Правительство внесло в Госдуму законопроект о применении пониженной ставки НДС при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам до 2020 года включительно. В том, что поможет удешевить авиабилеты для туристов, разбирался «Вестник АТОР».
2 ноября в Госдуму внесен законопроект о внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении». Согласно поправке, внутренняя перевозка будет облагаться НДС в размере 10%. Если законопроект будет принят, поправка вступит в действие с 1 января 2018 года, говорится в тексте документа, опубликованном на сайте Госдумы.
Какая ставка НДС нужна внутренним туристам
Напомним, что пониженная ставка НДС (10% вместо 18%) на внутренние рейсы действует с 1 июля 2015 года. За это время средняя цена билетов по внутренним направлениям снизилась. «В этом году стоимость тарифов на внутренние рейсы снизилась в среднем на 7-17% в зависимости от направления. Это стало возможным как вследствие снижения ставки НДС, так и благодаря введению безбагажных тарифов авиакомпаниями», - считает гендиректор «ВИПсервиса» Дмитрий Горин.
Руководитель туроператорской компании «Спектрум Трэвел» и известный эксперт в области экономики авиаперевозок Евгения Конколь отмечает, что льготный НДС на внутренние рейсы уже зарекомендовал себя эффективной мерой по снижению средней стоимости билетов для конечного потребителя, но с ее точки зрения, можно и нужно пойти дальше.
«Напомню, что НДС для международных авиаперевозок в России равен нулю. В идеале, если мы действительно хотим стимулировать внутренний туризм путем увеличения доступности авиаперевозки, можно было бы обнулить ставку НДС хотя бы на некоторых туристических внутренних направлениях. Например, это может быть, Краснодарский край. Опыт применения нулевой ставки для внутренней авиаперевозки уже есть и дает неплохие результаты по пассажиропотоку: так, нулевая ставка НДС уже действует по Крыму, обнулить ставку также планируется для рейсов в Калининград. Можно было бы масштабировать этот эксперимент», - отметила в своем комментарии «Вестнику АТОР» Евгения Конколь.
Туризму поможет субсидирование чартерных рейсов
Несмотря на среднее снижение стоимости билетов на внутренних рейсах, на пике туристического сезона туроператоры отмечали завышенные тарифы на популярных маршрутах. К примеру, цены билетов в Крым стали поводом для многих россиян отказаться от поездки в регион летом. Напомним, что ставка НДС для перевозки в Крым сейчас составляет 0%.
Решить проблему помогло бы субсидирование внутренних чартерных рейсов, считают туроператоры. Как известно, идея субсидирования перевозки по внутренним направлениям в рамках турпакетов обсуждалась еще в прошлом году. Однако тогда денег в бюджете на эти цели не нашлось. В очередной раз идея была высказана на прошедшей в июле встрече вице-премьера Виталия Мутко с туроператорами-членами АТОР. Представители турбизнеса акцентировали внимание и на необходимости субсидирования внутренних чартерных туристических авиаперевозок, когда целевые субсидии шли бы именно на поддержку конкурентоспособности российских туристических направлений.
24 октября вопрос обсуждался в Совете Федерации. Предложения по субсидированию уже были одобрены Министерством культуры, Минтрансом, а также Ростуризмом. Сейчас предложение находится на рассмотрении Минфина. Предполагается, что на субсидирование туристической перевозки по внутренним направлениям будет направлено 1 млрд рублей. Этой суммы хватит на субсидирование организации туров для 500 тысяч внутренних туристов.
Общеизвестно, что экономическая эффективность субсидирования чартерных рейсов с туристами в некоторых странах весьма высока - скажем, в Египте подсчитали, что на каждый инвестированный в субсидии туроператорам и консолидаторам доллар возвращается 21 доллар в виде дохода от туристов.