Партизанский рывок вверх по Катуни к ее истоку

Николай ВИТОВЦЕВ
16.06.2020

Просмотров:

2207



В начале прошлого месяца от друзей получил ссылку на интересный видеофильм.  В отличие от множества «роликов», которые импортным закадровым музоном /врубай погромче, братан/ убивают всякое желание досматривать до конца, работа Сергея Долгушина (Новосибирск) показалась довольно качественной. Приветствуя всех на своем youtube-канале, он предлагает зрителю видеоотчеты о путешествиях и рыбалке на реках Сибири. Круг его интересов — водометные лодки, снегоходы, квадрокоптеры. «Снимаю сам, монтирую сам», - сообщает Сергей (он на 2-й фотографии), и это вызывает уважение.

Около трех лет назад, осенью, он решил с друзьями отправиться в путешествие к истоку Катуни. Бродяги поставили перед собой цель: подойти, насколько будет возможно, к подножью Белухи по реке, на лодках. Стартовали из села Мараловодка на двух лодках Солар 420+ mercury25, две другие — Солар 450+ suzuki40 и Солар 450+ tohatsu50.



Новосибирской команде нравится ходить по сибирским рекам, но в их послужном списке есть особая строка: Алтай, октябрь 2018-го, когда получилось «водномоторное осеннее путешествие на водометных лодках Солар и Фрегат через всё озеро Телецкое от Артыбаша», дальше поднялись чуть выше устья реки Чебдар. Рыбалка на хариуса, экстремальные прохождения на лодках по бурным водам Челушмана, Башкауса и Чебдара, полеты на квадрокоптере в Челушманской долине и над Телецким озером... Но это лучше посмотреть.



Кому-то там понравится больше, вопросов нет. Но раз уж зашла речь о маршруте по верхней Катуни до ее истока с ледника Геблера, отвлекаться было бы непочтительно — темы разные, и читатель в том и другом случае был бы тоже разный. Поначалу казалось, что автор фильма мог бы ответить мне на все интересующие вопросы, но как только я взялся читать комментарии под его фильмом на YouTube — сразу завис, и через какое-то время стал отмечать самые интересные из них.



Fеdоr Dаnиlоv года два назад поинтересовался: сколько км прошли, и сколько бензина на «тоху» ушло? Автор сюжета ответил: 385 км, расход нешутейный был, течение сильное, и вода очень холодная, моторы даже до рабочей температуры иной раз не прогревались, а каждый из них вез троих вверх по глубокой воде. Один из кемеровчан допытывался: сколько всё же бензина истратили на Солары под 25-кой? Трудно вспомнить, откликнулся Сергей Долгушин, но у него вышло примерно 0,7 л на 1 км на Тохатсу-50, по другим аналогично.



Вопрос Сергея Тетерина: сколько км в одну сторону по воде? На гидроцикле велик будет риск пробить корпус, или реально пройти? С точностью до километра трудно определить, рассудил автор фильма, где-то 200 с лишним км в одну сторону;  риск, конечно, есть - камней много. Артем Жданов, с тем же вопросом: водный мотоцикл может пройти подобный путь? – «Только до камней, дальше опасно».



Павла Кузнецова зрелище озадачило: «Пейзажи красивые. Но - туризм с моторами?!... С дымом выхлопа и грохотом ДВС...»  Ничего страшного, заверил его режиссер, это водометный туризм, есть же автотуризм – и ничего, для всех привычно. «Бедный, бедный Алтай, - вздыхал некий тролль. - Сколько же туда прётся всяких... Уже и на лодках к Белухе. Мало квадроциклами там перепахали, городские черти. Никакого уважения ни к природе, ни к другим людям. Так и живем…» Любопытна реакция Сергея: «Сиди дома и не жужжи, смотри на всё на экране, больше этого ты не заслуживаешь».



— Какой дрон? Как заряжали аккумуляторы? – на этот вопрос короткое пояснение: dji phantom3 и mavic.
— А как съёмку вели? Ответ столь же краток: dji. gopro. samsung s8.
— Камера была одна? – Нет, здесь снято на разные камеры: dji osmo. dji phantom. djo mavic. samsung s8. gopro5
— А что за палка такая с регулятором горизонтальности положения вэбки? – «Стабилизатор у нас - DJI OSMO и feiyu tech».



Александр Марьин попросил озвучить примерную сумму мероприятия. «Очень интересно, ибо в дальнейшем тоже планируем нечто подобное». А как подсчитать все затраты? Это ведь просто прогулка в компании друзей, без претензий на попадание в русское «Диво». Но в любом случае: «Намного бюджетнее поездки на югА». Понятно, ответ для сибиряков.

Paul Tyabutov: «Как считаете, какой мотор по практичности и надежности лучше всего?» - «Тохатсу 50». А 15-сильный мотор потянет по Катуни? – «На винту - да. До первого камня». Антон Валенков, похоже, человек очень дотошный, его интересовало, «сколько на баке проходишь под тохой 50»? – «Около 50 км примерно».



