Манжерок может стать вторым Авиньоном

Николай Витовцев
08.11.2011

Просмотров:

2478

Тема фестивального Алтая в размышлениях сенатора В.Лопатникова и режиссёра Н.Шумарова


 
В начале марта сенатор Ралиф Сафин удивил нас тем, что ушёл работать в Комиссию Совета Федерации по культуре, где председателем избран другой наш сенатор — Виктор Лопатников. Подробнее об этом – в публикации «Истинный бренд Горного Алтая — его культура». Общаясь с журналистами местных СМИ, Ралиф Сафин акцентировал наше внимание на том, что перешёл на работу в новую Комиссию по личной просьбе её председателя В.Лопатникова. При этом он уточнил: «на новом месте смогу принести больше пользы Республике Алтай».

Что это могло бы означать на практике? Двадцать лет наша республика топталась на месте, прежде чем пришло понимание: ни один, даже самый смелый и захватывающий экономический проект не сможет вывести наш регион на тот же уровень, который давно уже признан за Горным Алтаем, когда речь идёт о его культуре. И для того, чтобы понять это, нам следовало пройти целых 20 лет самостоятельного развития, тогда как нашим сенаторам хватило для такого понимания одного срока своих полномочий.

В дни работы международного фестиваля «Желанный берег» («Легенды синего неба – Кок Тенгри») сенатор Виктор Лопатников был не просто зрителем — он продолжал в эти дни свою работу над будущим проектом создания в Манжероке нового культурного центра. Фестиваль, проходивший в Горно-Алтайске, помог ему точнее обозначить платформу, на которой будет выстраиваться захватывающая конструкция проекта, который получил условное название «Манжерок: воспоминание о будущем».

…Помню, в студенчестве я попал однажды на масштабную выставку Ильи Глазунова, которая проходила в Центральном выставочном зале «Манеж» на Исаакиевской площади. Это было потрясение, которое не забывается до сих пор. На пике застоя художник предлагал совсем иные ориентиры, и завсегдатаям художественных салонов трудно было понять, что же заставило тогдашний обком партии «разрешить такую выставку».

Из всего, что написано о «революционном вызове» тогдашнего Глазунова, Wikipedia выбрала одну-единственную статью Михаила Назарова, опубликованную в эмигрантском журнале «Посев». Прошло много лет, и много чего произошло в нашей жизни, прежде чем в приёмной сенатора Виктора Лопатникова (на снимке) у нас в Горно-Алтайске я узнал, наконец, что «диссидентскую» выставку организовал именно он, и никто кроме него не брался «отвечать за последствия».



Сопоставляя сейчас масштаб художественной выставки, на которую шла в начале лета 1978-го вся страна, с новым масштабным проектом, связанным с возрождением фестивальной славы Манжерока, я почему-то свободен сейчас от всех сомнений по поводу алтайского Авиньона. Тем более, что созвучные мысли высказал в недавнем интервью «Постскриптуму» наш прославленный режиссёр, музыкант и артист Ногон Шумаров.

Мы можем и дальше без конца говорить о том, что туризм не приносит Горному Алтаю ничего хорошего; можем ворчать по поводу нравственного и культурного облика туристов – и при этом ничего не делать для того, чтобы как-то возвысить приезжающих к нам гостей. В самом деле, что можем мы предложить им, кроме заезженных дискотек, и что интересного проходит у нас летом, кроме молодёжных музыкальных фестивалей? Теряя Крым, фестивальную Юрмалу, сказочно гостеприимный Ташкент, курорты Кавказа, наши туристы всё острее чувствуют с каждым годом подкатывающий голод по настоящему искусству, которое всегда шло рядом с летним отдыхом, и, похоже, центр культурной жизни медленно, но верно перемещается к нам на Алтай.

В дни «кочующего фестиваля», который возит по всей России прославленный режиссёр Андрей Борисов, наша республика превратилась в настоящий культурный центр, и мы увидели, что в будущем у нас хватит сил на то, чтобы проводить столь же значимые праздники. В разные годы мне приходилось обсуждать тему «фестивального Алтая» с заслуженной артисткой России К.Ялбаковой, участником многочисленных джазовых фестивалей Игорем Дмитриевым, с предпринимателями, работающими в туризме, и вот – мнение человека, который больше тридцати лет «фестивалит» по всему миру, участвуя в театральных постановках и концертах.

