По кровавому следу Трёх Маралух

15.02.2012

Просмотров:

4621

Акай Кине рассуждает о знаках, которые нам подаёт Хозяин Алтая




Мне кажется, что у нас на Алтае каждый слышал удивительные истории про знаки, которые подаёт Хозяин Алтая, когда тот или иной охотник начинает переходить через границы дозволенных правил потребления даров Природы. Даже эпическое сказание «Когутей Мерген» служит уроком для алчных и кровожадных охотников. Коротко можно так пересказать эту «сказку».

…Жил-был величайший охотник на Алтае и не зря его нарекают именем Мерген — меткий, быстрый, ловкий. Когутей был прекрасным охотником. Но с какого-то момента он переходит через границы необходимого для пропитания. Увлекшись своей удачливостью и лихостью в охоте, он начинает уничтожать вокруг всё живое ради забавы и наживы.

Весь животный мир начинает содрогаться от одного упоминания его имени. Уже зверя не стало вокруг. Всё живое начинает убегать, спасаясь от Когутея Мергена. А тот ещё больше звереет, уничтожает все живоё, без разбору, включая и женские особи, их детенышей. Весь мир взмолился и решил обратиться к Хозяину Алтая с просьбой помочь совладать с этой злой силой. И тогда не выдержал Хозяин Алтая и отправил трёх небесных маралух – мыйгак в срединный мир для умиротворения злого Когутея.

Во время охоты Когутей увидел трех маралух – мыйгаков и несмотря на запрет предков не охотиться, не убивать женскую особь, он бросается в погоню за ними, чтобы убить и сделать их своей добычей. Но несмотря на удаль и силу он не может достать их ни меткими стрелами, ни на лихом своем коне не может их догнать... Войдя в охотничий раж, в порыве алчности и стремлении убить мыйгаков он не замечает, что мыйгаки взмывают в Небо. И он тоже на своей лошади взлетает вверх за своей добычей. На веки вечные остаётся он в звёздном небе и следует там за тремя маралухами в злобной надежде добыть их. А Алтай с той поры стал жить в благоденствии и процветать без злого и алчного Когутея Мергена.

Охота на Алтае всегда была образом жизни, в ней заложены строгие правила не только добывания дичи, но и бережного отношения для сохранения и развития популяции. Алтаец был рачительным хозяином. Брал из Природы только по мере надобности. А если наступали времена Когутеев, то старались предупредить и остановить таковых, чтобы сберечь Алтай, но в то же время оградить род Когутеев от самоуничтожения. Но этот род всегда возрождается из алчности и стремления нажиться за счет Алтая.

Многим кажется, что на Алтае всё даётся просто так. А то, что даётся на дармовщину, почему бы не использовать для низменных желаний наживы и разгона бодрящего адреналина в крови. Почувствовать себя этаким самцом неандертальского периода или современным хищником – кому как больше нравится. Между тем, многие алтайцы знают всевозможные истории предупреждения со стороны Хан-Алтая в адрес таких вот современных Когутеев. Он – Хозяин Алтая - всегда милостив, всегда жалеет нерадивых своих детей. И всегда, если кто-то переходит грань дозволенного, он посылает Знаки.

Жил-был в старые времена охотник Jолду — до того удачливый, что все только диву давались. С любой охоты без добычи никогда не возвращался. Раз пошёл он на охоту и видит: встаёт перед ним Марал, но марал необычный – оседланный. Инстинкт добытчика сработал. Моментально взял на мушку зверя и выстрелил. А ночью, во сне, приходит к нему старик седобородый и корит его за алчность и кровожадность. Показывает место где он убил оленя с седлом, а там вместо одного оленя лежат все 12 оленей...

«Ты уничтожил всё мое священное – ыйык стадо. Но коль скоро у тебя много детей, я даю тебе шанс, чтобы выжили твои дети, и остался на земле твой род - ты дашь мне зарок больше никогда не охотиться и не уничтожать мою белую живность. И не только ты, а весь твой род, все вы будете отныне зарабатывать на жизнь силою своих рук. Станете мастеровыми по дереву и железу. Тем самым вы будете прощены...»

Многие могут знать эту историю и наверняка знают тот род мастеровых. Но это что касается одного человека, одного рода. Хуже всего, когда знаки начинают давать для всего живого на земле. Все помнят, особенно люди прожившие большую жизнь, наши аксакалы, что перед войной начали случаться невообразимые вещи. Вдруг много диких животных стали себя вести неадекватно. Начали выходить в села, в места обиталищ человека как бы для заклания, в жертву. Многих, конечно, беспощадно убивали. А потом – война.

