К такому парадоксальному выводу пришел Сибирский туристический портал, рассказывая об очередном туристском форуме Visit Altai накануне нового сезона. Гвоздем программы должна была стать профильная выставка «Алтайтур. Алтайкурорт», собравшая, по официальным данным, около 7,5 тысяч посетителей. Но, как считают участники от алтайского турбизнеса, почти все они побывали там не целенаправленно, а в процессе шопинга по магазинам торгового центра «Пионер», где проходила выставка.
Туроператоры не увидели в этот раз «Алтайтур» эффективным в плане общения с потенциальными клиентами и полагают, что такой цели у его организаторов уже давно нет. Выставка в обновлённом формате проходила в седьмой раз, причем снова сменила площадку, переместившись в барнаульский торговый центр «Пионер» (первые выставки, как известно, проходили под Белокурихой, а прошлогодняя – в барнаульском торговом центре Plaza). Всего на площадке «Алтайтура» работали около 300 экспонентов, основу экспозиции составили представители районов края, ремесленники и различные средства размещения.
По традиции «Алтайтур» сопровождался увеселениями в ярмарочном формате, рассчитанными на массовку. При этом местные туроператоры уже не первый год остаются на обочине. По словам президента АРАТ Елены Чупиной, позиция «Алтайтурцентра» по турбизнесу была такова: хотите – вставайте, хотите – нет. «О выставке было не очень много информации, - отметила Наталья Гордеева, директор фирмы «Алтайтурист». - Поэтому большое число посетителей было у торгового центра, а вовсе не у «Алтайтура»... Оценить монетизацию крайне сложно».
Неудивительно, что турфирм-участников при таком отношении было немного. В основном это были более «молодые» компании, которые на рынке недавно. Один из участников на условиях анонимности сообщил STI, что у него забрали всего 10 пакетов с раздаточным материалом. Руководитель фирмы «Арго» Ирина Слесарева отмечает, что скоординировать усилия с «Алтайтурцентром» практически невозможно из-за различий в планировании мероприятий. «Мы продумываем свои рекламные туры гораздо более заранее, чем Алтайтурцентр – свои, - поясняет эксперт. - В этом году мы просто случайно угадали с «Цветением маральника»: посмотрели прошлогоднюю дату, прибавили один день и в своём рекламном туре анонсировали посещение, по сути, наобум, не зная планов турцентра. И угадали. Но предугадать еще и другие мероприятия, их место проведения и т.д., невозможно. Если бы Алтайтурцентр хотя бы осенью публиковал программу, и она не корректировалась, тогда кооперация была бы возможна».
Директор турфирмы «Охота» Наталья Белоусова отметила, что в этом году интерес из других регионов к выставке всё же был: экспозицию осмотрели турагенты из Томска, Новосибирска, Кемерова и других сибирских городов. Их, по информации Алтайтурцентра, было 30. А то, что местному турбизнесу не удалось с ними пообщаться, вероятно, объясняется тем, что их приезд и программу посещения планировал турцентр. Эта программа всегда очень плотная и включает посещение максимального количества площадок всего форума Visit Altai, и упора на деловое общение там нет. Что логично, ведь Алтайтурцентр – не коммерческая организация, а государственная и продвигает интересы всего Алтайского края как политической единицы.
«Думаю, задача нынешней выставки была стать более развлекательной и привлечь массовую аудиторию. И она выполнена, - полагает Наталья Белоусова. – На мой взгляд, в наше время развития интернета все выставки преследуют такую цель. Вот на Дне города мы тоже встаём со стендом и не ждём, что после праздника к нам массово пойдут туристы. Задача и там, и тут – имиджевая».
По мнению Ирины Слесаревой, «Алтайтур» по размаху уже превзошёл новосибирский «Турсиб». Тем не менее, местные турфирмы с «Алтайтурцентром», по сути, махнули друг на друга рукой, заочно признав турбизнес необязательным участником профильной выставки. Алтайские туроператоры не видят вреда в том, чтобы бесплатно лишний раз ознакомиться с чем-то новым в своём регионе в рамках «Алтайтура», но не рассматривают его в качестве мероприятия, позволяющего выстроить деловые отношения с потенциальными партнёрами.