Начну, пожалуй, в этот раз с двух совпадений (если, конечно, можно их так назвать). Экологический форум «Умный Алтай», о котором я немного уже рассказывал, начал свою работу 1 октября, а днём ранее вице-премьер российского правительства Дмитрий Чернышенко провёл заседание совета директоров корпорации «Туризм.РФ». На нашем форуме говорили как бы об экологии, а в Координационном центре Правительства РФ — о шести туристских территориях в Республике Алтай.
Такое бывает: в четверг далеко в Москве правительственные чиновники говорят о делах на Алтае, а в пятницу у нас говорят примерно о том же. Но, что интересно, пять других территорий (а это злополучная «Жемчужина Алтая», Мультинские озёра, долина Челушмана, Каракольские озёра и Телецкое озеро) остались за кадром многочасового эфира РБК, а вот шестая — «сеть придорожных сервисов вдоль Чуйского тракта» — явно указывала на истинные планы и намерения организаторов форума.
Какая уж там «экология», когда особо чувствительные участники форума уже в аэропорту Горно-Алтайска ощущали сладкий запах денег… И ничуть не стеснялись говорить об этом с трибуны форума.
«Умный Алтай» выглядел как бы живой картинкой, яркой иллюстрацией ко всему, что говорилось в Москве на совете с участием главы республики Олега Хорохордина. Власть утвердила концепции развития 11-ти туристских территорий в Иркутской области, республиках Алтай и Бурятия, из которых шесть — в Республике Алтай. Это задумано в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», а дальше по ходу дела планируют наращивать число таких территорий.
Планы развития, разработанные корпорацией «Туризм.РФ», как выразился Дм. Чернышенко, учитывают интересы регионов и местных жителей и должны дать «значительный социальный эффект». Эксперты корпорации уже сосчитали: благодаря такому креативу в трех регионах появятся 40 тысяч новых рабочих мест, из них в Республике Алтай — не меньше 10,5 тысяч. А сумма доходов от туризма в этих регионах к 2035 году «может превысить 600 млрд рублей в год».
Если шесть из 11-ти территорий отдают нам, то поневоле приходится держать свой карман шире: куда ж мы денем эти 300 или даже 350 млрд доходов каждый год? У нас же совсем другие турпотоки, не в пример двум другим регионам. А если все 400 миллиардов? Такое даже представить страшно…
Опять же, к 2035 году Алтай должен стать ещё доступнее, по замыслу ген. директора корпорации «Туризм.РФ» Сергея Суханова; число поездок и продолжительность туров по Алтаю «за счёт развития инфраструктуры» возрастут как минимум вдвое. Грубо говоря, им хотелось бы завозить к нам туристов числом не менее 4,5 млн каждый год. Это если «как минимум»; а если как максимум?
Несмотря на волну протестов по всей Республике Алтай летом этого года, «корпорация продолжит работу уже над подробными мастер-планами территорий», посулило нам начальство из «Туризм.РФ». Вот и на форуме «Умный Алтай» на следующий день стали говорить о том же самом.
Ерболат Турлубеков выступал на форуме в тот момент, когда его участники еще ничего не знали о 6-й тур/территории в виде «сети придорожных сервисов вдоль Чуйского тракта», и далеко не каждый видел в энергичных действиях акташских и московских компаньонов желание припасть к бюджетному источнику через нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Всё же интересно: авторы сценария алтайского форума знали заранее о 6-й территории, или это был удачный экспромт?
Похоже, всё-таки первое: не зря же Ерболат называет летние мастер-планы от подрядчиков Сбера «отличной работой», а на тех, кому это непонятно, он насылает «прямое информационное воздействие» и доказывает, что «нам, умным» не надо ждать, пока здешний «уровень просвещенности» сам собой упадёт, и это позволит московским инвесторам застраивать, скажем, берега Каракольских озёр. Надо действовать. Создавать «орган по обучению» всех несогласных и выявлять всех необучаемых...
В присутствии московских гостей такая прыть вполне объяснима и, может быть, в какой-то степени даже уместна. Но если бы одни только «необучаемые» скептически оценивали «отличную работу» Сбера — а то ведь даже на уровне Госсобрания – Эл Курултая отмечалась «неготовность мастер-плана для реализации на территории Республики Алтай». Что же касается законопроекта о туристских территориях, который ещё только обсуждается, так в Иркутске и Улан-Удэ ему уже даны резко отрицательные оценки, это здесь.
Размышляя на форуме о 6-й тур/территории, точнее, о «сети придорожных кафе и туалетов», Ерболат выразил абсолютную уверенность в том, что «скоро всё это будет готово», и у него нет никаких сомнений в том, что «всё это подо мной будет». Почему? А потому что его московские коллеги тоже считают, наблюдая за местными предпринимателями, что «под большие проекты они не готовы».
