Анатолий Мачиешан в Чемальском районе человек известный. Он постоянно где-нибудь заседает, выступает на всевозможных собраниях в защиту природы. Бесплатно развешивает по районному центру разные баннеры с призывом читать классическую литературу, правильно говорить по-русски, убирать за собой мусор. Иной раз можно видеть, как он с двухколесной тележкой бродит по селу и складывает в нее мешки с пустыми пластиковыми бутылками, алюминиевыми банками из-под пива. Это не простая акция, а целенаправленная работа. Он дает объявление в местных газетах, люди сообщают ему по телефону, что, например, набрали столько-то пустых пластиковых бутылок. Без тележки в таком случае не обойтись.
Он особенный. И таких, как он, видно за версту. Анатолий не только обладает даром убеждения и определенными ораторскими данными, но и внешне отличается от остальных сельчан. На его лице густая темная борода, глаза смотрят на мир открыто и с добротой. Обычная его одежда больше походит на одеяние древнего русского человека. Это длинная рубаха, замысловатый поясок и сапоги; да, обычные сапоги, в которых он чаще всего передвигается по дорогам райцентра.
Как сказал герой сериала «Воронины» Николай Петрович, у человека судьба простая – роддом, детский сад, школа, ПТУ, завод, пенсия, кладбище. Простая последовательность, но у каждого она наполнена различным содержанием. Небольшой отрезок времени, что предоставляется судьбой для реализации жизненных целей, если не лезть в бутылку и не задумываться об этой самой цели, заполнен сегодня материальными делами, связанными с добычей средств для проживания и пропитания. Кому-то требуется немного больше, чем упомянуто в этом списке, но эти люди просто не задумываются о конечности бытия и увлечены накоплением всякого ненужного барахла. Необозримые просторы нашей Родины породили в нас представление, что навредить как-то природной среде мы не сможем. Места у нас много, и кажется, что земли хватит на всё, в том числе и на мусор. Но последние годы, когда потребление современного индивидуума выросло в разы, взорам горожанина и сельского жителя всё чаще стали попадаться на глаза результаты его жизнедеятельности. И особенно это заметно в городской среде. Именно оттуда, из города, и приехал к нам в горы Анатолий Мачиешан.
- Какие обстоятельства подвигли тебя к действиям по защите природы?
- Дело в том, - говорит Анатолий, - что я долгое время жил на помойке… У нее есть название: Новосибирск. 35 лет отдал этому городу… Коренной новосибирец, родители приехали туда, а я появился там на свет. В динамике, наблюдая за состоянием городских улиц, дворов, можно видеть, что он становится всё хуже и хуже для нормального человека. В каждый момент времени, если рассматривать фотоснимки, город прекрасен. Он красив, даже удобен для людей, но не для отдельного человека.
- Поясни, странное высказывание...
- Например, пешеходный переход над оживленной автомобильной трассой. Это хорошо! Но хорошо для людей вообще - а для отдельного человека, который выходит из автобуса и должен тащиться с сумками метров триста до этого самого перехода – плохо! В Новосибирске прямых путей почти не стало. Жил я в самом эпицентре города. Это набережная Оби, рядом гостиница «Обь», Красный проспект и т.д. В праздники, когда огромное скопление людей движется по проспекту, остаются пустые бутылки, помеченные углы частных гаражей, море грязной бумаги и даже остатки пищи. Я после праздника, например, 9 мая ходил, и двор свой буквально мыл. Запах ужасный! Наш двор проходной и поэтому в него очень удобно забегать страждущим. А так как праздников в России много, такое положение начало надоедать.
Мы с женой решили переехать в Чемал. Здесь можно повторить то, о чем я говорил вначале. Если брать отдельные картинки природы, то место просто замечательное, но, присмотревшись, можно увидеть все элементы городского загрязнения. То есть тенденция накопления мусора в городских кварталах и в сельских поселениях одна и та же. И она опасна по своей сути! Нам сложно реагировать на изменение обстановки – считаем, что у нас земли много. Пока есть место, куда можно складировать мусор, но скоро его не станет! Я помню, как часто на заседаниях общественной организации «Сакральный Алтай» люди говорили о сохранении природы, она сакральная и т.д. Надо сохранить, защитить… Но это всё слова! Мне дали слово, и я сказал следующее: «Ребята, пока «лицо не мыто», о какой сакральности можно говорить?! Скалы все исписаны! Мы уже привыкли и ходим рядом, не замечая росписи краской! Давайте, вначале отмоем «лицо», а затем уже заставим наших гостей уважать наш Алтай!»