Сергея Чиликина заинтересовала обувь на участниках марш-броска. – «Это вейдерсы из мембранной ткани и ботинки на войлочной подошве». Саркастичный hondavodd обмолвился: «Как хорошо быть богатым всё-таки» — «Наверное», - ответил ему автор фильма.

Oleg S высказал критическое замечание: «Всё очень здорово и интересно; только жаль, что заплыв очень мало комментируется: где идёте, что видите, что происходит. Просто на ползущие по реке лодки смотреть не очень увлекательно». Другой скептик рассудил: значит, на лодках не подойти к Белухе. «Ну почему же, если постараться — можно».



А вот человек бывалый, Ivan Bolgov: «Я живу в Усть-Коксе и поднимаюсь на катере по Катуни до Большой Речки, и мне хватает адреналину, а вы взяли максимальную высоту на «соларах» )))! Респект вам, ребята!!!» Но таких восторгов немного: «Ни фига не рафтеры», - отметился Диман нынче весной. «Да, не они», - обезоруживает в ответ SERGAFAN TV.

Некто Николай Мычаковский, тоже этой весной: «Просто отдых? Основание для простачков. Что исследовали? Кому и что надо? Какая может быть перспектива? Столько бабла, и такие грузные ребята оторвались от всего? Всех? Как в «Белой акации»: "Люблю я море с берега, а качку в ресторане..." Встречный вопрос от SERGAFAN TV: «Что курите?» - остался без ответа.



Yuri Demin недоумевает: ну и нах переться туда? Автор фильма ни в чем не пытается переубеждать таких людей, он немногословен: «Тебе не понять». И у него есть единомышленники – из числа тех, кто ходит и не умеет сидеть. Людмила Майорова: «Правильно, многим не понять. Им понятнее сидеть в барах, клубешниках и т.п. Жрать там водку, курить... Они не понимают, что такое красота на самом деле».



Еще одна реплика: «На таких мощных аппаратах… Это не интересно. Без трудностей. Без души». У каждого свой вкус, как говорил индус. «Какой это он мощный? 50 л/с на водомете становится 30-кой, с загрузкой 700 кг - это самый минимум для такой реки. Душевно барахтаться в порогах на одном месте как-то не хочется – это не наш вариант».
— Я это уже понял, - продолжается начатый разговор. - До вас просмотрел кучу сплавщиков, вот они плывут на своих тазиках, параллельно наслаждаясь природой. А в том, чтобы промчаться по протокам с большой скоростью… Это не даёт пищу для души, не успеваешь насладиться природой. Если ты меня понял, то понял, если не понял, то тебе это не надо.
— Юрий, я водометчик, нам нужен экстрим и скорость. Пройти вверх а потом и вниз, мы сами себя забрасываем в верха, в отличие от сплавщиков. Бывает, обратно идем сплавом и наслаждаемся природой, что вдвойне приятней, нежели вверх под гул моторов.



И всё же почему не дошли? Этот вопрос повторяется часто. В свободном обсуждении фильма лучше всех высказалась, на мой взгляд, Zoi Kuprianowa (если не ошибаюсь, в начале этого месяца): «Мы проходили в том районе пешком четверть века назад. Ребята на лодках шли осенью, и у них было мало воды. А мы шли в июле, и постоянно шли дожди. Катунь переходили вброд под ледником Геблера, там она разделяется на пять рукавов, но всё равно было непросто. Пришлось страховаться верёвками. А потом, через отрог был ещё брод через Капчал. Но самое смешное, что когда выходили наверх к перевалу, повалил снегопад... Пролежав трое суток в палатках, отряхивая снег, приняли решение идти назад. Это было требование КСС. И опять вброд через Капчал и Катунь...»



Другой вопрос, который возникает у многих, у той же дрон-группы АКРИВИ: когда всё-таки лучше подниматься к Белухе на водомёте — по большой воде летом или осенью по камням? У местных жителей какая практика? В новосибирской команде, как мне показалось, над этим вопросом перед заплывом к Белухе особо не думали. Для фильма важнее краски осени — с этим не поспоришь. Но как быть другим, которые хотели бы повторить, вернее даже, логически завершить этот подвиг? Меня интересовали многолетние наблюдения (скажем так), по которым легко определить лучшее время для рывка на водомётах по верховьям Катуни. Обидно же, когда лодки сушатся на берегу, ты бродишь в сапогах через Катунь с одного берега на другой и злишься на самого себя от того, что до ее истока осталось всего-то 9 километров. Как быть?

Дальше хода нет... Устье Капчала как перепутье двух дорог — и после короткого привала обратно.



