Манжерок может стать вторым Авиньоном

Николай Витовцев
08.11.2011

Просмотров:

3333

Тема фестивального Алтая в размышлениях сенатора В.Лопатникова и режиссёра Н.Шумарова


 
В начале марта сенатор Ралиф Сафин удивил нас тем, что ушёл работать в Комиссию Совета Федерации по культуре, где председателем избран другой наш сенатор — Виктор Лопатников. Подробнее об этом – в публикации «Истинный бренд Горного Алтая — его культура». Общаясь с журналистами местных СМИ, Ралиф Сафин акцентировал наше внимание на том, что перешёл на работу в новую Комиссию по личной просьбе её председателя В.Лопатникова. При этом он уточнил: «на новом месте смогу принести больше пользы Республике Алтай».

Что это могло бы означать на практике? Двадцать лет наша республика топталась на месте, прежде чем пришло понимание: ни один, даже самый смелый и захватывающий экономический проект не сможет вывести наш регион на тот же уровень, который давно уже признан за Горным Алтаем, когда речь идёт о его культуре. И для того, чтобы понять это, нам следовало пройти целых 20 лет самостоятельного развития, тогда как нашим сенаторам хватило для такого понимания одного срока своих полномочий.

В дни работы международного фестиваля «Желанный берег» («Легенды синего неба – Кок Тенгри») сенатор Виктор Лопатников был не просто зрителем — он продолжал в эти дни свою работу над будущим проектом создания в Манжероке нового культурного центра. Фестиваль, проходивший в Горно-Алтайске, помог ему точнее обозначить платформу, на которой будет выстраиваться захватывающая конструкция проекта, который получил условное название «Манжерок: воспоминание о будущем».

…Помню, в студенчестве я попал однажды на масштабную выставку Ильи Глазунова, которая проходила в Центральном выставочном зале «Манеж» на Исаакиевской площади. Это было потрясение, которое не забывается до сих пор. На пике застоя художник предлагал совсем иные ориентиры, и завсегдатаям художественных салонов трудно было понять, что же заставило тогдашний обком партии «разрешить такую выставку».

Из всего, что написано о «революционном вызове» тогдашнего Глазунова, Wikipedia выбрала одну-единственную статью Михаила Назарова, опубликованную в эмигрантском журнале «Посев». Прошло много лет, и много чего произошло в нашей жизни, прежде чем в приёмной сенатора Виктора Лопатникова (на снимке) у нас в Горно-Алтайске я узнал, наконец, что «диссидентскую» выставку организовал именно он, и никто кроме него не брался «отвечать за последствия».



Сопоставляя сейчас масштаб художественной выставки, на которую шла в начале лета 1978-го вся страна, с новым масштабным проектом, связанным с возрождением фестивальной славы Манжерока, я почему-то свободен сейчас от всех сомнений по поводу алтайского Авиньона. Тем более, что созвучные мысли высказал в недавнем интервью «Постскриптуму» наш прославленный режиссёр, музыкант и артист Ногон Шумаров.

Мы можем и дальше без конца говорить о том, что туризм не приносит Горному Алтаю ничего хорошего; можем ворчать по поводу нравственного и культурного облика туристов – и при этом ничего не делать для того, чтобы как-то возвысить приезжающих к нам гостей. В самом деле, что можем мы предложить им, кроме заезженных дискотек, и что интересного проходит у нас летом, кроме молодёжных музыкальных фестивалей? Теряя Крым, фестивальную Юрмалу, сказочно гостеприимный Ташкент, курорты Кавказа, наши туристы всё острее чувствуют с каждым годом подкатывающий голод по настоящему искусству, которое всегда шло рядом с летним отдыхом, и, похоже, центр культурной жизни медленно, но верно перемещается к нам на Алтай.

