Аржан Малацагаев: «Бурятия – это не только Байкал»

Анна ВАЛЬЦЕВА
31.10.2017

Просмотров:

1745



В туристических кругах Бурятии бурно обсуждается пост, который опубликовал в «Фейсбуке» заместитель генерального директора улан-удинской компании «Солонго» Аржан Малацагаев. Мнение эксперта о состоянии туристической отрасли республики и возможных путях ее развития, вопросы по статистике турпотоков и другие аспекты вызвали большой интерес у коллег. В рамках проекта «Просто Россия» Аржан Малацагаев дал интервью RATA-news.

— Аржан, был конкретный повод для публикации такого поста в «Фейсбуке»?

— Просто накипело. Надоели поверхностные рассуждения по поводу туризма в Бурятии во множестве статей и в соцсетях, вот и написал. К тому же, сейчас стало ощутимо заметнее внимание властей страны к проблемам туризма, так что самое время донести до них мнение профессионалов отрасли — чтобы помочь отделить нужное от ненужного. Например, наш комитет по туризму твердит о миллионе туристов в Бурятии, а это просто фантастическое преувеличение. Методика подсчета явно не корректная. Вероятно, каждый турист попадает в статистику несколько раз. В гостиницах Улан-Удэ максимум около 3000 мест, а в столице Бурятии останавливается как минимум на одну ночевку практически каждый турист, приезжающий в Бурятию. И если умножить 3000 мест на 90 активных в смысле посещаемости дней, то есть три летних месяца, то получится, что остановиться у нас могли не более 270 тыс. человек. Миллиона просто физически быть не может.

— Не раз приходилось слышать предложения о совместном продвижения Иркутской области и Бурятии под единым брендом, поскольку в обоих случаях речь идет, прежде всего, о Байкале. Насколько, по-вашему, состоятельна такая идея?

— Это постоянно обсуждается на совместных мероприятиях двух регионов. Сейчас идея оформлена в концепцию в рамках проекта «Байкал — великое озеро». Предполагается, что скоординированные усилия и затраты позволят увеличить или качественно улучшить общий турпоток на Байкал. Но для Бурятии важно понимать, какое у бренда будет прикладное применение. В любом союзе преимущество получает тот, у кого изначальные позиции были выше. В контексте Байкала это точно не Бурятия. То есть к нам поедут «остатки», когда Иркутская область переполнится.

И Бурятия – это не только Байкал. Это самобытная республика с уникальной культурой и искусством. Мы самобытны, поэтому нам будет сложно извлечь плюсы из совместного продвижения и единого бренда.

— Действительно, когда говорят о Байкале, часто имеют в виду именно Иркутскую область. Как сейчас делится поток между двумя регионами?

— Точными цифрами, думаю, никто не владеет. По экспертным оценкам, на Иркутскую область приходится до 75% всего турпотока на Байкал. Но в Бурятии есть свои достоинства, которые заслуживают большего внимания со стороны туристов и турбизнеса.

— А можете обозначить плюсы и минусы той и другой стороны?

— Если коротко, Иркутская область – это более развитая инфраструктура, Бурятия – буддийская культура и более разнообразная природа.

С Иркутской стороны три основных точки притяжения: поселок Листвянка в 60 километрах от Иркутска, Кругобайкальская железная дорога и остров Ольхон. В Листвянке много гостиниц, ресторанов. Там порт, познавательный Байкальский музей Иркутского научного центра, смотровая площадка. Минус – скученность, многолюдность, шум, и зачастую это не нравится людям, которые искали тишины и уединения.

Кругобайкальская железная дорога – восторг! Она проходит совсем рядом с берегом Байкала через великолепные арки и тоннели. Ее минусы – высокая цена и недостатки сервиса.

Ольхон стал своего рода визитной карточкой всего направления. Самая, наверное, растиражированная фотография Байкала: вид скалы Шаманка с острова. Опять-таки, минусы места – многолюдность, а также проблемы с дорогой до острова и размещением.

В Бурятии более разнообразная природа. На иркутском берегу преимущественно горы и каменистые пляжи, у нас – тайга и песчаные берега. И, конечно, национальный колорит. Над Улан-Удэ на горе возвышается буддийский храм, а в оформлении повсеместно используются азиатские орнаменты. Есть в Бурятии такие известные места, как Забайкальский национальный парк, Чивыркуйский залив, Ушканьи острова. Это территория национальных парков, где запрещено любое строительство.

— На чем специализируется ваша компания? Какие туры самые востребованные?

— Мы работаем в сфере въездного туризма, компания существует с 2006 года. Генеральный директор – Рада Жалсараева, моя мама, в туризме с 1980-х годов, в прошлом возглавляла местный «Интурист» а также республиканское агентство по туризму. Опыт у нас большой, поэтому мы можем предложить любые программы.

Одно из основных направлений работы – транзитные туристы, которые путешествуют по Транссибу и останавливаются в Улан-Удэ на одну-две ночи. Город удобно расположен, здесь магистраль соединяется с Трансмонгольской железной дорогой, и туристы часто делают остановку. Посещают деревни старообрядцев, бурятские села и, конечно, Иволгинский дацан – комплекс буддийских храмов, резиденция Хамбо-ламы, главы буддистов России.