- Анатолий, что ты предлагаешь? Перевоспитать людей? Это же сложнейший процесс.
- Я не зациклен на собирании тех же бутылок и банок. Основная мысль, что я пытаюсь донести до общества – это изменение сознания. Есть люди, которым всё по боку, они просто могут взять свой мусор и выбросить в Катунь, не обращая внимания на то, что это приведет к отравлению воды и находящихся в ней рыб. Они могут говорить о том, что им не хватает денег или у них нет возможности отвезти мусор на свалку и т.д. С такими сложно даже говорить. Их надо сразу наказывать рублем, чтобы возник стабильный рефлекс, что это делать нельзя - накажут. Но в их действиях есть определенная логика, но она в корне неверная. Они спокойно смотрят, как туристы бросают мусор. Потому что местные тоже бросают в Катунь мусор со словами: пусть плывёт к ним в Новосибирск… Это костное мышление! Уже ничего не сделаешь. А есть те, у кого пластическое сознание, оно способно меняться под воздействием различных условий. Их можно убеждать словами, визуальной агитацией с помощью плакатов, просто убеждать, что раз ты любишь свой родной край, то не бросай мусор куда попало!
- Но как это сделать? Чтобы убедить человека изменить свое отношение к утилизации мусора, должно, наверное, пройти лет сто?
- Нет, всё больше тех, кто действительно радеет за родное село. Тех, кто не будет бросать бумажку в сторону от себя, а скомкает ее и положит в карман, чтобы принести домой и там засунуть в печь. Как правило, такие люди о себе особо не говорят. Я пошел немного дальше – я стал об этом говорить! Есть повальное явление в нашей жизни – сотни тысяч окурков сигарет, валяющихся везде, где проходил когда-то курящий человек. Это плохая привычка. Конечно, надо в первую очередь говорить о вреде самого курения, но не забывать и о том, что те же окурки возле тротуаров, общественных мест создают грязь. Моя задача – хоть как-то повлиять на сознание людей, чтобы они стали относиться к родному селу более ответственно, не бросали бы мусор где попало. Если это произойдет, то наш район станет действительно настоящим раем на земле.
- С чего начать? А то мы с тобой о мусоре можем долго говорить…
- В первую очередь необходимо организовать очистку территории всего райцентра и других сёл района. Если наши села будут выглядеть чистыми, туристы не посмеют бросать мусор где попало. Это проверено на практике в других странах. Люди везде одинаковы: если кругом грязь, они ее увеличивают. И наоборот! Местные жители пока ещё своеобразно относятся к уборке мусора и сохранению чистоты. Им трудно привыкнуть к мысли, что за это необходимо платить. Им проще выкинуть отходы в реку. Приезжим, хлебнувшим со дна городской жизни, хотелось бы поддержать природу Алтая. Им понятно, что за утилизацию мусора надо платить. Не всем понятно, но таких большинство. Когда я приехал в Чемальский район, в Аскате можно было гулять босиком по земле. Прошло несколько лет, изменения налицо. В лесу можно еще гулять, но кругом лежат бутылки. Они еще не битые, но уже лежат! Я как-то прошлой весной, когда еще снег не сошел полностью, проходил по берегу Катуни от Аската до Аноса. Узкая полоска берега от дороги до русла реки буквально завалена фунфыриками! Это пойло туристы не потребляют! Вообще, честно говоря, русский человек на отдыхе – это отвратительное создание! У нас отдыхающий ведет себя, как настоящий оккупант… Для него всё дозволено! Он царь и бог в этой забытой деревне. Хочу - машину помою в реке, хочу - мусор брошу и т.д. У него нет никаких моральных тормозов. Но чаще всего он так поступает, потому что видит: местные относятся к природе не лучше! И в этом трагедия здешней природы!