В дни «кочующего фестиваля», который возит по всей России прославленный режиссёр Андрей Борисов, наша республика превратилась в настоящий культурный центр, и мы увидели, что в будущем у нас хватит сил на то, чтобы проводить столь же значимые праздники. В разные годы мне приходилось обсуждать тему «фестивального Алтая» с заслуженной артисткой России К.Ялбаковой, участником многочисленных джазовых фестивалей Игорем Дмитриевым, с предпринимателями, работающими в туризме, и вот – мнение человека, который больше тридцати лет «фестивалит» по всему миру, участвуя в театральных постановках и концертах.

Отвечая на вопрос, правильно ли, что нынешний фестиваль по срокам уложили в считанные дни, Ногон Шумаров ответил: «Нет, конечно! Лучший из всех театральных фестивалей в Авиньоне длится всё лето… Мы ездили туда шесть лет назад с великим режиссёром Анатолием Васильевым, который возил туда кроме «Илиады» ещё четыре спектакля! Только представьте себе, что за время фестиваля зрители могут посмотреть в общей сложности более ста лучших работ театральных режиссёров со всего мира...»

В маленьком французском городке, который до 1947 года влачил жалкое существование и ничем не отличался от сотен других заштатных городков Франции, проходит фестиваль, собирающий каждый год лучшие театральные коллективы со всего мира и туристов, которые туда едут, чтобы увидеть игру своих кумиров. Есть главная сцена фестиваля, а ещё есть масса летних театров, уличные площадки, и никто не считает для себя зазорным выступать на какой-нибудь «второстепенной» сцене, потому что для каждого — это Авиньон.

Как считает Ногон Шумаров, его коллега Андрей Борисов указывает нам совершенно верное направление поиска: Горный Алтай может и должен стать средоточием театрального искусства, где каждое лето с большим желанием будут выступать лучшие театральные коллективы в рамках фестиваля, который длится весь туристический сезон — как это происходит во Франции, Германии, Швейцарии, Австрии… В мире ценен сегодня культурно-познавательный туризм, и не беда, что у нас пока ещё мало по-настоящему театральных сцен, на которых согласились бы выступать прославленные мастера. На самом деле мы просто не знаем тех резервов, которыми располагаем.

Для тех, кто бывал в турпоездках за рубежом, не надо ничего пояснять. Почему-то считается, что у нас для уровня фестиваля «приспособлены» только сцены в Горно-Алтайске, Майме и Шебалине. Но если работать на мировом уровне, то надо всего-навсего выйти на уличные площадки, при этом проводить театральные фестивали исключительно летом.

У нас в республике уже накоплен богатый опыт проведения музыкальных фестивалей, и, как считает Ногон Шумаров, любая турбаза охотно пойдёт на то, чтобы принимать у себя звёзд театрального искусства. В урочище близ Ело на той базе, которая осталась от праздника «Эль Ойын», сам Бог велел проводить показы фестивальных спектаклей самого высокого уровня. Да и в республиканском центре, где решено создать культурно-развлекательный комплекс в урочище Еланда, есть все условия для того, чтобы сотворить ещё одну фестивальную площадку.

Там, в Еланде, уже проходил этно-фестиваль «Алтай», и все гости остались довольны его высочайшим уровнем. По мнению Н.Шумарова, городскому бюджету вполне по силам превратить Еланду в новый фестивальный центр. Кроме того, неподалёку от Паспаула есть ещё одна концертная сцена, которая при помощи заинтересованных специалистов легко превратится в театральную, и там тоже будет проходить фестиваль. И Турачак тоже давно готов стать фестивальным…

 

Ногон Шумаров в компании с Гариком Сукачёвым и несравненной Чулпан Хаматовой

Я многое повидал на своём веку, говорит Н.Шумаров, и ещё в 80-х годах прошлого века впервые увидел, как проходят такого рода представления во Франкфурте-на-Майне. Там просто огораживали красивыми ленточками площадку, выстраивали стулья рядами, и зрители проходили в «зал под открытым небом» по входным билетам за 20 DM. Он до сих пор помнит, как это поразило его тогда, и он даже не думал, что в будущем такое возможно и у него на родине.

