Вопреки оптимистическим настроениям чиновников, трудоустроенных в правительстве Республики Алтай, подконтрольный им регион вовсе не считается «туристическим». В десятке лидеров по развитию внутреннего туризма оказался Алтайский край – единственный из сибирских регионов. Во всяком случае, по официальному рейтингу Министерства культуры РФ, опубликованному на ведомственном сайте, Республика Алтай далека от десятки лучших.
Алтайский край, получив 75 баллов, оказался на шестом месте, причем соседей назвали вторыми среди всех регионов России, где наблюдаются наиболее высокие показатели в развитии туризма. Рядом с ними расположились Калужская, Тульская, Вологодская, Свердловская и Московская области. Ну а лидируют по-прежнему Москва и Санкт-Петербург, Республика Татарстан и Краснодарский край. Максимальное число баллов набрала Москва: 93,8. А вот как выглядят другие регионы СФО:
19 место - Республика Бурятия
28 - Республика Алтай
36 - Красноярский край
41 - Кемеровская область
42 - Иркутская область
45 - Новосибирская область
53 - Томская область
56 – Омская область
72 - Республика Хакасия
80 - Республика Тыва
84 - Забайкальский край
Система показателей, разработанная авторитетными специалистами в области туризма, учитывала состояние туристской инфраструктуры, обеспеченность гостиницами и турбазами, эффективность управления, экономические механизмы поощрения турфирм и туроператоров, привлечение инвестиций и реализация инвестиционных проектов, развитие транспортной инфраструктуры, продвижение региональных туристских продуктов, наличие туристских информационных центров, участие того или иного региона в российских и международных выставках, разработка и продвижение наиболее оригинальных туристских брендов и турпродуктов и др.
Остается добавить, что рейтинг составлен в соответствии с принятой Стратегией развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на период до 2020 года и, как сообщается, имеет официальный характер.
«Клуб Регионов» ссылается на мнения экспертов, которые согласны с высокой позицией Алтайского края, где для над развитием туризма сообща работают бизнес и все уровни власти. «Благодаря этому, - приводятся слова одного из чиновников Ростуризма, - Алтайский край за последние годы добился значительного прорыва в сфере развития туризма и может позволить себе реализовывать крупные инвестпроекты». И еще одно, не менее важное замечание, касается общего состояния региональной экономики: не надо считать туризм только локомотивом; «если с экономикой в регионе плохо, там нет отелей, ресторанов, объектов культурного показа, исторического наследия и всего остального, то всё это тянет развитие туризма вниз», – подчеркнул эксперт.
В свою очередь, председатель экспертного совета комитета Российского союза промышленников и предпринимателей Моисей Фурщик справедливо заметил, что развивать туризм и показывать заметные темпы роста могут даже регионы, не обладающие каким-то уникальными природными ресурсами. Во многих случаях «гор с озерами самих по себе для привлечения туристов тоже недостаточно», добавил эксперт РСПП. В этом смысле более чем красноречив тот факт, что в общем рейтинге развития туризма Алтайский край находится сейчас на шестом месте, тогда как Республика Алтай, обладающая бесценными природными богатствами, – только на 28-м.
Замдекана факультета международного туризма Финансового университета при правительстве РФ, директор Института устойчивого развития туризма Юрий Щегольков в интервью для «Клуба Регионов» заметил: «Например, в Республике Алтай есть удивительно красивые места, и она обладает высоком туристическим потенциалом. Но по тому, как развивается туризм, безусловный лидер – это Алтайский край. Стоит только посмотреть, как там идет освоение федеральных целевых программ по развитию внутреннего и въездного туризма, как Алтайский край и без всяких программ развивает эту сферу. Например, на выставке «Интурмаркет» они являются, по-моему, самым большим экспонентом».
Он считает, что туризм развивается при наличии «консенсуса бизнеса, который хочет развивать туризм, власти, которая дает для этого возможность, и людей, ради которых всё это делается». «Когда все эти три категории встречаются, договариваются, то получается эффект Алтайского края. Я был в этом регионе и могу точно сказать, что нужно на этот консенсус обращать внимание, не отчаиваться, не думать, что «мы чёрт-те где находимся, и до нас туристы не доедут». Ещё как доедут. Главное – создать для этого условия», – резюмировал специалист.
А вот еще один рейтинг, по которому Алтайский край снова попал в десятку самых привлекательных туристических регионов России. Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России» провели исследование, по которому Алтайский край оказался на 7-м месте. Регионы оценивались примерно по тем же критериям, но учитывалась также значимость туристической отрасли в экономике региона, реальный оборот туристических услуг, популярность региона у россиян и иностранцев, криминогенная ситуация, а также «интерес к региону как к месту отдыха в интернете».
Первая пятерка получилась примерно такой же, но только на третьем месте оказался Краснодарский край, а Крым - на 4-м. По оценкам экспертов, 7-е место в «Рейтинге», занятое Алтайским краем, реально соотносится с его же 6-м местом по версии Минкультуры РФ. А вот Республика Алтай скатилась в «Рейтинге» на 49-ю строчку, уступив даже Новосибирской области (24-е место). При этом оба сибирских региона оказались в числе «середняков». Утешает одно: меньше всего, согласно второму рейтингу, наших сограждан привлекают республики Северного Кавказа, а в самом хвосте расположилась Чукотка.
И, наконец, следует повториться, что единственной успешной открытой экономической зоной туристическо-рекреационного типа в России признана «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае (на снимке внизу). Именно поэтому федеральное правительство передало полномочия по управлению этой ОЭЗ правительству региона.