Среди некоторой части отечественного туриста принято считать, что отдых и отпуск неразрывно связаны с изрядной дозой алкоголя. Причем, не важно где: во «всероссийской здравнице» ли - Турции, чопорной Европе или разнузданном тайском Пхукете. Что говорить, россиянин любит «оторваться» и туроператорам всегда есть, что предложить для подобного разухабистого веселья.
Однако, что делать тем поборникам здорового образа жизни, кто на дух не переносит запах «горячительных» напитков и предпочитает погружение в природу «погружению в стакан»?
Есть на знаменитом Чуйском тракте в Горном Алтае удивительное село — Чуйозы. Известно оно не только тем, что совсем недавно стало новым населенным пунктом на карте России, но и получило славу полностью безалкогольной территорией для приезжающих сюда туристов.
Небольшое алтайское село в Онгудайском районе состоит из одной улицы, на которой расположилось чуть больше десятка домов. Лишь одна семья живет здесь постоянно, остальные - сотрудники туристического комплекса, состоящего из минигостиницы, кафе с алтайской национальной кухней и краеведческого музея, передает портал «Национальный акцент».
Руководит предприятием туристической отрасли Галина Топтыгина - потомственный чабан республики. Раньше на месте Чуйозы много лет находилась стоянка, где члены её семьи пасли скот, а теперь 46 работников обслуживают экскурсии и постояльцев отеля. Главное отличие этого туркомплекса от других в Горном Алтае - здесь установлен строгий сухой закон. Даже в кафе никому не удастся попробовать ничего крепче чая.
- Появление пьяного человека для нас настоящее ЧП, - рассказывает Галина корреспонденту «Национального акцента». - Хотите "расслабиться", "погулять" - проезжайте мимо!
Особенно строга руководительница к своим кадрам. На первый раз подвыпившего сотрудника штрафуют на 500 рублей, деньги делят на весь коллектив. А во второй раз – выгоняют совсем. Собирают его вещи, сажают в машину и выкидывают посреди поля!
Принципиальная хозяйка необычного места отдыха на Алтае не только ломает алкогольные традиции окружающих, но и заботится о родной природе: закрашивает «памятные» надписи на придорожных скалах, которые делают не адекватные туристы. Устраивает строгая Галина и регулярные субботники по уборке села. Причем наводить порядок выходит даже ее самая младшая, 3-летняя внучка. Такое вот экологическое воспитание, прививаемое с юных лет.
- Я исполняю свой гражданский и человеческий долг перед духами, - объясняет свои поступки Галина Топтыгина. - По древним понятиям природа - наш Бог. Пользуйся ее благами, но не оставляй после себя мусор, а то непременно заболеешь, физически или душевно. Прибраться в доме, во дворе, на улице, значит поблагодарить духов за благополучную жизнь, за здоровье, за срубленное дерево, за увеличение поголовья скота. И детей надо приучать к этому с ранних лет, пусть они еще не очень понимают, что к чему, но Бог-то все видит!
Также в необычном селе Чуйозы можно вкусить настоящую алтайскую кухню. Блюда в кафе готовятся из собственных, натуральных продуктов, по древним рецептам, передаваемым из поколения в поколение. Местная кулинария, рассчитанная на кочевников и скотоводов, достаточно калорийна, поскольку должна обеспечивать энергией людей, занятых тяжёлым физическим трудом. В основном блюда мясные и молочные, с добавлением злаков, преимущественно ячменя и пшеницы.
Из зерна и баранины варят кочо – очень вкусный, густой суп, одновременно и первое и второе. В него добавляются ароматные местные приправы, сушеные и свежие: слезун (дикий лук), черемшу. Наряду с бараниной, ценится мясо дикого марала. Его сушат, потом толкут в ступе в порошок и соединяют с талканом (размолотой в муку крупой). Такие смеси охотники и скотоводы носили в специальных мешочках. А на стоянках заваривали кипятком: и сытно, и полезно. Мясо марала еще и целебно: оно улучшает кровообращение, укрепляет иммунитет и нормализует нарушенные обменные процессы.
Любят алтайцы и молоко: коровье, козье, лошадиное. Собственноручно делают сыр и брынзу. Причем закваска бережно хранится и передается из семьи в семью, из дома в дом. Творог до сих пор заготавливают впрок, сушат и перемалывают, а потом слегка разбавляют водой, получается густой, кисло-сладкий соус, вроде майонеза, только гораздо полезнее.
И, разумеется, нельзя не вспомнить о знаменитом алтайском чае. В него добавляют все, что растет рядом: бадан, лесную черную и красную смородину, чернику, шиповник, зверобой, другие ягоды и травы.
На фото (РИА Новости): Живописное село Чуйозы является также местом проведения алтайского фестиваля народного творчества.