«…И будет тогда ликовать Алтай»

Марианна Яцышина
08.10.2012

Просмотров:

6921

Пришло время готовиться в обратный путь — к матери Умай-Эне



У каждого человека  есть право ощутить внутри себя силу воина и героя, который способен влиять на судьбу человечества. Такой человек не побоится осознать  и принять ответственность за свою Землю. В древнетюркском прошлом Алтая  преобладало героическое мироощущение. Оно заключалось в умении бороться за правду, в смелости искать самостоятельно свое место в мире. Это свойственно воину, герою древних кочевий. Мы можем и сейчас видеть зримые явления этого мироощущения в виде кезер-ташей, каменных скульптур, посвященных памяти умерших или погибших в боях тюркских воинов.

Кезерташ – это памятник  индивидуальному героическому поступку.  Важность этих памятников не только в их художественных и исторических  достоинствах. Это первое несомненное изображение простого человека – воина. Если в предыдущих эпохах на стелах изображались боги, духи, покровители, предки, то с кезерташами  дело обстоит иначе. Это уже не символический первопредок, а  мемориальная стела вполне реального героя, человека своего времени.  В этих  удивительных образцах монументальной каменной скульптуры выражена новая психология, новый дух той эпохи. Погружение в древнюю историю вдохновляет на день сегодняшний и на завтрашний путь.

Несомненно, в нас течет кровь наших предков, которые из подвижных скотоводов превратились в непобедимых всадников, сплоченных в мощные объединения. Впоследствии  эти объединения стали предшественниками будущих империй.

Сейчас будущее  одного из самых  красивых регионов России — это и наше будущее, и наши решения.  И раз  выпало нам право и честь жить на этой прекрасной земле, трудиться, любить, странствовать, страдать и познавать, то примем подобно героям древних кочевий всю меру ответственности. Не побоимся, не промолчим, не навредим и не позволим сердцу умолкнуть.

На сегодняшний день Алтай возвышается, подобно многовековой стеле, над четырьмя огромными государствами. Сохраняя еще естественные природные ландшафты,  высокую степень биоразнообразия, сравнительно небольшую плотность населения, ведущего в основном традиционный образ жизни, и пока ещё богатый природно-ресурсный потенциал.  Геополитическая расстановка сил вокруг самого горного региона на востоке России остра и неоднозначна. Эта неоднозначность заключается как в губительном, так и в положительном влиянии крупных мировых держав  на судьбу республики. Неоднозначность есть во внутренних проблемах каждого района, в любой нашей семье, даже в судьбе еще не родившегося ребенка.

Глубокий кризис, который происходит во всем мире, проникает на Алтай, где проявляется даже в более острых формах. Разрушение традиционного хозяйственного уклада, необеспеченность большинства населения, коррупция, социальная инертность происходят на фоне потенциальных возможностей региона.



Один из красивейших уголков Горного Алтая — наш Усть-Коксинский район. Яркая мозаика разных времен и культур складывается из исторических объектов и памятников Природы, расположенных в нашем районе. Сельское поселение Усть–Кокса, стоящее на слиянии двух прекрасных сестер Катуни и Коксы, являет собой тот центр, где встречаются  реки, образуя единое русло. В крупные реки впадают множество ручьев, речушек и родников. Далеко не все эти маленькие живые артерии сохранились до наших дней. Первозданная красота, которой славен Усть-Коксинский район, всё больше остаётся в прошлом.

Выветренные поля, замусоренные пустыри, стихийные свалки, новообразованные эрозийные участки, срубленные вековые деревья — наши сегодняшние реалии. Когда люди выходят в воскресный день отдохнуть на берег реки или  поднимаются на ближайший  склон,  их там ожидают разбитое стекло,  пластиковые бутылки и все последствия нетрезвого отдыха. Каждый разумный человек согласится, что гораздо выгоднее и проще не замусоривать территорию вокруг, научиться сортировать отходы в рамках своего подворья и в конце концов, подойти к цивилизованному способу их переработки. Никакая одноразовая акция не спасёт нас от безобразия, если мы не будем каждодневно помнить и следить за чистотой наших дворов, сёл, полей, берегов, лесов и горных склонов.

Чем последующие поколения смогут восполнить страшный ущерб, который  наносится сегодняшним безумием и легкомыслием?

Как, например, будет в ближайшей перспективе восполняться потребность в лекарственных растениях, которые произрастают в живой нетронутой нашей «цивилизацией» природе? Лекарственная активность алтайских корней, трав и цветов очень высока, но сборы этих даров Природы ведутся варварскими методами.