- Откуда пришла идея установить пятилитровые емкости в магазинах для сбора отслуживших свой срок батареек?
- Это самый не затратный способ заставить человека задуматься об утилизации батареек. Первый этап - начало сортировки своих отходов! Люди действительно задумались о том, что это опасный вид отходов. К тому же появилось место для их утилизации. Абсолютно без рекламы эта штука стала действовать. Люди аккуратно складывают батарейки в бутыли, рядом, почему-то стали складывать люминесцентные лампы. Это, конечно, перебор, но так как приём таких ламп пока не организован, их отчасти понять можно. В любом случае в Чемале, видимо, большая часть батареек собирается и утилизируется, благодаря пластиковым бутылям, стоящим у входов в магазины. Одна батарейка может нанести вред земле, как одна пачка соли, даже хуже. Если высыпать килограмм соли в огород, то минимум квадратный метр земли придет в негодность. Поэтому налаживание утилизации батареек – важнейшая задача нынешнего поколения людей.
- Что делать с полиэтиленовыми и другими пластиковыми упаковками?
- Большая проблема для нашего района! Думаю, что пока будут производиться такие упаковки, мы не сможем решить проблему их утилизации. Это мы оплачиваем вроде как бесплатные полиэтиленовые пакеты, куда складываются определенные виды продуктов. Если раньше селедку заворачивали в грубую коричневую бумагу, то сегодня – тонкий пластик. Его сложно утилизировать. Единственный выход – уменьшение объема мешков с помощью тех же пятилитровых бутылей. Сжимаем мешок и заталкиваем в бутыль. Количество мешков в такой емкости – довольно большое. Ущерб для природы, таким образом, уменьшается.
- Есть ли возможность сельскому жителю куда-нибудь сдать вторсырье?
- В том то и дело, что в городах имеются пункты приема стекла, бумаги, полиэтилена и т.д. У нас же нет! И дело все в том, что в городах есть определенная прослойка жителей, которым выгодно рыться в отходах и извлекать оттуда вторсырье. У нас таких мало, почти нет. Мы живем лучше! И к тому же разрушилось такое понятие, как соборность. В СССР мы жили общественным сознанием, вместе выходили на субботники, вместе ходили на демонстрации, стояли в очередях… В общем, были более сплоченными. Это к началу перестройки отдельным гражданам захотелось иметь в квартире румынский гарнитур, стенку, набор бытовой техники и т.д. Мы расслоились по доходам, распались на отдельные атомы, чего, кстати, с нами и хотели сделать забугорные «друзья».
Вместе мы сила, а по отдельности – как разрозненные ветки из обычного веника. Одну ветку сломать легко, а попробуй весь веник! Это как русский народный танец – хоровод. Массы людей, под руководством лидеров, делают одно общее дело. Делают сознательно, поэтому хоровод – красивое зрелище. Точно так же всё общество должно осознанно относиться к чистоте родного села. Каждый в своем доме, в своей ограде и рядом с ней должен поддерживать порядок. Тогда всё село станет чище. Наши дети не сумеют бросить упаковку на землю, зная, например, что за это могут получить порицание от любого сельчанина. К тому же если родители постоянно будут внушать ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо в отношении мусора, тогда процесс очищения пойдет быстрее.
- Что поможет нам собраться и вспомнить, что мы люди?
- Кровавый пинок! Нечто страшное, что должно произойти, чтобы мы смогли консолидироваться. Если исходить из реалий, то мы начинаем собираться только под внешним давлением. В этом отношении даже наши руководители частенько не понимают всей глубины проблемы мусора. Они относятся ко мне довольно хорошо. «Какой ты молодец! Как хорошо, что ты есть!» Я доволен, что меня вроде бы поддержали, но в остальном – иди «мальчик» отсюда, не мешай нам заниматься более серьёзными делами! Они люди важные, бумаги пишут. Делаю вывод – не хватает нам, руководству района да и всей республики, государственного видения, государственного подхода к проблемам, возникающим на пути прогресса, на пути решения задач, стоящих перед обществом. И когда оно появится, сказать сложно.