В числе статусных праздников, которыми Горный Алтай встречает гостей и туристов в середине лета, - древний славянский праздник Ивана Купала. Появившись в Турачакском районе благодаря стараниям талантливого артиста, музыканта и певца Василия Вялкова, праздник Ивана Купала второй год подряд посвящается его светлой памяти.
Жители Турачака да и всего района привыкли в последние годы к тому, что к ним едут в поисках корней национальной культуры не только туристы, но и жители Горно-Алтайска, сельских районов республики и соседнего Алтайского края. Купальская ночь объединяет нас вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности, потому что корни язычества у всех – общие, и мы находим их в Природе.
Люди идут на праздник Ивана Купала, чтобы отвести душу после серых, будничных дней, и песни, которые звучат перед Купальской ночью, а также ритуальные хороводы и обряды уводят нас в стародавние времена, когда Бог был един для всех, и даже в новейших религиях сказано: «Бог есть Любовь…» В эту колдовскую ночь всегда исполняются самые заветные желания, и, наверное, сама память предков ведёт нас на этот праздник…
«Душа хочет праздника!», - говорил в своё время Василий Шукшин. Всегда ли совпадают наши ожидания с тем, что мы видим на наших праздниках? Когда исчезает грань между зрителем и участником, между гостями и хозяевами праздника, - всегда можно говорить о том, что он удался. Даже если рядом с древними символами языческой культуры случайно мелькнёт синий пакет «Единой России».
«Всё в мире – Любовь!» И когда шумит исконный народный праздник, как-то само собой приходит понимание, что ничего нового человек на самом деле не придумал, а все культурные ценности, оторванные от реальной народной жизни, всё чаще начинают казаться чуждыми. В самом деле, для чего человеку жить, если рушатся семейные устои, если слабнет страна, и нет той силы и прочности, на которых испокон веков держалась наша деревня?
На таких праздниках совсем по-другому воспринимается то, что считают теперь «молодёжной культурой». Оторванная от народных корней, такая культура выглядит как-то инородно в ночь на Ивана Купала, и только древние обряды возвращают празднику его изначальный смысл. Праздник любви и огня – праздник вечной жизни, в которую однажды приходит человек, и об этом есть в одном старообрядческом присловье: «Гость – это посланник Божий». Для того и едут, наверное, погостить к нам на Алтай.
В древних заветах сказано, что новое крещение будет огненным. Уходя от водной стихии, от древних обрядов Купальской ночи, мы катим Огненное колесо в будущее. Во многих народных традициях сохранился обряд вызывания Огня, и когда над водой зазвучали языческие молитвы голосом Марины Вялковой, а позже взметнулся к небесам купальский огонь, в его очертаниях виделись души тех, кто рядом, и тех, кто возвращается к нам на время в такую ночь, когда сбываются наши мольбы, мечты и желания.
Фото: Александр ТЫРЫШКИН
+7-913-999-1212