Путешественников из Китая у нас в России всё больше. Появляются даже оптимистичные планы подъёма туристической отрасли за счет путешествующих соседей. Но китайская индустрия отдыха – замкнутая экосистема, предупреждает «Российский туризм».
Ежегодно Россию посещают более миллиона китайцев. Отели и торговые центры переводят вывески на китайский язык, а турагентства составляют для них специальные маршруты. Самих же китайцев в России интересуют не только достопримечательности, но и детали биографии Ленина, шопинг и полярные ночи. Всё это приносит бизнесу миллиарды долларов в год, но индустрия китайского туризма устроена так, что значительная часть денег, даже если они потрачены за границей, все равно остается в Китае.
Китайцы считаются самыми щедрыми туристами – в прошлом году они потратили за границей $261 млрд – вдвое больше, чем, например, туристы из США. Еще пару лет назад щедрость путешественников из Китая связывали с высокими налогами и пошлинами на импорт. Одежду известных брендов, косметику и ювелирные украшения было выгодно покупать за рубежом: во Франции они были дешевле в среднем на 72%, а в США – на 51%. Однако теперь китайцы в первую очередь путешествуют ради новых впечатлений: шопинг оказался на третьем месте среди приоритетов после осмотра достопримечательностей и «отдыха». Причина – развитие интернет-торговли: всё необходимое можно купить онлайн. Влияет и демократизация туристической сферы: к выезжающим за границу обеспеченным китайцам присоединяется все больше представителей растущего среднего класса.
В России в прошлом году побывало чуть больше миллиона китайцев. Турпоток стабильно растет начиная с 2014 года, когда произошла девальвация рубля. С 2016 года китайцы занимают первое место среди всех иностранных туристов в России. В этом году их количество тоже увеличится – за первые полгода в Россию приехало на 36% больше туристов из Китая, чем за тот же период прошлого года.
Специального интереса именно к России у китайцев нет, считает руководитель департамента въездного туризма Ассоциации туроператоров России Александр Макляровский. Важен скорее сам факт, что можно уехать в отпуск в другую страну, оставив ненадолго перенаселенный мегаполис с плохой экологией. Чаще всего китайцы приезжают в Москву или Санкт-Петербург, а также в приграничные с Китаем области – на тот же Байкал. Росту его популярности способствовала песня Ли Цзяна «На берегу Байкала», где говорится о влюбленных, которые встретятся у озера спустя много лет после разлуки. Посмотреть северное сияние в Мурманске – еще один вариант для путешествия.
Стоимость недельного тура в Россию – около $1200, говорит Анна Сибиркина, руководитель программы China Friendly, которая продвигает Россию на китайском туристическом рынке. Но можно отдохнуть и дешевле: есть бюджетные туры на шесть дней с посещением Москвы и Санкт-Петербурга за $690. В программе – Красная площадь, Кремль, собор Василия Блаженного, Мавзолей, храм Христа Спасителя, Зимний и Летний дворцы. Часть достопримечательностей туристы осматривают издалека, часть – лишь мельком (на храм Христа Спасителя отводится 10 минут). В поездке туристов сопровождает китайский гид, а кормят их китайской едой. (В репортаже журнала New Yorker рассказывалось об автобусных турах по Европе для китайских туристов: обычно за неделю, проведенную между Германией, Италией и Францией, участники тура не едят нигде, кроме специальных китайских ресторанов, открытых по пути следования.) Организаторы тура предупреждают о недружелюбных проводниках в поездах и предлагают всё общение с ними оставить гиду. Также заранее оговаривается то, что в купе вместе с ними может ехать местный житель. Если бы китайские туроператоры имели возможность пустить свой поезд по маршруту Москва – Санкт-Петербург, они наверняка воспользовались бы ею.
Кроме обычных туров есть также «красный туризм», по мотивам истории коммунизма – в основном для старшего поколения. Один из действующих сейчас маршрутов предполагает посещение четырех городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска и Казани. Помимо Кремля и Мавзолея туристы осматривают дом, где родился Ленин, и Казанский университет, где он учился. В перерывах между экскурсиями китайцы возлагают цветы к памятнику Ленину, по желанию можно вступить в ряды «ленинцев» – для этого есть специальная торжественная церемония. (Кстати, в Европе меккой для китайцев стал дом в Трире, где родился Карл Маркс).
В 2015 году путешественники из Китая потратили около $2 млрд, и это пятая часть всех трат иностранных туристов в России.
После девальвации рубля покупки в России китайцам стали особенно выгодными. На форумах путешественники советуют привозить из России практически все – от электрочайников до ювелирных украшений, потому что в Китае это будет дороже. Но чаще всего из России они привозят косметику известных брендов, сладости (шоколад «Аленка») и ювелирные изделия, говорит А.Сибиркина. Главный хит – янтарь, который считается признаком благосостояния и называется «северным золотом».
Несмотря на то что шопинг за рубежом китайцев интересует всё меньше, многие российские продавцы товаров класса люкс по-прежнему рассчитывают на них. По оценкам, туристы из Китая приносят от 5% до 20% выручки некоторым торговым центрам Москвы и Санкт-Петербурга. Но главная особенность китайского туризма в том, что это замкнутая экосистема. Туристы, если речь идет о массовых организованных турах, останавливаются в специальных гостиницах, ходят в китайские рестораны (европейская еда им кажется непривычной) и магазины сувениров, принадлежащие китайцам, а на экскурсиях туристов сопровождают китайские гиды.
Представители индустрии утверждают, что довольно часто китайские туристические компании продают туры в Россию дешевле себестоимости, но затем гиды, работающие в интересах этих компаний, водят туристов в связанные с теми же компаниями магазины, где путешественники покупают ювелирные украшения и сувениры по завышенным ценам. Во многие магазины, которые торгуют янтарем, не пускают никого, кроме китайцев. Из-за таких схем российская экономика теряет около $500 млн ежегодно, подсчитали в ассоциации «Мир без границ», которая занимается развитием российско-китайского туризма.
Китайцы, путешествующие самостоятельно, конечно, действуют иначе. Сейчас около 10% всех иностранцев, посещающих Музей советских игровых автоматов в Санкт-Петербурге, – китайцы, говорит директор музея Игорь Ковалевский. Как правило, в музей заходит молодежь до 30 лет, которая предпочитает выезжать за границу без помощи туроператоров. Им не очень интересны выставки советских плакатов или старых компьютерных игр, но они много времени проводят, играя в автоматах. А потом в кафе при музее заказывают мороженое и молочные коктейли, приготовленные советским миксером.