Директор Алтайского заповедника Игорь Калмыков поделился интересным постом о древнейшей охоте, которая сохранилась в Монголии. Как оказывается, вести охоту на оленей можно рядом с волками, и это вовсе не фантазия из «Игры престолов». На фотографии Хамида Сардар-Афхами — мальчик, которого можно называть ловчим, по изначальной охотничьей традиции, давно утраченной большинством народов после одомашнивания собаки и появления скотоводства 10 тысяч лет назад.
Дукха — последнее кочевое племя тюркского происхождения, образ жизни которого зависит от разведения оленей. Олени дают людям этого племени не только молоко и сыр — на них ездят верхом и охотятся на диких животных. Их осталось не более 44 семей, от 200 до 400 человек. И если в 1970-х годах в собственности дукха насчитывалось около 2000 оленей, то теперь их около 600.
Монголы называют их цаатанами; этот этноним встречается также в числе родов хубсугульских урянхайцев и калмыков-торгоутов. По версии Г.Авляева, этноним цаатан — это сокращенная форма слова цагатан в значении «обладающие чем-то белым». В свою очередь, монгольский этнограф Бадамхатан, изучающий их культуру, указывает на то, что сами цаатаны считают себя урянхайскими уйгурами, а свой язык — уйгурским. Местом их компактного проживания остается северо-запад Монголии —Дархадская котловина, аймак Хувсгел.
Несмотря на свою малочисленность, дукха сохраняют богатый этнический состав, в том числе такие сеоки, как уруд (урат), каштаг, додот (тоду), аг-тоду, кара-тоду, соён (соян), чооду, чота, а также чорос, хойюк, куулар, маат и другие. По новейшим исследованиям генетиков, дукха в составе торгоутов по системе HLA маркеров наиболее близки халха-монголам (ойратам). Судя по тому, что монголы считают их обладателями «чего-то белого», можно предположить, что это связано с традиционными верованиями дукха. Они остаются хранителями традиционного шаманизма (57%), неверующих среди них 33%, и только 10% называют себя буддистами.
Фотограф Хамид Сардар-Афхами более десяти лет жил в Непале, где проводил исследования Тибета и Гималаев. После этого он решил отправиться в неизведанные уголки Монголии, чтобы лучше изучить жизнь кочевых племен, их уникальный образ жизни. Знаток санскрита, тибетского и монгольского языков, доктор философии Гарвардского университета лучше многих других подходил для знакомства с людьми из племени дукха, «последними кочевыми оленеводами Монголии».
Его фотографии — живые документы, рассказывающие об этом исчезающем племени, его почти утраченной культуры; еще есть фильм Хамида Сардар-Афхами «Оленеводы», в котором повествуется о семье номадов, переезжающей с места на место вслед за сезонными миграциями оленей.
В фильме раскрывается священный союз между людьми, духами предков и оленями. Кочевники передвигаются за стадом оленей через леса и долины Хувсгела. В священному лесу, где живут духи предков, дукха общаются с ними на языке песен. Зритель оказывается в самом центре удивительного события, объединяющего людей и животных в одном из самых диких районов Монголии — там, где люди до сих пор живут и охотятся подобно первобытным предкам, когда еще не было домашних собак, и люди с волками хорошо понимали друг друга: