Алтайский туризм без Лужкова

Николай Витовцев
24.01.2012

Просмотров:

4913

Курс правительства Бердникова на московского «тяжеловеса» оказался ошибочным



«Мэрия Москвы построит горнолыжный курорт на Алтае», - об этом много шумели весной 2006-го, с приходом нового губернатора Александра Бердникова. Писали о том, что власти Республики Алтай на редкость удачно поговорили с мэром Москвы Юрием Лужковым о сотрудничестве в области туризма. С восторгом сообщали, что московская мэрия станет главным инвестором на строительстве курортного комплекса «Манжерок». Прошло почти шесть лет. Над озером завывает тоскливый ветер, шевеля скудный снежок по склонам Синюхи, и никого из «курортников» там нет…

Лужков обещал организовать приезд в республику столичных специалистов в сфере туризма. «Эти специалисты изучат ситуацию, окажут нам методологическую помощь, а также проведут обучающие семинары для наших менеджеров в сфере туризма», - обещал г-н Бердников. Они хотели увязать горнолыжный комплекс на Синюхе с совхозом "Карымским", 100% акций которого принадлежали правительству республики. Им виделся «полноценный курортный комплекс» в Майминском районе, который до этого считали животноводческим.

Наш губернатор говорил, что проект строительства горнолыжного комплекса на Синюхе к его приходу во власть стал «скандальным», и поэтому лично он предпочитает, чтобы партнерами были не представители частного бизнеса, а известные в стране политики — такие «тяжеловесы», как г-н Лужков. В середине апреля того же года в Горно-Алтайск по его приглашению прибыла делегация правительства Москвы. В малом зале правительства РА собрали совещание с участием гостей из Москвы, сенатора Ралифа Сафина, тогдашнего полпреда в Москве Михаила Козлова, представителей Госсобрания - Эл Курултая РА, членов правительства республики и т.д.

Московские гости называли «главным вектором сотрудничества с республикой» эксплуатацию её природно-климатических и этнокультурных составляющих. Как отметил один из представителей правительства Москвы, «в мире осталось мало мест, где можно успешно развивать экологический туризм». И это правильно, как сказал бы незабвенный Михаил Сергеевич. О развитии экологического туризма в Горном Алтае был большой разговор на международной конференции в парк-отеле «Ая» осенью прошлого, 2011 года. Правда, никого из московской мэрии и даже из правительства РА на конференции не было. Похоже, к этому времени успели убедиться: экотуризм – не место для щедрых «откатов».

А тогда, выступая на красиво обставленном совещании, зам. мэра Москвы рисовал «основные направления будущего сотрудничества», в т.ч. указывал на развитие «определенных производственных мощностей», основанных на чистых экологических технологиях. Присутствовавшие с трудом понимали, о чём это, но слушали с интересом. Москвичи уверяли, что, «развивая производственные мощности, они будут параллельно заниматься социальной составляющей», то есть строительством школ, больниц, детских садов и т.п. Они уверяли: при всех сложностях, «эти проекты можно будет реализовать уже через 2-3 года, в 2008-2009 годах». Так говорил председатель Комитета по туризму московской мэрии Григорий Антюфеев. Шесть лет спустя мы не видим у себя ничего «московского», кроме школы в Сёйке, построенной ещё при Лапшине.

«Москва, имея богатый опыт в туризме, планирует развивать единое туристическое пространство», — говорили наши гости на языке экономического камлания, и им охотно верили. «Наша страна интересна многим иностранцам, прежде всего, как страна», — философски обобщал зам. главы правительства Москвы по внешнеэкономическим связям Иосиф Орджоникидзе, и с этим никто не спорил. Игорную зону «Сиб. монета» продвигал, кстати говоря, как раз этот Иосиф. При обсуждении контингента туристов, приезжающих в республику, представители московской мэрии советовали обустраивать места массового приёма туристов-«дикарей». Но, конечно, их больше интересовали перспективы развития, так сказать, элитарного туризма.

Гости увидели, что развитие туристической индустрии невозможно «без соответствующих атрибутов туризма». К примеру, для начала надо возобновить работу аэропорта. «Лужков построит новый аэропорт!» — разнеслось по всей республике. «Лужков отремонтирует кинотеатр Максима Горького!» — надеялся и верил ещё при Зубакине мэр столичного городка В.Облогин. На наших глазах рождались самые дерзкие проекты и шедевральные образцы мифотворчества – все проекты были одинаково хороши для команды Бердникова, если не требовали повседневной черновой работы.

