Растущий поток китайских туристов вызывает у туристской общественности сибирских регионов двоякое отношение. С одной стороны, увеличение числа туристских прибытий не может не радовать бизнес и власти, но с другой множатся случаи недобросовестного ведения бизнеса китайскими партнёрами. Всё чаще китайские тургруппы сопровождают «свои люди», которые самостоятельно бронируют отели, принадлежащие соотечественникам, или вовсе селят их в помещения, оформленные как жилые. Питаются они также в заведениях, которые держат китайцы, и совершают покупки в магазинах земляков. Большой ущерб имиджу нашей страны наносят и экскурсии, проводимые китайскими гидами-нелегалами. Проблемой является и возможность отследить маршрут китайской тургруппы, въехавшей на территорию России по групповым туристическим спискам.
Региональные туроператоры и отельеры Восточной Сибири продолжительное время высказывают беспокойство по поводу формирования в регионах полулегальных структур, оттягивающих на себя значительную долю китайского турпотока. В противостоянии с ними они рассчитывают на помощь региональных властей, у которых, в свою очередь, крайне ограничены возможности влияния на ситуацию. «Совместно с уполномоченным по развитию туризма мы встретили несколько таких групп на вокзале, пообщались с представителями. При этом они чётко не смогли ответить на вопросы о том, кто является их туроператором, есть ли гид, где они будут проживать? Мы действовали в формате профилактической беседы, - делится с STI опытом профилактической работы с китайскими группами Мария Бадмацыренова, зампредседателя комитета экономического развития и туризма администрации Улан-Удэ. - Понятно, что вменить мы им ничего не можем, но они должны понимать, что мы знаем об их деятельности. В следующий раз они задумаются о целесообразности запуска такой «серой схемы».
Фактическими союзниками китайских нелегалов являются российские туроператоры, формально выступающие принимающей стороной китайских тургрупп. Перечень операторов, имеющих право визировать списки, жёстко ограничен российско-китайским межправсоглашением. В Республике Бурятия таких компаний на сегодняшний день 4, тогда как в Забайкальском крае 17. Китайские туристы, как правило, сначала поездом прибывают в Забайкальский край, где формально находится принимающая их компания. И хотя, согласно межправсоглашению, списки китайских групп визируют китайские операторы, действует такая практика: тур бронируется у российской принимающей компании, а после получения визового сопровождения заявку снимают. И, если забайкальские операторы зарабатывают хотя бы на отменённых бронированиях, то их бурятским коллегам остаётся лишь наблюдать за потоками туристов.
Впрочем, тот факт, что забайкальские туроператоры безоговорочно лидируют в СФО по объёмам выездного туризма, декларируя при этом сказочно низкие показатели стоимости выездного турпродукта – 500 рублей в среднем по региону и до 180 по отдельным операторам, свидетельствует о том, что и организация встречного турпотока в рамках Соглашения также вызывает вопросы.
В Ассоциации «Мир без границ», плотно занимающейся китайской темой, признают наличие проблемы. «Сейчас набирают обороты «серые схемы», при которых направляющая китайская туркомпания демпингует, чтобы привлечь клиента, а «на месте» оплачивает услуги наличными средствами, везде стараясь сократить издержки», – подтверждает Анна Сибиркина, руководитель проекта China Friendly ассоциации «Мир без границ». По мнению экспертов, на данном этапе необходима система карательных мер вплоть до исключения недобросовестных компаний из списков туроператоров, работающих в рамках Соглашения.
По мнению Анны Сибиркиной для того, чтобы остановить рост «серого рынка» необходимо по-новому взглянуть и на законодательную базу, и на эффективность имеющихся инструментов его мониторинга и контроля. «Пока же без формальных признаков нарушения контролирующие органы не могут привлечь недобросовестных предпринимателей к ответственности. В первую, очередь нам необходимо внести правки в Межправительственное соглашение о безвизовых групповых поездках, так как смысл групповой поездки – это предоставление комплексного турпродукта, а не только визовой поддержки. Важно внести понятие программы турпродукта, где чётко будут прописаны все пункты, исполнение которых, в свою очередь, можно будет контролировать. Конечно, такие случаи «продажи списков» – предмет для разбирательств компетентных органов МВД и активных налоговых проверок», - считает эксперт.
В июле этого года в рамках заседания совета ассоциации «Мир без границ» обсудили необходимость внесения изменений в Соглашение. Во-первых, предполагается сокращение минимального порога численности группы — с пяти до трех человек. Предлагается также увеличить время пребывания на территории стран до 21 дня вместо 14-ти. Одним из важных предложений является включение программы туристического маршрута в обязательный перечень документов. Предлагаемые поправки к тексту соглашения могут быть согласованы во время ближайшей встречи глав правительств, которая запланирована на октябрь 2017 года.
Ещё одним шагом к решению проблемы может стать принятие закона, запрещающего вести экскурсию неаккредитованному гиду. «Пока закон не вступит в силу, не будет и санкций к нарушителям, - уверена Анна Сибиркина. - До тех пор, пока деятельность «серых гидов» не будет запрещена законодательно, мы будем наблюдать вопиющие случаи безграмотного ведения экскурсий и фактически обмана потребителей. На данный момент мы видим лишь единственный вариант борьбы с засильем этого «серого» рынка – контроль процесса со стороны уполномоченных государственных органов: налоговой службы, Роспотребнадзора, торгинспекции и других».
Помочь турбизнесу бороться с китайскими нелегалами может и туристическая полиция, вопрос создания которой обсуждается в Бурятии. Соответствующее поручение главы республики уже находится в разработке, но для этого шага также нужна соответствующая нормативно-правовая база. «Уже сейчас необходимо создавать межведомственные комиссии, проводить профилактические беседы с руководителями туристских групп и показать, что мы работаем над проблемой и в конце концов найдём методы борьбы с «серым» бизнесом в правовом поле», - подытоживает Мария Бадмацыренова.