Отвечая на вопрос, правильно ли, что нынешний фестиваль по срокам уложили в считанные дни, Ногон Шумаров ответил: «Нет, конечно! Лучший из всех театральных фестивалей в Авиньоне длится всё лето… Мы ездили туда шесть лет назад с великим режиссёром Анатолием Васильевым, который возил туда кроме «Илиады» ещё четыре спектакля! Только представьте себе, что за время фестиваля зрители могут посмотреть в общей сложности более ста лучших работ театральных режиссёров со всего мира...»

В маленьком французском городке, который до 1947 года влачил жалкое существование и ничем не отличался от сотен других заштатных городков Франции, проходит фестиваль, собирающий каждый год лучшие театральные коллективы со всего мира и туристов, которые туда едут, чтобы увидеть игру своих кумиров. Есть главная сцена фестиваля, а ещё есть масса летних театров, уличные площадки, и никто не считает для себя зазорным выступать на какой-нибудь «второстепенной» сцене, потому что для каждого — это Авиньон.

Как считает Ногон Шумаров, его коллега Андрей Борисов указывает нам совершенно верное направление поиска: Горный Алтай может и должен стать средоточием театрального искусства, где каждое лето с большим желанием будут выступать лучшие театральные коллективы в рамках фестиваля, который длится весь туристический сезон — как это происходит во Франции, Германии, Швейцарии, Австрии… В мире ценен сегодня культурно-познавательный туризм, и не беда, что у нас пока ещё мало по-настоящему театральных сцен, на которых согласились бы выступать прославленные мастера. На самом деле мы просто не знаем тех резервов, которыми располагаем.

Для тех, кто бывал в турпоездках за рубежом, не надо ничего пояснять. Почему-то считается, что у нас для уровня фестиваля «приспособлены» только сцены в Горно-Алтайске, Майме и Шебалине. Но если работать на мировом уровне, то надо всего-навсего выйти на уличные площадки, при этом проводить театральные фестивали исключительно летом.

У нас в республике уже накоплен богатый опыт проведения музыкальных фестивалей, и, как считает Ногон Шумаров, любая турбаза охотно пойдёт на то, чтобы принимать у себя звёзд театрального искусства. В урочище близ Ело на той базе, которая осталась от праздника «Эль Ойын», сам Бог велел проводить показы фестивальных спектаклей самого высокого уровня. Да и в республиканском центре, где решено создать культурно-развлекательный комплекс в урочище Еланда, есть все условия для того, чтобы сотворить ещё одну фестивальную площадку.

Там, в Еланде, уже проходил этно-фестиваль «Алтай», и все гости остались довольны его высочайшим уровнем. По мнению Н.Шумарова, городскому бюджету вполне по силам превратить Еланду в новый фестивальный центр. Кроме того, неподалёку от Паспаула есть ещё одна концертная сцена, которая при помощи заинтересованных специалистов легко превратится в театральную, и там тоже будет проходить фестиваль. И Турачак тоже давно готов стать фестивальным…

 

Ногон Шумаров в компании с Гариком Сукачёвым и несравненной Чулпан Хаматовой

Я многое повидал на своём веку, говорит Н.Шумаров, и ещё в 80-х годах прошлого века впервые увидел, как проходят такого рода представления во Франкфурте-на-Майне. Там просто огораживали красивыми ленточками площадку, выстраивали стулья рядами, и зрители проходили в «зал под открытым небом» по входным билетам за 20 DM. Он до сих пор помнит, как это поразило его тогда, и он даже не думал, что в будущем такое возможно и у него на родине.

Или взять Вильнюсский фестиваль в перестроечную эпоху: по вечерам в разных улочках и закоулках зажигались огни театральной рампы, и на свежем воздухе зрители погружались в мир театральной магии. Да, конечно, у нас нет таких улочек и закоулков, как в Вильнюсе, но зато у нас ни с чем не сравнимые горные ущелья, «бережки», таёжные поляны… Это и есть наши преимущества! Почему мы не можем этого понять до сих пор?

Ногон Шумаров вспоминает, как они играли в Швейцарии где-то в середине 90-х в просторной пещере, там тоже был какой-то фестиваль, и он хорошо помнит настроения туристов, которые смотрели игру. Вообще, в Европе нет никаких проблем с проведением «кочующих фестивалей»: артисты переезжают там с места на место в автомобильных фургонах, имеющих все удобства для нормальной жизни. А почему бы и у нас автотранспортникам не подумать в том числе над этим? Он не думает, что это так сложно — помочь на государственном уровне всем «бродячим артистам», которые хотели бы всё лето путешествовать по Горному Алтаю и при этом дарить туристам своё искусство.

