Поздней осенью прошлого года после алтайской эндуро-трилогии (подробнее о ней в самом конце) представители пяти сибирских регионов — Томской области, Республики Алтай, Кузбасса, Алтайского края, НСО и примкнувшего к ним Приморья — съехались, чтобы выработать общий регламент. Разрозненные попытки внедрения эндуро в спортивные календари по регионам ждали общего сложения сил, настраивали на непрерывное передвижение гонщиков по всей Сибири, и при таком подходе выигрывали все.
Этот красавец стартовал на «Майском холме» в самом конце весны в Шерегеше. Там открывался чемпионат Сибири по эндуро, заранее разбитый на пять этапов. «Майский холм» в этом году был знаковым: если шесть лет назад в Шерегеше собралось всего 17 гонщиков, то в нынешних стартах отметились уже 94 бойца, в том числе из Читы, Иркутска, Владивостока.
На фотографиях, сделанных в последний день весны, застыли на память о шерегешском этапе неповторимые мгновения мотофестиваля.
Что такое эндуро? Английское enduro — от латинского indurare — выдержать, вытерпеть. Это такая дисциплина в мотоспорте, которая заставляет гонщиков мериться силами на дорогах с самым интересным покрытием, чаще по пересечённой местности — ну вот как в Шерегеше, например, с соблюдением жёсткого графика движения на приличные расстояния и на подходящей для этого мотоциклетной технике.
Дилетанты иногда думают, что к нам в Россию эндуро завезли после Горбачева. На самом деле эту «заразу» к нам завезли еще во времена Никиты С. Хрущёва. Аналог эндуро называли в СССР «мотомногоборьем». Старты проводили на Кавказе, в Закарпатье, на Урале. А самый первый чемпионат СССР по международным правилам проходил в 1956 году в Подмосковье, гонщики состязались в 4-х клаcсах — 125 «кубиков», 350 и 750, а также 750 c коляской. Тогда же, в 1956 году, Центральный автомотоклуб СССР вступил в члены ФИМ, и наши гонщики впервые засветились на шестидневке в Германии, забрав там 9 медалей, 3 из них — «золото».
Горно-алтайского гонщика Владимира Попова, участника майских стартов в Шерегеше, тогда еще не было. А сейчас его знают во всей Сибири как одного из идейных вдохновителей-организаторов Большого чемпионата Сибири по эндуро. На следующих двух фотографиях — наш герой на трассе «Майского холма»:
Такие тропы нравятся в Горной Шории разве что коням да туристам. Но для истинных ценителей эндуро это чистая прелесть.
А вот еще фотография, на которой мы видим нашего земляка, напролом идущего к победе:
Всякое бывает на трассе. Вот этому витязю на перепутье, кажется, не повезло в Шерегеше:
А вот другим повезло больше. На пьедестале почёта «Майского холма» — Владимир Попов из Манжерока (он справа):
После первого этапа его участники настраивались на новую встречу, назначенную в Томске. О них много писали в кемеровской прессе, а наш земляк Владимир Попов стал даже героем телерепортажа:
Следующий этап чемпионата Сибири проходил в «сибирских Афинах», на левом берегу Томи. Главным организатором выступил Томский эндуро-клуб. Название второму этапу дали в надежде на то, что любовно подготовленная трасса должна его оправдать. «Грязная битва» проходила там один день — 21 июня, в канун самой короткой ночи.
Девушки там были очаровательны. Одеты и обуты на зависть бедолагам-эндуристам, которых ждали холодная вода, грязь, ухабы…
Для девчонок, пробегающих перед бойцами за считанные секунды до старта, самое главное — вовремя исчезнуть в толпе…
Сюрпризы ждали стартовавших райдеров на первых же километрах. Трасса, подготовленная с выдумкой, не давала расслабиться, а уж фотографам — просто раздолье…
Левый берег Томи идеально подходил для соревнований такого класса. Заброшенная, никому не нужная местность вызывала восторг у лучших мотогонщиков Сибири, которым не надо объяснять, что такое ударить лицом в грязь.
Взлёты и падения, сходы с дистанции, погоня за лидерами, отрыв от преследователей — у каждого в «Грязной битве» был свой фарт. Всё, что было накоплено на первом этапе, здесь могло сгореть на любом километре.
Новый регламент, разработанный сибирскими мастерами эндуро, перекрыл все лазейки тому, что хоть как-то связано со спортивным «везением». Доказать, что ты лучший, можно один раз. Даже два раза подряд можно стать победителем. Но пройти в числе лидеров на всех пяти (!) этапах — по силам не каждому. Вот это и есть эндуро — суровый тест на силу и выносливость.
