После падения курса рубля и шока от взлета цен на заграничный отдых российский турист обратил свой пристальный взгляд на бескрайние просторы родной страны. Примерно такой смысл превалирует в последних публикациях центральных СМИ о перспективах внутреннего туризма в России. Правда это или всего лишь патриотический пиар — не столь важно, главное другое — экономический кризис дает добро, "без которого нету худа", перефразируя старую поговорку, развитию туристической сферы.
Российский союз туриндустрии (РСТ) констатировал, а банкротство ряда крупнейших туркомпаний подтвердило, что экономический кризис чувствительно ударил по выезду россиян на отдых за границу. Последний подорожал почти вдвое и с конца прошлого года турбизнес если на чем-то и зарабатывает, то только на турах по России. Многим компаниям, прежде работавшим только на выездном рынке, теперь пришлось активно заняться внутренним туризмом. И теперь российские деньги, на которые последние 20 лет активно строилась и развивалась туристическая отрасль Турции, Египта и Юго-Восточной Азии, наконец-то начнут работать на экономику своей страны.
Конечно, хотелось, чтобы интерес к внутреннему туризму рос не только из-за проблем выездного, но и благодаря повышению уровня сервиса в наших регионах, появлению новых современных отелей, объектов показа, развлекательных программ и авторских туров, всего, что заинтересует нашего туриста. Пока же это есть далеко не везде.
Не стоит рассчитывать, что поток туристов вырастет просто так, – убеждены туроператоры. – Развитие есть там, где люди реально работают. Если будут создаваться новые программы и туры, грамотно их рекламировать – туристы обязательно поедут.
Многие отечественные операторы уже сейчас почувствовали, что спрос на отдых в России активизировался. Интерес к внутренним программам заметно вырос, – отмечает RATA-news, опросившая туркомпании от Карелии до Байкала и от Санкт-Петербурга до Сочи.
Увеличение спроса на российские туры заметили не только южане, но и сибиряки. Первой ласточкой стали новогодние праздники — продажи выросли от 30 до 50% по сравнению с прошлыми годами. Например, горно-лыжный Шерегеш за зимние каникулы принял порядка 80 тысяч туристов — небывалая цифра! Смог бы и больше, но не хватило средств размещения, номерной фонд Шерегеша был занят весь.
В Горном Алтае, в отличие, скажем, от курортной Белокурихи, результаты не столь блестящие, но и здесь туроператоры отмечают рост продаж в зимний период.
Впереди самый лакомый или высокий туристический сезон — лето-2015. Что ждать от него?
Представители алтайского турбизнеса ожидают увеличение летнего турпотока из-за падения спроса на туры за рубеж, но говорят об этом крайне осторожно. Помимо разорительного из-за разгула стихии прошлого года, им предстоит еще покрыть непредвиденные расходы предстоящего. Поднявшиеся цены на всё, потребуют корректировки цен на питание для туристов, а также на транспортные расходы. К тому же в Горном Алтае цены на летний отдых последние годы ни разу не повышались, хотя инфляция при этом ни куда не исчезала.
Руководитель Ассоциации туристских организаций Республики Алтай (АТОРА) Сергей Зяблицкий в интервью RATA-news объяснил это на конкретных примерах.
— Власти говорят, что инфляция будет на уровне 12%, но позиции, востребованные в сфере туризма, особенно продукты питания, уже сейчас подорожали в полтора-два раза. Маржи в нашем бизнесе практически не остается. Три последних года мы держали цены и за счет этого сохраняли клиентов. Но с 1 мая будем вынуждены поднять стоимость питания на 15-20%. Иначе ухудшим качество питания для туристов. Также подорожают транспортные услуги, потому что стоимость ГСМ тоже выросла. К тому же появились побочные расходы, связанные с внедрением системы ГЛОНАС, выводом из эксплуатации транспортных средств старше 10 лет и т. д. При этом цены на проживание и прокат туристского снаряжения останутся на прежнем уровне.
Весьма показательную картину о ценах в летний сезон на Алтае представил портал ИД «Алтапресс», опросивший участников туристического рынка.
Павел Есипов,
руководитель отдела продаж компании "К-Тревел":
О своих ценах на средства размещения уже сообщили многие, но пока не все. На собственные объекты ("Ареда 1", "Берель", "Коттеджи в Узнезе") мы цены не поднимали. Некоторые наши туркомплексы-партнеры тоже оставили прежние цены, а некоторые подняли на 10%. Есть и турбазы, которые подняли цены на 40%. Это гостиничные комплексы, принадлежащие москвичам, у них своя ценовая политика. Плюс в плане оснащения у них очень мало конкурентов на Алтае — может поэтому и подняли.
Татьяна Албински,
директор турфирмы "Бархатный сезон":
Некоторые объекты размещения, с которыми мы работаем, уже сформировали летние цены. Относительно прошлого года кто-то остался на том же уровне, кто-то добавит 10-15%. Прибавка в 200-300 рублей к стоимости стандартного номера за 2-3 тыс. рублей в сутки — это еще нормально. Кто-то прибавил 100 рублей. Думаю, значительное повышение цен не нужно, сейчас надо стараться привлекать туристов. Сейчас к нам уже поступают запросы на лето, в том числе из других регионов. Пока у нас хорошие прогнозы на сезон.
Сергей Плотников,
директор турфирмы "Алтайское туристическое бюро":
Цены по Алтаю вырастут в среднем на 15%: где-то на 12%, где-то на 20%. Это с одной стороны связано с инфляцией. А с другой — с тем, что раньше местные отели конкурировали с заграницей. И были вынуждены порой работать себе в убыток. Рафтинг на Алтае мог стоить столько же, сколько рафтинг в Норвегии. Сейчас, в связи с изменением курсов валют, люди будут подтягивать цены до рентабельных позиций. Не могу сказать, что я жду какого-то пика продаж летом, но хороший рост спроса должен быть.
Фото: Александр Демьянов.