«Москва готова помочь нам и в подготовке кадров гостиничной, туристической индустрии, изготовлении сувенирной, полиграфической, рекламной продукции. Московские гости заверили, что все поручения, которые Юрий Лужков даст по результатам поездки на Алтай, будут выполнены в кратчайшие сроки и в лучшем виде», - твердил глава республики Александр Бердников, навевая своими рассказами сладкие грёзы. Прошло почти шесть лет. Что можно припомнить? А ничего, кроме турбазы «Юрток», где Юрий Михайлович любил играть по ночам на гармошке и где работал непревзойдённый повар, которого г-н Лужков переманил к себе в Москву (это к вопросу о кадрах гостиничной и туристической индустрии).

Друг московского мэра Владимир Евтушенков (один из богатейших людей в стране того времени) собрался реализовать в Горном Алтае «ряд инвестиционных проектов». Об этом 19 июня того же 2006-го на аппаратном совещании в правительстве РА с радостью известил всех собравшихся наш генерал-губернатор. По его словам, у них с председателем совета директоров АФК "Система" Владимиром Евтушенковым получилась на редкость плодотворная встреча. Конечно, власти региона первым делом предложили «Системе» поучаствовать в реконструкции злосчастного Горно-Алтайского аэропорта, а также «в некоторых проектах в сфере туризма».

Тем летом мэра Москвы как раз обуяла идея вертолётных такси, которые стали бы жужжать и курсировать над всей столицей. И в этом ряду как-то сама собой просматривалась самая радужная перспектива: «Скоро москвичи будут летать в Горно-Алтайск как на Канары или в Грецию». Лужков пообещал Александру Бердникову превратить его вотчину в «настоящий туристический рай», и никто из наших чиновников не посмел даже усомниться в этом. Наплыв московских туристов виделся таким бурным, что предлагалось даже заблаговременно подумать об электричке из Бийска в Майму – для тех, кому не достанется билета на прямой авиарейс. А вскоре наш генерал-губернатор и вовсе вошёл в раж: «Прямое авиасообщение между Москвой и Горно-Алтайском откроется в 2009 году!». И многозначительно добавил: «Перевозчики уже имеются».

Как говорится, небо – не предел для крылатого; чуть ранее наш генерал-губернатор, как бы соревнуясь с мэром столицы в краснобайстве и популизме, прославился на весь мир: японская авиакомпания Japan Airlines, с его слов, уже летом 2008-го организует первые чартерные авиарейсы в Горно-Алтайск для перевозки туристов. Об этом он заявил сразу после переговоров с японскими дипломатами. Он так и сказал: идея организации чартерных авиарейсов из Токио в аэропорт близ Карлушки возникла в ходе проведённой в посольстве Японии презентации Республики Алтай «как одного из ведущих туристско-рекреационных регионов России».

Презентация получилась хоть куда: договорились об инвестировании частного японского капитала в туристическую индустрию РА, разработку лектехсырья, «а также об экспорте в Токио минеральной воды из Горного Алтая». Арабам тоже, помнится, воду предлагали. Увы, через четыре с лишним года не то что японцев из Токио, даже родного министра Левитина пришлось доставлять из Москвы предвыборным рейсом в аэропорт Горно-Алтайска на перекладных через Новосибирск.

С уходом московских "инвесторов" виды на Синюху остались прежними...

«Не сделаете аэропорт - так и останетесь на мелкотравчатом уровне, — запугивал г-н Лужков. — И никакого туризма не будет». Главная задача будущей курортной зоны — сделать так, чтобы гости задерживались здесь на отдыхе хотя бы 10-12 дней, особенно гости из-за рубежа, располагающие валютой. Для этого придётся изменить структуру самого отдыха, настаивал идеолог воздушных такси. «Ведь сейчас туристам здесь практически нечем заняться: вода холодная, часто меняется погода — и никаких развлечений», - приводились его слова. Что и говорить, не каждый способен сидеть ночами напролёт в гостиничном номере и терзать гармошку, взятую напрокат.