Не правда ли, красив этот завораживающий полёт? При беглом взгляде на фотографию, поставленную ниже, кому-то может показаться, что мужчина летит мимо камня и над каменистой широкой дорогой…
…А на самом деле красивый полёт обрывается банальным падением в глубокую лужу с грязью.
Многие, правда, не рискуют летать над грязью, как бы красиво это ни смотрелось со стороны. Опытному гонщику гораздо сподручней въехать в эту грязь на хорошей скорости и разрулить возникшую проблему в зависимости от уровня мастерства.
Что лучше — риск или осторожность? Если не думать о шампанском, можно тихо ехать и оказаться даже дальше других. Но слишком осторожным тоже не везёт на таких трассах.
Тем, кто прошёл свою дистанцию, всегда интересно посмотреть на старания соперников. Просто посмотреть. Подумать, как на их месте поступил бы сам.
Кажется, что это — слетевшие с небес орлы, которым мешают взлететь исполинские крылья…
Невероятно, но эти «крылья» могут сиять всеми цветами радуги (на снимке слева), а стальной друг в самый неподходящий момент может встать на дыбы — и попробуй, усмири его на ходу…
Полоса препятствия пройдена. Дальше, к победе!
«Команда, без которой нам не жить» — лучше, чем словами из популярной песни, тут и не скажешь.
А вот один из лучших роликов, снятых в Томске во время «Грязной битвы»:
В начале февраля Владимир Попов вел переговоры с Геннадием Стефановичем (Рига), тренером 9-кратного чемпиона стран Балтии по эндуро о будущих тренировочных сборах (точнее, об эндуро-подготовке) на территории Республики Алтай в районе Манжерока. Владимир уточнял у друзей-фанатов: когда удобнее их провести — до или после алтайского этапа чемпионата Сибири? Предлагал по две тренировки в день по 2,5-3 часа в течение трех дней.
Проведение таких сборов возможно при составе желающих не меньше 15 райдеров. В противном случае какой смысл лететь к нам из Риги прославленному тренеру? Один из откликов с форума, организованного Владимиром: «Cтефанович — легенда, европейская школа и уровень. Масквичи удавятся от зависти)) Я еду!» Да и как не поехать, если в числе райдеров – сам Пиначед?
В эти дни Геннадий Стефанович уже работает в Манжероке с сибирскими мастерами эндуро, ему у нас нравится. Приехать и посмотреть на его тренировки так же интересно, как попасть 26 июля на старты гонщиков.
Палыч, который участвовал в прошлогодней эндуро-трилогии в Горном Алтае, может, и не так крут по сравнению с Пиначедом, но ему тоже интересны тренировки Геннадия Стефановича. А три прошлогодних этапа мотогонок, организованных Владимиром Поповым, теперь уж наверняка войдут историю сибирского эндуро.
Прошлогодняя трилогия начиналась с подъёма на Каракольские озёра. Это было в конце сентября. Первая гонка правильно называлась: кантри-эндуро-кросс (причем, смешанный), а проходило это всё в районе Манжерокского озера. Райдеры до сих пор вспоминают добрым словом руководителя ОАО «Манжерок» Сергея Макогона.
Вторая гонка длиной в 30 километров растянулась по Майминскому району, от озера гонщики рванули в сторону Соузги, опасаясь даже близко подходить к асфальту, а обратно к базовому лагерю вернулись через склоны Синюхи. Третий старт выпал на последние дни сентября, от базы «Корсар» в сторону другой базы с понятным названием «Каракольские озёра», где ждал ее владелец Юрий Седых, тоже дай Бог ему здоровья. При том, что сезон был уже закрыт, Юрий дождался шумных гостей, протопил для них баню. Такое не забывается, особенно после гонки по первому снегопаду…
Нынешний алтайский этап чемпионата Сибири — самый центровой, во всех смыслах. Позади два этапа в Шерегеше и Томске, а впереди — ещё два в Красноярске и Новосибирске. Его название «В сердце Алтая» привязано к Манжероку, потому что в переводе с алтайского в названии села и озера звучит «сердце». По каждому этапу участники чемпионата накапливают очки, и жаль, что входящему в тройку лидеров Владимиру Попову (он на снимке ниже) в этот раз не придётся выйти на свой этап, потому что он выступает его организатором, и времени на гонку у него просто физически нет. Друзья понимают: иначе он и не может; без него алтайский этап не состоялся бы.
Алтай благодаря стараниям таких первопроходцев, как Владимир Попов, становится новым центром эндуро у нас в стране. В республике действует клуб «Алтай-Мото», его актив — десять мотоциклистов, фанатично преданных развитию эндуро. И они верят, что после III этапа чемпионата Сибири в ряды их клуба придёт новое пополнение. Они ждут нас в субботу, 26 июля, к себе в гости, к горе Синюхе.
Фото: С.Ефименко, В.Латынников, М.Логинова, Д.Шевцова.