…Перебирая в архиве фотографии, которые могли бы подойти к этому тексту, я видел Ногона Шумарова в Альпах и на берегу океана в Португалии, видел его в Греции и Индии, в Индокитае, на Тянь-Шане и во многих других замечательных местах нашего шарика. А в итоге выбрал фотографию, на которой Ногон с гордостью сидит верхом на коне на фоне сияющей Белухи. Это было четыре года назад во время похода театрального коллектива из Праги по горам Алтая. Для чешских актёров он был гидом-проводником, сожалея, что они просто путешествуют по нашим горам, и у них нет никакой возможности показать нам спектакли, которые знает каждый чех.

Можно ли говорить о том, что на театральных фестивалях в Европе нет никакого различия между зрителями и туристами? Размышляя над этим вопросом, Н.Шумаров соглашается, что там «у них» одно без другого давно уже не может существовать, и он откровенно недоумевал, когда оказался не так давно в Монголии на театральном фестивале, где до сих пор старательно копируется советский опыт. Там тоже считается, что для проведения фестиваля надо иметь «приспособленные помещения», и это при том, что страна имеет просто колоссальные возможности для организации фестивалей среди дикой природы.

 

Лето на улицах Авиньона и Вильнюса: в театральной столице Франции для новичков большая честь показать свою игру на уличной площадке, а в столице Литвы в самом центре свою импровизацию представляют актёры театра из Клайпеды

Всё, что мы называем сегодня «зелёным туризмом», в странах Запада давно уже адаптировано под летнюю фестивальную жизнь. Он согласен: у нас в России наслышаны о пивных фестивалях, знают про фестивали молодого вина и т.д. Но тот же театральный фестиваль в Авиньоне — это прежде всего явление культурно-познавательного туризма. В летний сезон через этот маленький городок проходят сотни тысяч зрителей, а если точнее — туристов со всего мира.
Только представить себе: васильевскую «Медею» под открытым небом смотрели 12 тысяч зрителей! А что, разве у нас в горах не найти площадку с такой же идеальной акустикой? И как там, на Западе, так и у нас тут на Алтае, нет и не может быть проблем с размещением зрителей-туристов: для этого и развивается, собственно говоря, «зелёный туризм» со всеми его преимуществами.

Если соглашаться с тем, что у нас каждое лето бывает миллион туристов, то надо понимать: это проект, заранее обречённый на успех. При таком количестве туристов недостатка в зрителях никак не будет. Казалось бы, соседняя с нами Финляндия, где часто бывает сенатор В.Лопатников, не конкурент Италии и Франции, когда речь заходит о культуре и искусстве для иностранных туристов. И тем не менее вопрос уже обсуждается: «Станет ли Иматра финским Авиньоном?» 

Да, без государственной поддержки в таких делах нам никак не обойтись. Но, наверное, наш сенатор В.Лопатников находился на фестивале в Горно-Алтайске не только в качестве зрителя? Н.Шумаров не сомневается в том, что сенатор ждёт сейчас от нас конкретных предложений по проекту с рабочим названием «Манжерок: воспоминание о будущем». Тем более, что вместе с другим нашим сенатором Р.Сафиным они руководят в Совете Федерации как раз развитием культуры и искусства. Что это значит? А только то, что сама история дала нам уникальный шанс, и не воспользоваться им было бы просто опрометчиво.

Это, если угодно, должен быть наш наказ сенаторам — сообща вместе с творческой интеллигенцией поработать над тем, чтобы Горный Алтай по-настоящему стал новым культурным, а значит, и духовным центром на карте страны. Мы могли бы сообща поработать над пакетом предложений, реализация которых позволила бы войти нашему региону в целевые федеральные программы по дальнейшему развитию театрального искусства в рамках фестивалей с одновременным развитием «зелёного туризма». Ногон Шумаров уверен, что всё это вполне реально, было бы только желание.

Каким  видится проект «Манжерок: воспоминание о будущем» алтайскому сенатору Виктору Лопатникову? Его интервью планируется на сайте Горно-Алтайск.Ru до конца нынешнего года.

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?