В начале прошлого года глава республики Олег Хорохордин прогремел на всю страну с идеей продавать туристам так называемые «карбоновые офсеты», создавать в горах новомодные «карбоновые фермы» и, по возможности, всеми доступными средствами извлекать хабар из «углеродных следов». Но что-то пошло не так, и вот уже в его правительстве заговорили о планах запустить аэротакси между такими курортами, как Белокуриха, Манжерок и Шерегеш (возможно, с залётом на TeletSki) после того, как в Шерегеше появится аэропорт.
Про «карбоновый след», который остаётся после каждого вылета/прилёта воздушных таксистов, уже не говорят — как и про «карбоновые офсеты» для потенциальных пассажиров. Однако ж, почитателям идеи «Сильного Алтая» приятна сама новость: новый вид такси «планирует запустить» именно Республика Алтай — глава республики Олег Хорохордин так и сказал об этом «на полях Красноярского экономического форума».
С его слов, уже есть договоренность с кемеровским губернатором Сергеем Цивилёвым соединить зимние курорты Сибири маршрутами аэротакси. Предполагается, что таксисты будут кружить на стыке трех регионов, и всё это — ради горнолыжников, которые «едут отдохнуть в Сибирь» из больших городов и, к своему удовольствию, могут с утра прокатиться по Синюхе, к обеду прилететь в Белокуриху, «а уже через полчаса — оказаться в Шерегеше».
Заманчиво, что и говорить, были бы деньги на такое такси. Даже в самые благополучные годы такой друг Алтая, как мэр Москвы Юрий Лужков, часто задумывался на этот счет. К примеру, в конце мая 2006-го на заседании московского правительства он предложил изъять из программы развития столицы раздел, посвященный организации полетов аэротакси над Москвой. Трудно сказать, как это восприняли бы «на полях» нынешнего КЭФа, но г-н Лужков был уверен: «Это бесперспективные и ненужные вещи».
Столичный мэр рассудил: каждый полёт (в наших-то условиях) будет требовать всяких согласований/разрешений, и на это будет уходить масса времени, поэтому кажущаяся «быстрота» эфемерна. К тому же, подобные полёты малопривлекательны для нормальных пассажиров. «Какой дурак полетит, я извиняюсь, за такие деньги?» - спрашивал Лужков, единоличный хозяин пространства для полётов аэротакси.
А тут — три разных региона, и в каждом свои конторы. Вполне возможно, г-н Хорохордин полагает, что таксовать на лакомых маршрутах будут давние знакомые из «АлтайАвиа», но где гарантии, что г-н Цивилев откажется видеть на этом рынке кемеровских шмаровозов?
От подъёмника в Шерегеше до подъемника на Синюху, а потом дальше в Белокуриху доставка может быть только вертолётом. На самолет с учетом времени до и после 3-х аэропортов, регистраций, посадок, выдач багажа потребуется столько же времени, как на быстроходный минивэн. Да и какое может быть «такси» среди других пассажиров? Хотя, конечно, самолетом дешевле, чем геликоптером.
Ценник у барнаульцев вроде бы привлекателен: Robinson R66 (на четверых) можно заказать за 106.500 руб./час, Eurocopter AS350 (на пятерых) дороже: 174.000 руб. в час. С большими группами аналогично: МИ-8МТВ-1 (на 22 горнолыжника) — 291.000 руб., а если более престижный МИ-8АМТ (на 13 персон) — уже 370.500 руб., полный ценник здесь.
Но одним часом покатушки не обходятся. Даже если вызвать такое такси на 5-6 часов, чтобы действительно кататься (!) в трёх местах на горных лыжах (желательно без перерыва на обед) — калькулятор из рук валится, и как-то сама собой на ум приходит фраза Лужкова, которой он вовремя остудил разгоряченные фантазии столичных «аэротаксистов».
Впрочем, тогда ещё не было национальных проектов для пассажирских перевозок в целях поддержки внутреннего туризма. ВК «Манжерок» уже подготовил, кстати говоря, некоторую цифирь под вероятный запуск этого проекта: если в зиму 2020-2021 «Манжерок» планировал принять не менее 50 тысяч гостей, то в прошлом году, по данным курортного сайта, общий турпоток на ВК «Манжерок» достиг уже более 520 тысяч человек, в основном зимой (курорт как-никак горнолыжный).
Если авторы идеи обозначат миллионы гостей, отдыхающих на Синюхе, Церковке и Зелёной, и выйдут со своим проектом на кураторов внутреннего туризма, то в шумной очереди за миллиардами от государства на воздушное такси они увидят не только «АлтайАвиа». В драку теперь именно такие проекты, и тот, кто больше других впишет затрат на горнолыжные полёты, тот и будет летать. И никакой «карбоновый офсет» при нынешнем курсе с опорой на собственные силы уже не будет помехой. Если, конечно, эти миллиарды не попросят в Донецке и Мариуполе.
На картинке: таким увидели алтайское аэротакси на горнолыжном SKI.RU