В начале октября в Барнауле впервые было открыто сказано о том, что краевой центр ничем особенным не может удивить гостей, которые едут на отдых в Горный Алтай. Прежде такого уважительного отношения к Республике Алтай в краевых СМИ старались не демонстрировать, и поэтому честное признание ИА «Амител» о том, что туристы «обходят стороной» и «больше не задерживаются в Барнауле», как говорится, дорогого стоит.
Более того, туристическое будущее столицы края «находится под угрозой», потому что число гостей, желающих ознакомится с достопримечательностями Барнаула, из года в год сокращается. Попытки городских властей вернуть историческому центру «столицы Демидова» интересный для путешественников облик оказались безуспешными. Во всяком случае, так считает президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) Александра Томашевич. Свое мнение она высказала на «круглом столе», когда обсуждалась дальнейшая судьба Речного вокзала и исторического наследия. С её слов, большинство туристов предпочитает теперь прямые рейсы в Горно-Алтайск, что лишает Барнаул даже статуса «города-транзита».
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что краевая столица никогда не могла похвастать большими потоками туристов: они и в старые времена прилетали в Барнаул на день-два, чтобы уехать в Горный Алтай. А теперь и вовсе турагентства не могут завлечь гостей в Барнаул, потому что «удивлять гостей тут нечем», как выразилась А.Томашевич.
В городе лишь два объекта, вызывающие интерес у туристов: Музей камня и Горная аптека. Теперь же эта проблема обострилась тем, что аэропорт Горно-Алтайска стал по сути реальным полётным «хабом», гарантирующим вылет по нескольким направлениям внутри республики. Аэропорт Горно-Алтайска перехватил субсидированные перевозки из Москвы, Казани, Красноярска, других городов, и московских рейсов на Барнаул стало в разы меньше.
Но Александра Томашевич уверена: Барнаул имеет большой потенциал. Если развивать и продвигать «объекты-магниты», притягивающие турпотоки (например, территорию Барнаульского сереброплавильного завода), то можно будет по примеру иркутян даже туркластер внутри города создать. Но на сегодня организаторы туров лишены… доступа на его территорию. Понятно, что для гостей уникальное историческое наследие по-прежнему недоступно, а смотреть на новостройки в центре города — удовольствие ниже среднего.
Туроператоры мечтают о том, чтобы создать архитектурно-общественное пространство, которое гарантирует комфортное будущее за счет того, это действительно магнит, драйвер. Но проводить экскурсии по сереброплавильному заводу нельзя, потому что действуют строгие ограничения на вход. Новые собственники не разрешают приглашать гостей, свидетельствует Александра Томашевич.
Около восьми лет появилась концепция кластера «Барнаул – горнозаводской город» (фото 2). Но демидовский сереброплавильный завод, принадлежащий теперь компании «Матч», связанной с предпринимателями Евгением Ракшиным (на 1-м снимке) и Нодаром Шонией, так и не включен до сих пор в структуру кластера. Заводского музея под открытым небом так и нет.
Объект, признанный памятником истории и архитектуры, неоднократно менял собственников. К работам по проекту реновации завода барнаульского архитектора Александра Деринга так и не приступили из-за юридических проблем (фото 3). В начале 2021 года Евгений Ракшин обещал весной «начать восстановление завода». Уже глубокая осень, а к работам владелец «Марии Ра» так и не приступил. Можно сказать, что в соседней республике его медлительностью довольны.
Фото: altapress & amic.ru