Туроператоры продолжают анализировать далеко не радужные итоги летнего сезона на рынке внутреннего туризма. В канун празднования Всемирного дня туризма по просьбе RATA-news ситуацию прокомментировал генеральный директор компании «Дельфин» Сергей РОМАШКИН.
— Падение спроса, начавшееся в феврале, закончилось итоговым спадом по сезону. В минусе все пляжные курорты. По нашей компании Крым – минус 34%, Большой Сочи – около 20%, Анапа – минус 27%, Геленджик – минус 32%. Примкнувшая к Краснодарскому краю Абхазия возглавила рейтинг падения с учетом еще и криминальной истории, и взрывов, обрушивших продажи в июле – минус почти 35%.
В минусе также экскурсионка в средней полосе России – здесь подпортила ситуацию холодная и дождливая июньская погода. Если пляжные туристы выкупают тур хотя бы за месяц, то экскурсионные туры берут ближе к выезду, а погода быстро не изменится. В итоге – падение на 27%.
Лечебные туры в Кавминводы удержались на уровне прошлого года. Санаторный сегмент, как всегда, показал устойчивость при любых колебаниях спроса, мы видим это не первый раз при всех кризисных падениях.
Речные круизы также показали практически прошлогодние объемы. Тут понятно — в круизы едут постоянные клиенты, для сегмента характерны очень ранние продажи, уже сейчас у нас есть проданные туры на июль следующего года. Круизники при любой конъюнктуре знают, что поедут в круиз в следующем году.
При этом ситуация на курортах в целом несколько лучше, чем у туроператоров. Отели в Крыму и Краснодарском крае также зафиксировали спад, но более умеренный – не выше 10-15%. Гостиницы стали активнее работать с прямыми клиентами, да и клиенты решили, вероятно, что в этом году операторы им не особо нужны. Ушли и выездные туристы, которые в прошлом сезоне обеспечили рост продаж в организованном сегменте.
В этом году соотношение организованных к самостоятельных туристов изменилось. В спокойные годы оно было примерно 35 к 65, в ударном прошлом году – где-то 40 к 60, а то и 50 на 50, и это был гигантский рост для туроператорского рынка. В этом году баланс немного сместился обратно, отчего у туроператоров и образовался дополнительный спад.
Причины общего спада – одновременное сочетание нескольких негативных факторов: возвращение Турции, неожиданно низкие курсы валют, завышенные цены наших курортов, холодное начало лета и перераспределение организованных и самостоятельных турпотоков. Мы можем говорить о «черном лебеде» для внутреннего туризма. К ожидаемым событиям добавились труднопрогнозируемые.
Турция, понятно, была ожидаемым фактором, туда ушла часть турпотока. А вот укрепления рубля в начале года никто не ожидал. Многие забыли, что в 2016 году в феврале, когда обычно начинается ранее бронирование, курс евро был 85 рублей, а в феврале нынешнего – 61 рубль. Понятно, что это вызвало горячее желание быстро купить евро и поехать, к примеру, в Карловы Вары. Курс доллара в начале 2016 года был около 70 рублей, а в начале 2017-го — 56 рублей, то есть турецкие цены в рублях на этапе раннего бронирования оказались даже ниже, чем сами турки планировали. И это тоже сыграло на руку направлению.
Социологические опросы показывают, что в целом, туристов больше в стране не стало, общая экономическая ситуация не позволяет наращивать турпотоки. Идет только перераспределение спроса, что и почувствовали Испания, Италия, другие европейские страны, нарастившие объемы именно за счет внутренних направлений на фоне дешевого евро. Конкуренция за туриста выросла дополнительно.
Негативным фактором стали и цены на российские отели. Отельеры подняли цены на 10-15%, руководствуясь впечатляющими прошлогодними результатами. Ценовой «пузырь» надувался, на мой взгляд, несколько последних лет и рано или поздно должен был лопнуть. За три года рост цен на наших курортах составил не менее 35%, за два последних – 25%.
В 2016 году туристы выросшие цены «проглотили» — спрос был велик. А в этом году «рвануло». Цены стали неподъемными и для малообеспеченной публики, и для более-менее состоятельной, имеющей альтернативу в виде европейских и турецких курортов. Мы начали говорить об этом еще в феврале-марте, увидев, что продажи падают. Отели нам не верили, считая это временным явлением. В апреле они задумались, в мае некоторые из них стали цены снижать, в июне в цене попадали почти все, в июле это делали только запоздавшие объекты.
Все это привело к феноменальному результату: мы проанализировали несколько десятков тысяч путевок на курорты Краснодарского края, проданных в период с 1 февраля по 31 августа, и обнаружили, что средняя цена туров в этом году вообще не выросла. От среднего роста цен на 12% по сравнению с 2016 годом, на которое рассчитывали отели, ничего не осталось. Так или иначе, но объекты размещения все равно упали в цене, вот только не вовремя, вразнобой и т.д. Некоторые «падали» даже в августе, что беспрецедентно. А туристы в итоге приобрели путевки по ценам, которые в среднем соответствовали уровню 2016 года. Ни копейки не добавили. Такого сезона не припомню.
Общая ошибка отельеров — и операторы не смогли их переубедить — дальнейшее повышение цен. Гостиницы решили попробовать — а вдруг удастся продать. Не получилось: рынок все расставил на свои места. Сейчас внутренний туризм «лег» на уровень 2015 года. Как цунами, волна туристов в 2016 году пришла и ушла.
Для нас основная проблема прошедшего сезона — психологическая: после успешного 2016 года всем было тяжело воспринять «сигналы бедствия», хотя они были. Можно было заметить необычность ситуации в конце 2016 – начале 2017 года по всем фронтам: посещаемость нашего сайта упала, количество запросов в «Яндексе» по внутренним поездкам снизилось на десятки процентов. Рынок уже подавал те самые «сигналы бедствия». Но никто не обращал внимания, уговаривали себя, что еще зима, весной будет рост и т.д. О многом уже говорили слабые зимние продажи в Красной Поляне, но все думали, что это горнолыжка, особые туристы… От качества прогноза в туризме зависит 50% успеха. В этом году наши прогнозы оказались некачественными, потери были неизбежны.
Выводы сделали? Прогноз на 2018 год — слабый рост внутреннего рынка или продолжение спада. Основной фактор – цены. Мы понимаем, что дальнейший рост стоимости размещения на курортах невозможен, надо даже снижать цены, а для этого необходимо минимизировать издержки. Беда в том, что управляющие отелями не умеют с этим работать и даже с торможением цены не справляются. Но если мы на будущий год не заявим, что работаем по ценнику 2017-го, роста не будет.
Мы часто слышим, что у нас проблемы с сервисом, с питанием, но в этом году даже лучшие отели стояли незагруженными. У нас проблема с ценой. В условиях падения реальных доходов нельзя наращивать расходы. Конкуренция, вероятно, усилится после выхода на рынок Египта, борьба за туриста развернется с новой силой. Ждём второй сложный год...