По заказу всевозможных фито-компаний и перекупщиков за один только сезон изрываются и обезображиваются без преувеличения  ГОРЫ. На такой промысел выходит, как правило, та часть населения, которую принято называть «группой социального риска». Многие местные жители выражают боль и тревогу за расхищение родного края, но до сих пор не приняты конкретные и суровые меры по сохранению растительного и животного мира. До сих пор всерьез не контролируется охота, вырубка ценных пород деревьев, утилизация бытовых отходов. Кроме прописанных законов и штрафов, крайне нужны патрули из местных граждан, яркие молодежные акции, экологическая грамотность не только местного населения, но и многочисленных гостей нашего района.



Каждое лето на местах туристических баз растут мусорные кучи. Вдоль всех дорог валяются пластиковые бутылки и всевозможные упаковки. Бездумно  выброшенные из окон проезжающих машин, эти нелепые следы «цивилизации» выглядят совсем непристойно на фоне могучих хребтов. Почти на всех живописных  стоянках, у священных родников — всё те же пластиковые отходы и нечистоты. Всё меньше остается полноценных  деревьев вокруг стоянок, а это наиболее живописные места туристических маршрутов, которые рекламируются в глянцевых буклетах как «жемчужины Горного Алтая». Прозрачные горные потоки словно смущаются этой человеческой дикости, птицы тревожно кружатся над этими раскинутыми повсюду следами «отдыха» и повседневности.

Что заставляет людей не убрать за собой после ночлега или пикника, намусорить около источника?  Выбросить из окна машины бутылку? Непонимание?

Неосознанность? Нетрезвость? Всё вместе и всё с приставкой – «не». Какие силы должны вмешаться, чтобы остановить повальное равнодушие к своей Земле? Навести порядок не только на своём дворе, по берегам рек и ручьёв, в парках и рощах, но и в своей душе – это такой же гражданский долг, как и защита Родины. Долг перед родным краем, перед нашими детьми и дань уважения нашим предкам.

Важно заметить, что вместе с потоком нерешенных правильным образом задач, равнодушия и преступлений  выросло и количество стихийных бедствий, обрушившихся  в последние годы на Горный Алтай. Небывалое землетрясение осенью 2003 года, последствия которого до сих пор не могут до конца устранить, при этом подземные толчки продолжаются в разных местах по всей республике, привнося еще почти не исследованные изменения во всю экосистему. Среди населения выросло количество самоубийств, особенно, среди подростков. Угрожающие цифры статистики по женскому алкоголизму, венерическим заболеваниям, количеству наркозависимой молодежи...

Повсеместно наблюдается всплеск клещевого энцефалита. Вырубка хвойных лесов приводит к размножению клеща, к участившимся пылевым бурям, к частым ветрам, которые иссушают пастбища и  огороды. Дровяное отопление до сих пор остаётся единственным источником тепла в частных домах, альтернативные источники получения  энергии пока очень мало кто может себе позволить. Запасы строевого леса давно истощились, а объемы  вырубки, тем не менее, только растут, без должного восполнения.

Каждого разумного человека, конечно, будут возмущать расхищение и безумие по отношению к своему родному краю, но, однако оно продолжается. К счастью, есть еще люди, организации, общества, которые активно  противостоят  разрушительным силам, и на них единственная сейчас надежда.



Когда смотришь на Алтай, поднявшись на перевал,  с трудом укладывается в голове, что можно разворотить и размолотить землю так, чтобы никакая растительность и особенности горного ландшафта не помешали заложить в траншеи газовую трубу, построить автомобильную трассу и разместить  компрессорные станции. А потом вместе с грузовиками поедут автобусы с туристами, ведь горы вокруг останутся, будут восходы и закаты, дожди и снега. Только будут ли эдельвейсы, и будут ли журавли? Так ли будут выглядеть курганы и свободно раскинутые русла рек?

На первый взгляд, всё та же неоднозначность. Ведь альтернативное  отопление, хорошие дороги,  трудоустройство людей, развитие туризма и есть первоочередные задачи, стоящие перед пока еще экономически отсталым регионом.  Наша позиция заключается не в том, чтобы лишаться  энергоснабжения и нормальных условий жизни, а в том, чтобы СОГЛАСОВАТЬ свой образ жизни с Законами Природы и разумным применением современных технологий, в развитии малоэнергоемких производств на основе автономных сил энергообеспечения. Мы не хотим жить в системе подменных ценностей, где нам будут предлагаться  такие решения, которые в конечном итоге приведут к гибели Природы на Земле. Наша сознательность позволит не замкнуться в той цепи последствий, которые мы видим сейчас.

Вспоминаются пластиковые бутылки вдоль всех дорог. Сначала брошенная на землю бутылка, которая не разложится пару сотен лет, потом свалки бытовых отходов за каждым населенным пунктом, где коровы поедают вместе с травой пакеты и отравляются, а потом уже уместны чудовищная гидроэлектростанции, сомнительно выгодный местному населению газопровод, новые трассы, чтобы вывозить лес, целебные корни и  минеральные удобрения. Если подобные строительства принесут региону изменения климата, селевые потоки, заболевания, связанные с ртутными аномалиями, потерю археологических памятников, природных территорий, курортных зон, учащение сейсмоактивности, как возможно называть это выгодным?