Помню, в детстве забежала косуля в деревню, и все мужики с ружьями носились между домов, загоняя бедное животное. Кому-то тогда «повезло», и он в глазах всех «охотников» выглядел настоящим Мергеном. А старики  осудили горе-«охотника» и высказали опасения по поводу его будущего. Так оно и случилось. 
Все мы помним, как в один год, вдруг после начала мощных строительных работ при возведении дороги в сторону Урлу-Аспака зимой невероятное количество медведей вышли из своих берлог и стали опасными для человека. Наше правительство, естественно, отдало распоряжение на кровавую расправу без всякого сожаления над этими символами «Единой России». А теперь у партийных «медведей» - свои проблемы.

В цивилизованных странах нашли бы формы, как помочь, как спасти этих животных. А вспомните нашего бесславного наследника Когутея - предпринимателя Новоселова. Ведь в то время Антон Юданов писал и предупреждал за его охоты на маралов в священной тайге Кара Кая. Это были не просто охоты, а целые заготовки мяса для «элиты». Не услышал… И он теперь тоже на небесах.

А сколько таких случаев по всему Алтаю, сколько народу пало за жестокое обращение с богатствами Алтая. Поплатились жизнью и здоровьем. И всё неймётся им. Целая политика нынешних властей Республики Алтай выстроена на лоббирование своих интересов через охоту и другие экзотические вещи. Но до чего это нас доведёт? К чему придём? Кто-нибудь задавался этим вопросом?

После землетрясения в Бельтире лошадь, попавшая в громадную трещину, была спасена работниками МЧС, но это была жертвенная лошадь, и она все равно отдала за нас свою жизнь. Она бросилась в яму для проведения «купки» овец и сама сломала себе хребет. Как это объяснить? Знающие люди сказали, что если бы она не отдала себя на заклание, то было бы новое землетрясение с множеством человеческих жертв.

Все мы сегодня просто потрясены участившимися случаями суицида в нашей республике. Но это ведь продолжается на протяжении нескольких лет. Достоянием гласности стали только последние случаи. А почему наши дети добровольно расстаются с жизнью? Никто не пытался найти на это ответ? Почему в наших деревнях всё чаще появляются дикие животные, страдающие бешенством?

Но самый страшный знак – это белге, которое не могло даже во сне   привидеться нашим предкам, ни в каких сказках и легендах всего мира такое не найти. Это уже проклятие нового времени — массовое самоубийство животных, когда киты выбрасываются из замасленного океана, а у нас сам хозяин тайги, тотем – священное животное многих древних родов — добровольно топится в Катуни, не где-нибудь, а именно в священной для алтайцев реке, которая испокон веков была для нас символом женского начала.

Это было в августе 2007 года, когда разворачивались работы на «Бирюзовой Катуни», и когда краевое начальство бредило планами создания игорной зоны «Сибирская монета». Медведь вышел из леса и забрался на мост в районе «Бирюзовой Катуни». А потом он спрыгнул с моста и, ударившись головой о камень, медведь утонул. Это было его самоубийство. Или это был зловещий знак, которого никто из власть имущих не захотел принять?

Медведь - животное, название которого алтайцами принято всуе не назвать (принято напрямую не называть его айу, а обращаться уважительно – орокон, маjалай…) Это было очередное предупреждение, знак Хозяина Алтая. И если мы, ныне живущие, не способны слышать и правильно понимать это, не способны сделать должных выводов, то как знать, чем это закончится? Есть тысячелетний опыт наших предков, через который мы, современники, пытаясь перешагнуть, в который раз наступаем на грабли. И, не делая правильных выводов, всё так же будем убивать океан, ковыряться не по делу в земле, убивать священных архаров и не думать, чем же всё это закончится.

И вот уже на месте светлого города мечты, который хотел возвести Чорос-Гуркин, мы на «ура» всем скопом строим самый большой, настоящий платоновский «котлован» в сокровенной точке Алтая. Оглянитесь: совсем рядом, в месторождении черного угля, есть самый большой разрез от советского периода, и там заговорила возмущенная земля, забеспокоился даже сам князь Тулеев, а объяснений этому нет. Почему вдруг «проснулась» земля?

Учёные высказывают самые разные предположения. Нет, чтобы вспомнить телеутов из сёл Беково и Шанды, которые уже несколько десятков лет говорят об уничтожении святой горы, о гибели источника, и повторяют всем, что давно уже рассерженный белый волк ушёл из Бачатской степи, давно здесь не увидишь не только оленя, но и солнце редко глаз свой кажет. Но разве кто-нибудь слышит их?

На репродукции: Сергей Дыков. "Оленный источник".

 

Метки

Добавить комментарий