На вопрос из зала — кто же конкретно мечтает прибрать к рукам целую туристскую территорию — Ерболат Турлубеков охотно назвал дерзких москвичей, которые инициируют «реализацию крупного проекта». Это в первую очередь управляющая компания его давнего приятеля Ойбека Х.О. с сетью Black Star Burger и проектом «Чайхана №1». Они знакомы с весны 2016-го, проходили вместе через «Синергию», Бизнес Молодость (БМ) — самые модные тренинги у нас в стране по ведению и построению собственного бизнеса. Пишут, что за последние шесть лет там натренировали за хорошие деньги уже более 300 тыс. потенциально «успешных людей», и Ойбек с Ерболатом в их числе.
Прежде чем попасть на тренинги БМ, Ойбек Хайдаралиев торговал луком на базаре, был «строителем на час», официантом — а наш земляк Ерболат Турлубеков пробовал свои силы на эстрадной сцене, на ниве видеопродакшна. Какое-то время он искал в бизнесе то, что японцы обозначают понятием «икигай», а тут как раз наши вошли в Сирию, и открылись новые перспективы: Ерболат стал возить запашистое мыло из славного города Алеппо. Два раза точно привозил, удачно поднял на старте 771.000 руб. (не считая наличных), но потом икигай куда-то ушел, и пришлось искать другие варианты из тех, что предлагались на курсах БМ.
В своем выступлении на форуме «Умный Алтай» Ерболат Турлубеков выражал недовольство по поводу того, что местные предприниматели строят свои кафе с нарушениями санитарных норм и не имеют даже малейших представлений о «нанотехнологичных туалетах». А как с этим у его московских партнеров? Известно, что первый ресторан сети Black Star Burger появился в Москве на Новом Арбате осенью 2016-го, ещё через полгода на Цветном бульваре открыли второй ресторан, а летом 17-го один из владельцев холдинга провозгласил, что его сеть «намерена стать лидером по финансовым результатам года в сумме более 1 млрд рублей». Однако ж к июню 2018-го в сети насчитывалось только 9 (девять) ресторанов, при этом воронежский попал под угрозу закрытия из-за претензий Роспотребнадзора к… его санитарно-эпидемиологическому состоянию.
Ерболат много говорил о качестве и разнообразии блюд, которые хотели бы видеть туристы в путешествии по Алтаю. Так вот, меню Black Star Burger — это «несколько видов бургеров из говядины или мяса индейки стандарта халяль, куриные крылья, картофель фри». Точка. Никакого разнообразия владельцы сети не предлагают, у них обычный фастфуд.
Вопрос из зала — как быть в этом случае местным предпринимателям, которые умеют организовать хорошую кухню, и им нравится этот бизнес? Может, в рамках проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» помогать как раз местным предпринимателям, а не московскому ресторатору Ойбеку Хайдаралиеву? Из ответов акташского дистрибьютора присутствующие на форуме поняли, что его московский кунак не прочь торговать франшизой, и все желающие могут обращаться. Кстати, на сайте франчайзера есть все ценники: к примеру, онлайн-встреча с другом Ерболата — 5000 руб. за 1 час. Открыть бизнес, купить/продать ресторан — всё виртуально.
Ресторатор, мечтающий стать главным резидентом 6-й тур/территории на Алтае, много пишет у себя в Инстаграме о разных вариантах партнерства, навязчиво выкладывает фотографии, сделанные в Москва-Сити, на разных конференциях и в элитных местах, показывает красивую богатую жизнь «успешного человека». Но, как шутят его конкуренты, Ойбек «выбирает квартиры и машины в автосалонах, где можно просто походить и посидеть». Он любит встречаться с потенциальными партнерами в коворкинг-офисе CEO Rooms в башне Москва-Сити «Империя», который снимает по самому дешевому тарифу, выдавая это место как персональный офис. Техника НЛП, выгуливание инвесторов по статусным ресторанам, красивые презентации — всё как учили на тренингах БМ.
Но, как свидетельствуют партнеры по одному из его проектов, им «посчастливилось» вместе с Ойбеком открыть ресторан «Пафоса Нет», после чего начались судебные разбирательства. Инвесторы вложили миллионы рублей, франчайзер — ни рубля. А кончилось всё громадными долгами. Банкротство ресторана стало закономерным итогом мошенничества Ойбека. Кроме явной неспособности открыть прибыльный ресторан, он «развел» инвесторов на новые деньги и умудрился заметно облегчить кассу ресторана под предлогом «инвестирования», предъявив липовые документы счетов и оплат.
Есть и другие примеры, но речь у нас совсем о другом.
Вспоминаю 2006 год, когда в Горно-Алтайске бастовали местные предприниматели, работающие в сфере туризма. Росгвардейцев тогда еще не было, никто не мешал их свободному волеизъявлению. Бастовали прямо на центральной площади — против проекта «Алтайской долины», против поддержки московского бизнеса во вред местному предпринимательству и т.д. Прошло около 15-ти лет. По заснеженному дну «искусственного моря» в районе Рыбалки бродят своры одичавших собак, а в кызыл-озёкском СИЗО бывший вице-премьер Роберт Пальталлер рассказывает следователям, как тратились бюджетные деньги на строительстве ГЛК «Манжерок».