Земля явно не для того была рождена, чтобы стать пустыней и свалкой. Естественное желание, знакомое многим, - сохранить, не тронуть, не исказить первоначальную Её красоту. Присутствовать, но не нарушить ничего своим присутствием. Растения, животные, вода, воздух и земля должны оставаться жизнеобеспечивающими элементами нашего существования. Они - часть нас самих. Их великая любовь состоит в том, что они отдают себя нам, интегрируются в эволюционный процесс вместе с нами и преобразуются нашей деятельностью.

Всё хорошо в меру. И дороги, и промышленность, и развлекательные комплексы, и заповедники. Во всем необходимо чувство меры. Понимание  равновесия  между  тем, что дозволенно, а что уже излишне. Что – допустимо, и что – преступно. Выгодно иметь свое электроснабжение, продавать природное сырье, выгодно иметь торговые отношения с крупными соседними государствами, но насколько выгодно обезображивать Землю, которая досталась нам «в наследство от наших детей»?  Бульдозеры, трактора, строительство объектов, изуродованные ландшафты, перекрытые плотинами реки, выкорчеванные деревья и затоптанные цветы... И насколько ЭТО выгодно нашим детям?

Неужели за нас решают в просторных кабинетах, и за журавлей решают, и за скифский курган, и за семью чабана в войлочной юрте?



На примере Горного Алтая, сравнительно небольшой точки на карте, мы прослеживаем общую для всех живых уголков драму Планеты.

Но все же есть надежда, что  глубинная духовная культура Алтая, вековая мудрость народа найдут ключи к решению сегодняшних задач.

«Алтай – самое благоприятное место для сохранения культуры», — писал Лев Николаевич Гумилев, о чем свидетельствуют многочисленные археологические,  исторические памятники, документы и исследования. Алтай воспринимается как колыбель евразийских народов, как земля, где формировались различные этносы. Символически Алтай является нашей Праматерью. Ак Эне переводится с алтайского языка как Белая Мать - Мать Примирительница. Белый — цвет мира и сохранения. Любовь к родной Матери Земле, и почитание женского материнского начала – одна из важнейших черт мировоззрения у всех народов.

Вот выдержка из культурного наследия индейцев Америки: "Земля была создана при помощи Солнца, и таковой ей и надлежит быть. Земля была создана без границ и межей, и негоже человеку делить её. Земля - Мать, она священна. Каждый шаг по ней должен быть как молитва".

В алтайском молитвенном обращении есть такие слова:

«Мать Умай! Мать Огня, что теплом одаряешь,
днем и ночью о нас ты печешься – охраняешь от всяких напастей!
Обратиться к Тебе можно в каждый светлый день – 
к людям приветлива Ты!»

Так звучит в сибирских молениях. Умай-Эне — это имя древнетюркской Богини, олицетворяющей материнство, плодородие и доброту. Она покровительствует всему живому и является  Матерью всех матерей. Она умиротворяет войны, дарит животным хорошее потомство, растениям процветание, а людям радость и любовь друг к другу. Потомки древних тюрков современные алтайцы продолжают и по сей день чтить Мать Умай.

Само местонахождение Алтая в самом сердце евразийского материка располагает к объемному видению мировых процессов. Развитие экономики - не самоцель, а лишь средство для гармоничной  жизни людей и всего живого в естественном природном окружении.

Уже сегодня Алтай становится курортом всероссийского значения и объектом международного экологического туризма. Будущее Алтайских синих гор заключается в развитии малоэнергоемких производств на основе автономных сил энергообеспечения.  Рациональное  и непотребительское использование природных ресурсов Горного Алтая станет основой социально- экономически развитого, духовного, научного и культурного места на Планете Земля.

За нами остается право выбора. И если я отказываюсь принять и примириться с неумолимой гибелью Живой Земли, то буду делать то, что в состоянии делать своими силами. Осознанно разделять бытовые отходы, сажать деревья, ухаживать за источниками, не рвать цветы, не охотиться на зверей. Не принимать участие в строительстве плотин или газопровода через заповедную землю. И пусть это – капля в океане, но я точно знаю, что таких капель на самом деле очень много; так много, как бывает цветов на весенних высокогорных лугах.

«Если будет тебе не сладко, радуясь, иди ко мне обратно в горы. Тогда я встречу тебя и обласкаю. И будет тогда ликовать Алтай. Он будет рад, что тайны его живут в курганах и курумах, что реки его шумят также бурно, ледники блестят по-прежнему, и туманы, сгущаясь, закрывают его могучее чело от взоров любопытных. Он будет рад, как ребенок». Это сказал Григорий Гуркин. Будут ли когда-нибудь его слова звучать с правительственных трибун?

Усть-Кокса.

Метки

Добавить комментарий