как это произошло после подобной трагедии на Камчатке, то местных туроператоров ждет серьезный удар по бизнесу.
Profi.Travel приводит слова представителей алтайского турбизнеса о том, что эта авиакомпания отрабатывала до 90% всех туристических экскурсий по Алтаю, связанных с перелётами. Перевозчик имеет собственный парк вертолетов Robinson R44, Robinson R66, Eurocopter AS350, Ми-8Т, Ми-8МТВ и собственную посадочную площадку в Чемальском районе по соседству с «Турсибом».
В прошлом году выполнялись регулярные авиарейсы из Горно-Алтайска в Усть-Коксу, и хотя это не вертолетные экскурсии, но в какой-то мере они разгружали летний ажиотажный спрос. Почему теперь таких рейсов нет — тема отдельного разговора, но в нынешней ситуации при растущем турпотоке вертолеты крайне востребованы. Об этом сказала редакции Profi.Travel директор туроператора «Арго» Ирина Слесарева.
Глава комитета по приключенческому туризму РСТ Вадим Мамонтов считает, что трагедия в Тюнгуре отрицательно скажется и на спросе на активные туры, и на ассортименте предложений туроператоров, работающих на Алтае. По его предположению, скорее всего авиакомпании запретят работу на рынке авиаперевозок.
Есть прямая аналогия с аварией 2021 года на Камчатке с такими же трагическими последствиями, когда Ми-8 «Витязь-Аэро» совершил жесткую посадку. В тот раз из 16-ти человек погибли восемь. В итоге Росавиация сначала временно запретила авиакомпании перевозить туристов, а чуть позже отозвала лицензию.
Для туристического рынка Алтая подобная приостановка деятельности самого крупного авиаперевозчика, услугами которого пользуются все без исключения турфирмы, будет тяжелым ударом, считают в отрасли. Поэтому предлагают специалистам Росавиации не спешить с выводами, а подготовить по результатам проверки список требований и установить для компании срок их выполнения. И если «Алтай Авиа» не сможет их выполнить, тогда уже обсуждать вопрос о лишении лицензии.
Ключевая проблема при нынешних турпотоках даже не в компаниях, которые имеют технику, а в проверяющих. Только при ее системном решении, когда проверяющие контролируют именно безопасность, все вопросы отпадут сами собой — таково мнение одного из представителей алтайского турбизнеса.
Трагедия в Тюнгуре может вызвать снижение интереса к Алтаю, который в последние годы испытывал заметный рост. Но надо понимать, что на пике сезона нагрузка на инфраструктуру и людей, работающих на авиаперевозках, предельно высока. Вот почему туротрасль в целом нуждается в изменении подходов к работе или снижении оборотов, делится своим мнением директор туроператора «Арго» Ирина Слесарева.
Эксперты отмечают, что с появлением итогов расследования велика вероятность того, что авиакомпании «Алтай Авиа» предложат уйти с рынка авиаперевозок. Но с уходом компании, отрабатывающей более 90% всех вертолетных прогулок, этот вид экскурсий может просто исчезнуть.