Перед нами сейчас те же грабли, вид сбоку. Отдавать деньги, выделенные под нацпроект, предпринимателям Республики Алтай (под строгую отчетность) или отдать их таким инвесторам, как Ойбек Хайдаралиев? На словах вице-премьер Дм. Чернышенко мечтает о «развитии» тур/территорий, он хотел бы «раскрыть их идентичность» (в том числе за счет качественного придорожного сервиса, надо полагать) — а на деле всё может обернуться пошлым фастфудом.
Диалог на форуме между Ерболатом Турлубековым и самозанятой предпринимательницей из «глухого» села на самом деле возвращает нас к забастовкам и пикетам 2006 года. Нравится нам это или нет, но вопрос остался: в чьих интересах действуют местные власти, когда соглашаются с тем, что масштабные проекты по силам лишь «крупным игрокам»?
Местные дистрибьюторы, настраиваясь на появление вдоль Чуйского тракта таких вывесок, как Black Star Burgers или «Чайхана №1», меньше всего думают о какой-то «идентичности». Им хотелось бы делать деньги и на общепите, и на сети платных туалетов, стыдливо умалчивая о том, что даже в США (вдоль всей сети бесчисленных автодорог) стоят сотни тысяч бесплатных туалетов, построенных на деньги налогоплательщиков. И если проект «Туризм и индустрия гостеприимства» действительно национальный, то кто конкретно мешает ген. директору корпорации «Туризм.РФ» Сергею Суханову построить на наши деньги такую же сеть в Республике Алтай?
Опыт организации придорожного сервиса в зарубежных странах настолько богат, что сама по себе идея «отдельной туристской территории» вдоль Чуйского тракта выглядит дико. Точно так же, как дико выглядит повторное включение особой экономической зоны «Алтайская долина» (или «Жемчужины Алтая», по последней версии) в число шести тур/территорий.
Нам говорят, что «Алтайская долина» не состоялась по той причине, что рукотворное озеро стало «протекать». А где другие ОЭЗ туристско-рекреационного типа? Хотя бы одна из них приносит доходы, на которые рассчитывало государство, вкладывая свои деньги? Ни одна и нигде.
Человек, который пропагандировал проект «Алтайской долины», возглавляет сегодня российское правительство. А проект нового закона о туристских территориях по сути переписан с того же закона об особых экономических зонах. Без какого-либо участия общественности, региональных бизнес-сообществ организаторы таких форумов, как «Умный Алтай», хотели бы начать обустройство новых тур/территорий вроде сети придорожных сервисов вдоль Чуйского тракта.
Они лучше нас, как им кажется, знают обо всех интересах и потребностях туристов, которых мы видим у себя каждое лето. Не зря же красноречивый конферансье после выхода Ерболата на сцену осадил пришедших на форум: «Круглый стол в программе не заявлен!» Так и случилось: после яркого PR-зрелища "люди из туризма" поговорили у костра и побрели как бедные родственники восвояси, а организаторы «Умного Алтая» общались в течение октября в каком-то закрытом чате с кругом избранных, собирая всевозможные вариации «одобрям-с!» Небось, и закусочные Black Star Burgers с чайханами а-ля-рюс выдаются теперь за многочисленные пожелания трудящихся.
Они не видят ничего предосудительного в появлении Black Star Burgers на одной из красивейших автодорог мира, в регионе, который признан «колыбелью тюрков», «сокровищницей всей Азии», одним из последних островков первозданной природы. Они не доверяют людям, которые живут на своей земле, потому что им понятнее такие бренды, как Black Star Burgers или «Чайхана №1». Потому что архаровцы, о которых писал ещё Валентин Распутин, никогда и нигде не могли поступать иначе.
Они много говорят сейчас о «мировом звучании» Алтая, и представления о перспективах его «развития» у них соответствующие. Если кому-то интересно, сетью Black Star Burgers владеет камеруно-российский деятель, вездесущий директор ряда контор Вальтер Чассем Нзале Трифен, замеченный в массовом самопиаре у нас в России. В открытом доступе хватает негативных отзывов о его Блэк Стар Бургер, с которой связаны структуры Ойбека Х.О. Но, повторюсь, речь сегодня совсем о другом.
При всех разговорах о красоте и величии Алтая, его самобытной культуре и древних традициях, при клятвенных заверениях со стороны властей «раскрыть идентичность» общепризнанного центра туризма уже заготовлен проект придорожных сервисов с бургерами и стандартом "халяль", с хот-догами, куриными крыльями и картофелем фри из пакетиков. Приятного аппетита, как говорится, и кушайте в своё удовольствие.
…А в конце я хотел бы задаться вопросом: кто все-таки заблаговременно снабдил Ерболата Турлубекова и его московских коллег информацией о 6-й туристской территории, когда ещё даже закона нет? Что (или кто) даёт им столь пугающую уверенность в том, что всё уже «схвачено», и эта территория будет «под ними»? Может, организаторы форума знают?