Или взять Вильнюсский фестиваль в перестроечную эпоху: по вечерам в разных улочках и закоулках зажигались огни театральной рампы, и на свежем воздухе зрители погружались в мир театральной магии. Да, конечно, у нас нет таких улочек и закоулков, как в Вильнюсе, но зато у нас ни с чем не сравнимые горные ущелья, «бережки», таёжные поляны… Это и есть наши преимущества! Почему мы не можем этого понять до сих пор?

Ногон Шумаров вспоминает, как они играли в Швейцарии где-то в середине 90-х в просторной пещере, там тоже был какой-то фестиваль, и он хорошо помнит настроения туристов, которые смотрели игру. Вообще, в Европе нет никаких проблем с проведением «кочующих фестивалей»: артисты переезжают там с места на место в автомобильных фургонах, имеющих все удобства для нормальной жизни. А почему бы и у нас автотранспортникам не подумать в том числе над этим? Он не думает, что это так сложно — помочь на государственном уровне всем «бродячим артистам», которые хотели бы всё лето путешествовать по Горному Алтаю и при этом дарить туристам своё искусство.

…Перебирая в архиве фотографии, которые могли бы подойти к этому тексту, я видел Ногона Шумарова в Альпах и на берегу океана в Португалии, видел его в Греции и Индии, в Индокитае, на Тянь-Шане и во многих других замечательных местах нашего шарика. А в итоге выбрал фотографию, на которой Ногон с гордостью сидит верхом на коне на фоне сияющей Белухи. Это было четыре года назад во время похода театрального коллектива из Праги по горам Алтая. Для чешских актёров он был гидом-проводником, сожалея, что они просто путешествуют по нашим горам, и у них нет никакой возможности показать нам спектакли, которые знает каждый чех.

Можно ли говорить о том, что на театральных фестивалях в Европе нет никакого различия между зрителями и туристами? Размышляя над этим вопросом, Н.Шумаров соглашается, что там «у них» одно без другого давно уже не может существовать, и он откровенно недоумевал, когда оказался не так давно в Монголии на театральном фестивале, где до сих пор старательно копируется советский опыт. Там тоже считается, что для проведения фестиваля надо иметь «приспособленные помещения», и это при том, что страна имеет просто колоссальные возможности для организации фестивалей среди дикой природы.

 

Лето на улицах Авиньона и Вильнюса: в театральной столице Франции для новичков большая честь показать свою игру на уличной площадке, а в столице Литвы в самом центре свою импровизацию представляют актёры театра из Клайпеды

Всё, что мы называем сегодня «зелёным туризмом», в странах Запада давно уже адаптировано под летнюю фестивальную жизнь. Он согласен: у нас в России наслышаны о пивных фестивалях, знают про фестивали молодого вина и т.д. Но тот же театральный фестиваль в Авиньоне — это прежде всего явление культурно-познавательного туризма. В летний сезон через этот маленький городок проходят сотни тысяч зрителей, а если точнее — туристов со всего мира.
Только представить себе: васильевскую «Медею» под открытым небом смотрели 12 тысяч зрителей! А что, разве у нас в горах не найти площадку с такой же идеальной акустикой? И как там, на Западе, так и у нас тут на Алтае, нет и не может быть проблем с размещением зрителей-туристов: для этого и развивается, собственно говоря, «зелёный туризм» со всеми его преимуществами.

Если соглашаться с тем, что у нас каждое лето бывает миллион туристов, то надо понимать: это проект, заранее обречённый на успех. При таком количестве туристов недостатка в зрителях никак не будет. Казалось бы, соседняя с нами Финляндия, где часто бывает сенатор В.Лопатников, не конкурент Италии и Франции, когда речь заходит о культуре и искусстве для иностранных туристов. И тем не менее вопрос уже обсуждается: «Станет ли Иматра финским Авиньоном?» 