Республиканская власть во главе с генерал-губернатором А.Бердниковым вступила в выгодный, как ей казалось, альянс с солидными друзьями Лужкова, продвигая на федеральном уровне идею ОЭЗ туристско-рекреационного типа «для крупных инвесторов», читай – для тех же друзей. Наш губернатор так и говорил: только «крупные рыбы» из окружения Лужкова помогут нам наладить турбизнес. Тем временем местные туроператоры проводили митинги протеста, выражая своё несогласие с политикой предательства их интересов в угоду московским олигархам и «новым друзьям» Горного Алтая. Сейчас, по прошествии почти шести лет, мы видим, что наши туроператоры были правы.

«Я поддерживаю идею по строительству здесь санатория, который помогает лёгочным больным, — в стиле алаверды на тему Japan Airlines фантазировал неугомонный мэр Москвы. — Мы также готовы поучаствовать в организации и инвестировании горнолыжного комплекса». А ещё мэр российской столицы предложил «организовать в Москве несколько природных аптек». По его словам, товар будет пользоваться хорошим спросом, потому как «москвичи очухались от синтетики и стали возвращаться к природе…»

Кто куда возвращался, трудно сейчас понять. В конце концов, ни санатория для лёгочных больных, ни горнолыжного комплекса (равного хотя бы Шерегешу), ни тем более сети алтайских аптек в Москве как не было, так и нет. Через два года после тёплых встреч Бердникова с Лужковым и его верными людьми Горно-Алтайский аэропорт выставили на продажу. Кто же его купил — мэрия Москвы или, может, АФК «Система»? Вовсе нет, многострадальный аэропорт был продан в 2008 году на аукционе безвестному ООО «Главторг». Республиканское Минимущество, которое проводило аукцион, замучилось продавать этот аэропорт, «покупателей на проблемное имущество не находилось». Цена сделки, состоявшейся в начале июня 2008-го, составила… 48 миллионов рублей. Похоже, таких денег никто из друзей Лужкова так и не нашёл. Да и был ли такой желающий?

На аппаратном совещании в середине сентября 2009-го глава правительства Александр Бердников после очередного приезда-отъезда москвичей докладывал, что «в ходе визита достигнута твёрдая договоренность о реализации совместного проекта по реконструкции аэропорта Горно-Алтайска». Правда, топ-менеджмент аэропорта «Шереметьево», который сватали к нам в республику, деликатно воздерживался от ликования по этому поводу, и, как оказалось, неспроста.

Бердников предлагал наш аэропорт сначала «Системе», потом «Шереметьеву», были даже какие-то иностранцы на горизонте — в конце концов после «Главторга» 19 ноября 2010-го новым владельцем Горно-Алтайского аэропорта стала фирма «Сибмост», преуспевшая в неоднократных победах на местных тендерах и аукционах. Как говорил в то время первый вице-премьер республики Сергей Тевонян, «прежний собственник не выполнял условия, на которых у государства был приобретен 100-процентный пакет акций предприятия, в частности, не занимался реконструкцией аэровокзала». А это неправильно, Лужков ещё в самом начале настаивал: длина взлётной полосы должна сочетаться с экстерьером здешнего аэровокзала, его габаритами. Как-никак, на Japan Airlines решили равняться, а «там у них совсем не так, как тут у нас», выражаясь словами Черномырдина.

В результате «непростых переговоров» с прежним владельцем состоялась сделка по продаже 100% акций ОАО «Горно-Алтайский аэропорт» «Сибмосту». Сумма сделки так и осталась коммерческой тайной. У кого-то может возникнуть вопрос: а почему ООО «Главторг» (по некоторым данным, приближенное к аэропорту «Шереметьево») вдруг отказалось от нашего аэропорта? Ответ – на поверхности: за полтора месяца до этого, а именно 28 сентября 2010 года, случилась отставка Юрия Лужкова.