Транзитные туристы из Европы любят останавливаться в семьях, готовить вместе с хозяевами бурятскую национальную еду, знакомиться с культурой и бытом. Это у нас уже отлажено, и мы даже сами принимаем гостей у себя дома.

В последние годы заметно выросло количество больших организованных групп из Азии, преимущественно из Китая, Южной Кореи, Японии. Обычно программа для них включает посещение Байкала на три дня и Улан-Удэ на два дня. Очень любят вечерние посиделки возле костра с приготовлением байкальской рыбы.



— А ваши самые любимые туры какие?

— Мне нравятся те, где задействован водный транспорт. Больше всего люблю отдыхать на территории Забайкальского национального парка. Он входит в состав Баргузинского заповедника, который был создан еще во времена Российской Империи для сохранения баргузинского соболя, которого тогда называли «черным золотом». Там запрещено строительство, и это прекрасное место для уединенного отдыха: много красивых бухт, горячие источники, отличная рыбалка. Если уплыть дальше на север от Чивыркуйского залива, то попадаешь в совершенно безлюдные места. Только лес, тайга, горы, прозрачная – настоящая байкальская – вода. Там нерпы лежат на камнях и плюхаются в озеро, заметив приближающегося человека. Мы возим туда индивидуалов небольшими группами. Вот эти туры мои самые любимые.

— Откуда чаще всего приезжают иностранцы?

— В последнее время – из Китая и Южной Кореи. Доля туристов из Европы и США относительно невысокая, если считать по количеству человек, так как это, как правило, индивидуалы. А заявок много, особенно от тех, кто путешествуют по Транссибу. К сожалению, для европейцев и американцев Бурятия остается довольно дорогим направлением. Во-первых, из-за перелета – сначала до Москвы, потом до Улан-Удэ. Во-вторых, в сезон у нас на Байкале номера стоят в среднем 5,5 тыс. рублей в сутки. Но те, кто до нас все-таки добираются, остаются довольны, потому что приезжают именно за культурой, бытом, уникальностью.

— Заметили ли вы всплеск интереса к внутреннему туризму в последние годы? Как оцениваете прошедшее лето?

— Поток в последние годы понемногу, но рос. И не только за счет гостей из Азии, на которых повлияло падение курса рубля. Сыграл свою роль внутренний туризм, в 2014-2016 годах больше стало туристов с запада России. Скорее всего, это было связано с политикой, санкциями, а также с тем, что некоторые категории граждан попали в списки невыездных. А вот минувшим летом поток туристов на Байкал - и россиян, и европейцев - значительно уменьшился. Вообще в этом году, если бы не рост турпотока из Китая, был бы провал.

— А рост турпотока нужен ли вам?

— Нужен, особенно, если учесть, что позиции нашего старта невысокие. Туристов много летом, в межсезонье счет идет на десятки, максимум на сотни. При этом в Бурятии немало маршрутов, которые пока не сильно востребованы, но при должном отношении, улучшении инфраструктуры, продвижении могли бы стать популярными.

В межсезонье хорошо продается Новый год, но – только гостиницы, которые делают интересные программы и имеют хорошие номера. Еще всплеск в феврале-марте. В другое время туристов вообще нет. А потенциал у зимнего Байкала есть, особенно с середины февраля до начала апреля, в это время надо ехать на байкальский лед. В остальные месяцы сложно – объективно холодно, ветрено, пейзажи не очень. Может лучше продаваться и в мае, если начать его раскручивать. В это время всё начинает цвести, очень красиво! Но есть проблема судоходства, по льду уже нельзя, а по воде – еще нельзя.

Отдельная тема — уровень обслуживания туристов. Организованную группу обязательно сопровождает кто-то из руководства нашей компании, а не только гид и переводчик. По-другому, к сожалению, в нашем регионе трудно обеспечить качественный прием туристов.

— Что вы имеете в виду?

— Я порой поражаюсь: построены дорогие гостиницы, десятки миллионов вложены, а отношение к сервису у владельцев странное. Администраторы частенько не знают, как вести себя с группой, а когда надо решить проблему, раздражаются — мол, чего пристали. Я бы сказал, что индустрия гостеприимства, каковой она должны быть, у нас только зарождается.

Персонал меняется каждый год, обучение либо тяп-ляп, либо вообще никакого. Перед приездом группы надо тщательно проговаривать все детали, даже номера проверять. Кстати, именно поэтому в Бурятии не такой большой самостоятельный поток. Даже китайские компании знают — если хочешь качества, работай с местными турфирмами, которые проконтролируют каждый шаг.

— А самих гостиниц достаточно?

— Инфраструктура, конечно, шагнула далеко вперед. Еще несколько лет назад гостиниц не хватало, особенно где можно было размещать большие группы. Сейчас с этим проблем ощутимо меньше. Есть выбор отелей, в том числе «Мэрген Батор» 5*. В Улан-Удэ новые гостиницы появляются каждый год. На Байкале тоже строятся, хоть и медленнее. В следующем году должны появиться несколько новых гостиниц, они сейчас строятся на китайские деньги.