Да, без государственной поддержки в таких делах нам никак не обойтись. Но, наверное, наш сенатор В.Лопатников находился на фестивале в Горно-Алтайске не только в качестве зрителя? Н.Шумаров не сомневается в том, что сенатор ждёт сейчас от нас конкретных предложений по проекту с рабочим названием «Манжерок: воспоминание о будущем». Тем более, что вместе с другим нашим сенатором Р.Сафиным они руководят в Совете Федерации как раз развитием культуры и искусства. Что это значит? А только то, что сама история дала нам уникальный шанс, и не воспользоваться им было бы просто опрометчиво.

Это, если угодно, должен быть наш наказ сенаторам — сообща вместе с творческой интеллигенцией поработать над тем, чтобы Горный Алтай по-настоящему стал новым культурным, а значит, и духовным центром на карте страны. Мы могли бы сообща поработать над пакетом предложений, реализация которых позволила бы войти нашему региону в целевые федеральные программы по дальнейшему развитию театрального искусства в рамках фестивалей с одновременным развитием «зелёного туризма». Ногон Шумаров уверен, что всё это вполне реально, было бы только желание.

Каким  видится проект «Манжерок: воспоминание о будущем» алтайскому сенатору Виктору Лопатникову? Его интервью планируется на сайте Горно-Алтайск.Ru до конца нынешнего года.

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?



Бронирование Алтай Путешествия Внутренний туризм Кучум Карачи Лечение Оздоровление Карачинская Алтайский Марс Экотропа Джангыз-Тобе Квадроциклы Джипинг Путешествие по Афганистану Олег Приходько Туризм при талибах Харам Зимний туризм на Алтае Аскат Манокшетра Його-туры Алтайский треугольник Муладхара Туризм на Алтае Этнотуризм Экскурсии по Алтаю Концепция развития этнографического туризма в Республике Алтай Алтайские мастера V Ремесленный конгресс Креативные индустрии Ойротия Первая турбаза на Телецком озере 1933 голодный год Обнуление НДС Обнал Минэкономразвития РФ НДС для туроператоров Выездной туризм Безвизовый режим Монголия Чуйский тракт Праздник Льда Ховд Хар-Ус-нуур Тим Керби Альплагерь Актру Алтайская кухня Доходы от туризма Горно-Алтайск Турпоток на Алтае Отдых на Алтае экотуризм Катунь Отель Алтика Хакасия Оглахты Наскальная живопись Хакасский заповедник Шерегеш Белокуриха Манжерок аэротакси КЭФ Карбоновые офсеты Углеродный след Баден-Баден Санкции СВО Беженцы Русские и украинцы Туризм в Ираке Вавилон Басра Саддам Хусейн Арабская Венеция Руссо туристо Красноярск Книга рекордов Лестница в небо Красноярские столбы Косыгин Сталин Торгашинский хребет Летний отдыха на Алтае Манжерокское озеро Отель Geometrika Алтайский аил Алтайские лабиринты Че-Чкыш Синюха Алтайские духи Нечистая сила WSJ Владивосток Достопримечательности Памятник гитаре на берегу Катуни Владивостокская крепость Энцефалит Федор Конюхов Энцефалитный клещ Муравьиный спирт Каменный лес НЛО Шира Июс Калмыкия Буддизм Одинокий тополь Бай-Терек Сирия Арабская весна Российские туристы Вторая Италия Автотуризм Цены на бензин Гейзерное озеро Егор Лигачев Деревянное зодчество "Волшебник страны Оз" Золотое кольцо России Родина слонов Бийск Чемал Экопарк "Ирбис" Виталий Абалаков Алтай Авиа Вертолетные экскурсии Тюнгур Крушение вертолета Походы по Алтаю Доврачебная помощь Походная аптечка Лекарства в дорогу Креатив Хиппи Автобусы для проживания Баня на колесах Сибирь Тобольск Александр Македонский Салехард Обдорский острог Летний отпуск Успех Личная эффективность