За два года до его отставки АФК «Система» и ИФК «Алемар» первыми официально известили руководство Республики Алтай о намерении стать резидентами ОЭЗ туристско–рекреационного типа «Алтайская долина». Эта новость вызвала бурю восторга в рядах местного чиновничества, называли общую сумму инвестиций со стороны этих резидентов, что-то около 17 млрд рублей, а с них ожидались налоги и сборы, в т.ч. на содержание чиновников... Чем не повод для радости? Правда, в пресс-службе АФК на всякий случай отказывались от комментариев, ссылаясь на «отсутствие необходимых топ–менеджеров», а в «Интуристе» сообщили, что не могут «комментировать более того, что уже известно о проекте». Картина выписывалась примерно та же, что с австралийскими инвесторами, которых якобы восхитил проект Катунской ГЭС, или с арабскими, которые хотели заняться искусственными озёрами в Горном Алтае, или с теми же сингапурскими, которых встречали в правительстве РА с таким же почётом.

«Алтайская долина» виделась нашим чиновникам как самое настоящее золотое дно, особенно её котлован. Называли самые разные фирмы, особо приближенные к правительству Москвы, которые готовы строить второй «туристический рай» по соседству с «Бирюзовой Катунью». Писали даже: Siemens может инвестировать в «Алтайскую долину»… А что в итоге? Никого из друзей Лужкова в алтайском туризме сейчас нет, и старый курс на московского «тяжеловеса» оказался для Горного Алтая непоправимой ошибкой.

Людей, так или иначе связанных в прежние годы с людьми Лужкова, сейчас «зачищают». Наш генерал-губернатор получает в последнее время «двойки», в лучшем случае «тройки» в разных рейтингах, проводимых на федеральном уровне, и, как все понимают, на этом сказываются в том числе старые связи. Лужкова призывали поднять и сделать процветающим весь алтайский туризм, но это ему не удалось даже в годы, которые предшествовали его отставке. Почему так случилось? Разговор об этом — особый.



Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?



Бронирование Алтай Путешествия Внутренний туризм Кучум Карачи Лечение Оздоровление Карачинская Алтайский Марс Экотропа Джангыз-Тобе Квадроциклы Джипинг Путешествие по Афганистану Олег Приходько Туризм при талибах Харам Зимний туризм на Алтае Аскат Манокшетра Його-туры Алтайский треугольник Муладхара Туризм на Алтае Этнотуризм Экскурсии по Алтаю Концепция развития этнографического туризма в Республике Алтай Алтайские мастера V Ремесленный конгресс Креативные индустрии Ойротия Первая турбаза на Телецком озере 1933 голодный год Обнуление НДС Обнал Минэкономразвития РФ НДС для туроператоров Выездной туризм Безвизовый режим Монголия Чуйский тракт Праздник Льда Ховд Хар-Ус-нуур Тим Керби Альплагерь Актру Алтайская кухня Доходы от туризма Горно-Алтайск Турпоток на Алтае Отдых на Алтае экотуризм Катунь Отель Алтика Хакасия Оглахты Наскальная живопись Хакасский заповедник Шерегеш Белокуриха Манжерок аэротакси КЭФ Карбоновые офсеты Углеродный след Баден-Баден Санкции СВО Беженцы Русские и украинцы Туризм в Ираке Вавилон Басра Саддам Хусейн Арабская Венеция Руссо туристо Красноярск Книга рекордов Лестница в небо Красноярские столбы Косыгин Сталин Торгашинский хребет Летний отдыха на Алтае Манжерокское озеро Отель Geometrika Алтайский аил Алтайские лабиринты Че-Чкыш Синюха Алтайские духи Нечистая сила WSJ Владивосток Достопримечательности Памятник гитаре на берегу Катуни Владивостокская крепость Энцефалит Федор Конюхов Энцефалитный клещ Муравьиный спирт Каменный лес НЛО Шира Июс Калмыкия Буддизм Одинокий тополь Бай-Терек Сирия Арабская весна Российские туристы Вторая Италия Автотуризм Цены на бензин Гейзерное озеро Егор Лигачев Деревянное зодчество "Волшебник страны Оз" Золотое кольцо России Родина слонов Бийск Чемал Экопарк "Ирбис" Виталий Абалаков Алтай Авиа Вертолетные экскурсии Тюнгур Крушение вертолета Походы по Алтаю Доврачебная помощь Походная аптечка Лекарства в дорогу Креатив Хиппи Автобусы для проживания Баня на колесах Сибирь Тобольск Александр Македонский Салехард Обдорский острог Летний отпуск Успех Личная эффективность