— Проблемы китайского турпотока – серые схемы, специальные магазины, торгующие за наличные и т.п. – для Бурятии актуальны?

— Можно сказать, что у нас таких проблем нет. Негативная картина скорее появляется там, где речь идет о регулярных больших потоках. Нас же китайский рынок задевает небольшим краешком. По официальным данным, по безвизовым спискам нас посещает около 1500 человек, а вместе с теми, кто заезжает через другой регион, – около 10 тысяч. И весь этот поток проходит официально через местные туркомпании.

Туристов из Китая можно поделить на две части. Первая – небольшие группы, которые едут ради природы Байкала. Как правило, они с юга страны, посещают в основном национальные парки, проводят здесь не меньше недели. Вторая – большие группы, которые проезжают регион транзитом: автопробеги, поезд из Забайкальска до Иркутска, пересадка на самолет в Москву. Они останавливаются в регионе на два-три дня – одну ночь, как правило, проводят в городе, вторую на Байкале.

— Какой была реакция на ваш пост в «Фейсбуке»? И планируете ли вы еще подобные обсуждения?

— Пост перепечатали местные средства массовой информации, мне написало очень много людей — и из бизнеса, и общественники. Никак не отреагировал только комитет по туризму Бурятии. Вообще комитет по каким-то причинам выбрал себе любимчиков, которых зовет на совещания и советы при президенте, а нас и многих других реальных участников рынка игнорирует.

Для многих то, о чем я написал, стало неожиданностью. У нас уже состоялись конструктивные встречи с людьми, которые реально хотят что-то сделать – именно для туризма, а не в личных интересах.

Мое восприятие туризма таково: это одна из немногих отраслей, которая занимается реальным экспортом. Скажем, приехало несколько групп, они оплатили гостиницы, транспорт, питание, купили сувениры — и это реальный вклад в экономику региона, в его ВВП: туристы привезли деньги, которых еще вчера не было. У нас продаются молочные продукты производства Красноярского края и даже Московской области. Мы покупаем их здесь, а деньги уходят в другой регион. С туризмом наоборот: заработав где-то, люди тратят у нас. Поэтому я буду писать ещё — чтобы привлечь максимум внимания к проблемам развития туризма в Бурятии.

Фото: RATA-news и Аржан Малацагаев.



Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?



Бронирование Алтай Путешествия Внутренний туризм Кучум Карачи Лечение Оздоровление Карачинская Алтайский Марс Экотропа Джангыз-Тобе Квадроциклы Джипинг Путешествие по Афганистану Олег Приходько Туризм при талибах Харам Зимний туризм на Алтае Аскат Манокшетра Його-туры Алтайский треугольник Муладхара Туризм на Алтае Этнотуризм Экскурсии по Алтаю Концепция развития этнографического туризма в Республике Алтай Алтайские мастера V Ремесленный конгресс Креативные индустрии Ойротия Первая турбаза на Телецком озере 1933 голодный год Обнуление НДС Обнал Минэкономразвития РФ НДС для туроператоров Выездной туризм Безвизовый режим Монголия Чуйский тракт Праздник Льда Ховд Хар-Ус-нуур Тим Керби Альплагерь Актру Алтайская кухня Доходы от туризма Горно-Алтайск Турпоток на Алтае Отдых на Алтае экотуризм Катунь Отель Алтика Хакасия Оглахты Наскальная живопись Хакасский заповедник Шерегеш Белокуриха Манжерок аэротакси КЭФ Карбоновые офсеты Углеродный след Баден-Баден Санкции СВО Беженцы Русские и украинцы Туризм в Ираке Вавилон Басра Саддам Хусейн Арабская Венеция Руссо туристо Красноярск Книга рекордов Лестница в небо Красноярские столбы Косыгин Сталин Торгашинский хребет Летний отдыха на Алтае Манжерокское озеро Отель Geometrika Алтайский аил Алтайские лабиринты Че-Чкыш Синюха Алтайские духи Нечистая сила WSJ Владивосток Достопримечательности Памятник гитаре на берегу Катуни Владивостокская крепость Энцефалит Федор Конюхов Энцефалитный клещ Муравьиный спирт Каменный лес НЛО Шира Июс Калмыкия Буддизм Одинокий тополь Бай-Терек Сирия Арабская весна Российские туристы Вторая Италия Автотуризм Цены на бензин Гейзерное озеро Егор Лигачев Деревянное зодчество "Волшебник страны Оз" Золотое кольцо России Родина слонов Бийск Чемал Экопарк "Ирбис" Виталий Абалаков Алтай Авиа Вертолетные экскурсии Тюнгур Крушение вертолета Походы по Алтаю Доврачебная помощь Походная аптечка Лекарства в дорогу Креатив Хиппи Автобусы для проживания Баня на колесах Сибирь Тобольск Александр Македонский Салехард Обдорский острог Летний отпуск Успех Личная эффективность