От друзей из Усть-Коксы пришел ответ: конечно, по большой воде надо идти. А она бывает в июне, когда тают ледники, и если к этому добавить проливные дожди — экстрим обеспечен. При внимательном чтении комментариев замечаешь, что участников марш-броска мало интересовала рыбалка в таких «верхах» — и этому есть свое объяснение. Несколько раз автор видео повторил: там нельзя не то что рыбачить — даже находиться нельзя без разрешения дирекции Катунского заповедника. Получается, и тут «экстрим»…



В прошлом году Сергей Тетерин, который вроде бы готов рвануть по маршруту группы Сергея Долгушина, прямо спросил: «А заявку и согласование заранее надо подавать на заповедник, или в наглую все едут?» Ответ был честным: официально никто не пустит; дело личное, как пройти. «Нас на обратном пути остановили и протоколы выписали, но это уже не важно, так как цель достигнута».

Не будем торопиться с выводами. Число просмотров этого фильма, а главное – число комментариев под ним, свидетельствуют только об одном: поток туристов-водников в верховья Катуни при всём желании не остановить. Ловить их и составлять протоколы? Но это путь в никуда. У каждой горки инспектора не поставишь. 



Новосибирцы дошли до устья Капчала. До ледника Геблера, истока Катуни, оставалось 9 км. Почему не пошли дальше пешком? Наверное, спешили обратно, не желая встречаться с охраной заповедника. А как быть другим, которые рискнут отправиться по их маршруту? Как быть в таких ситуациях руководству Катунского заповедника? Ясно одно: стороны должны договариваться — по примеру Алтайского заповедника, например, где успешно осваивается «зелёная тропа» на Учар. В противном случае, если оставлять всё как есть, туристам придётся и дальше партизанить в наших горах.

P.S. При обсуждении этой публикации в нашей группе на ФБ директор Катунского заповедника Александр Затеев пояснил: «У нас есть разрешенные маршруты для посещения туристами, в том числе и в верховья Катуни. Но в данном конкретном случае ребята решили внаглую ехать, несмотря на то, что их три раза предупредили о том, что они не могут посетить заповедник без пропуска. Сами они не обращались в администрацию заповедника с просьбой выдачи его. Поэтому и были задержаны там, но к, сожалению, уже на обратном пути». Из этого следует, что всем желающим повторить подобный маршрут нужно в обязательном порядке обращаться в дирекцию Катунского заповедника. 

Фото: личная страница С.Долгушина на Vk и стоп-кадры из его фильма.

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?



Бронирование Алтай Путешествия Внутренний туризм Кучум Карачи Лечение Оздоровление Карачинская Алтайский Марс Экотропа Джангыз-Тобе Квадроциклы Джипинг Путешествие по Афганистану Олег Приходько Туризм при талибах Харам Зимний туризм на Алтае Аскат Манокшетра Його-туры Алтайский треугольник Муладхара Туризм на Алтае Этнотуризм Экскурсии по Алтаю Концепция развития этнографического туризма в Республике Алтай Алтайские мастера V Ремесленный конгресс Креативные индустрии Ойротия Первая турбаза на Телецком озере 1933 голодный год Обнуление НДС Обнал Минэкономразвития РФ НДС для туроператоров Выездной туризм Безвизовый режим Монголия Чуйский тракт Праздник Льда Ховд Хар-Ус-нуур Тим Керби Альплагерь Актру Алтайская кухня Доходы от туризма Горно-Алтайск Турпоток на Алтае Отдых на Алтае экотуризм Катунь Отель Алтика Хакасия Оглахты Наскальная живопись Хакасский заповедник Шерегеш Белокуриха Манжерок аэротакси КЭФ Карбоновые офсеты Углеродный след Баден-Баден Санкции СВО Беженцы Русские и украинцы Туризм в Ираке Вавилон Басра Саддам Хусейн Арабская Венеция Руссо туристо Красноярск Книга рекордов Лестница в небо Красноярские столбы Косыгин Сталин Торгашинский хребет Летний отдыха на Алтае Манжерокское озеро Отель Geometrika Алтайский аил Алтайские лабиринты Че-Чкыш Синюха Алтайские духи Нечистая сила WSJ Владивосток Достопримечательности Памятник гитаре на берегу Катуни Владивостокская крепость Энцефалит Федор Конюхов Энцефалитный клещ Муравьиный спирт Каменный лес НЛО Шира Июс Калмыкия Буддизм Одинокий тополь Бай-Терек Сирия Арабская весна Российские туристы Вторая Италия Автотуризм Цены на бензин Гейзерное озеро Егор Лигачев Деревянное зодчество "Волшебник страны Оз" Золотое кольцо России Родина слонов Бийск Чемал Экопарк "Ирбис" Виталий Абалаков Алтай Авиа Вертолетные экскурсии Тюнгур Крушение вертолета Походы по Алтаю Доврачебная помощь Походная аптечка Лекарства в дорогу Креатив Хиппи Автобусы для проживания Баня на колесах Сибирь Тобольск Александр Македонский Салехард Обдорский острог Летний отпуск Успех Личная эффективность