У каждого народа свои элементы культуры, свои обычаи и традиции. Мы, видимо, находимся на таком отрезке времени, когда этническое вызывает кроме интереса ещё что-то. Люди изучают свою культуру, пропагандируют её, находят в ней собственную причастность к тому вечному, неоспоримому, иногда называемому «происхождением личности». В этом отношении значимую роль играют народные праздники, и один из них – ХI Межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая» – где в этот раз происходило на наших глазах как бы взаимопроникновение национальных культур.
Интересно то, что всякий народный праздник – это событие не только для людей одной национальности: если со сцены показывают русские обрядовые моменты, то среди артистов и зрителей могут оказаться представители других народов, в этом ничего особенного нет. Нынче фестиваль посвящался 255-летию вхождения Горного Алтая в состав России, 20-летию Республики Алтай, поэтому участники посвящали свои выступления единению разных культур.
Начало фестиваля, выступления руководителей республики и высоких гостей показались мне стандартным явлением для нашего времени, насыщенного политикой и популистскими заявлениями. В этот момент стараются говорить только хорошее. Подарки и пожелания счастья всем людям, населяющим Республику Алтай – всё это до боли знакомо и отчасти приятно. Но как раз это и стало той традицией, ради которой собирается огромное количество людей в одном месте, одетых в русские национальные костюмы, поющих множество песен, вызывающих восхищение, порой даже слёзы на глазах слушателей, иногда сочувствие и тоску - ведь среди них так много песен, повествующих о тяжкой доли мужчин и женщин, выживавших в старые времена в непростых природных условиях. И только изредка звучали весёлые и шуточные песни, скрашивающие тяжёлую долю нашего народа.
Всё как в жизни. Всё как в действительности, которая окружает нас. А есть ли возможность всем быть счастливыми? Даже фантасты не могут изобразить подобное общество, где всё гармонично и бесподобно справедливо. Да и есть ли оно вообще? Что интересно, русские крестьяне, искавшие Беловодье, здесь в Уймонской долине, кажется, обрели его, занимаясь привычным сельским хозяйством. Когда бы не власть, настигавшая их в поисках личной свободы даже здесь… Кто-то сказал, что труд – непреходящее мерило человеческого счастья. С этим не поспоришь. Песня, сопровождавшая людей во время посевной, уборки урожая, длинных зимних вечеров, давала душевное отдохновение и заряжала на дальнейший труд. Всё повторялось, как бесконечное и однообразное вращение нашей планеты вокруг Солнца под многовековое звучание русских народных песен, уносящихся в космические просторы с душами перешедших в другое измерение людей.
Субботним утром второго июльского дня в селе Верх-Уймон, где мирно соседствуют два музея, частный и государственный, начал собираться народ, чтобы, наверное, первый раз в жизни взглянуть на шедевры Николая Рериха в подлиннике. Вокруг двухэтажных деревянных зданий, где находились 60 полотен нашего великого соотечественника, теснились иномарки руководителей республики, Усть-Коксинского района, сенаторов из Совета Федерации, приглашенных на этот праздник и, собственно говоря, главных виновников торжества. Их вотчина в Верхней палате российского парламента — как раз культура.
Вели непринужденную беседу и зорко осматривали всех входящих бдительные охранники, чем-то даже вооруженные. Уже потом из пояснений музейных работников стала понятна эта предосторожность – оценочная стоимость одного полотна Н.Рериха - от ста тысяч долларов и выше. Народу собралось много.
Трибуна, установленная возле ограды, была безо всяких декораций, вместо них были горы, величественно вздымавшиеся вдали. В своих выступлениях все отдавали дань художнику, собравшему в этом далёком горном селе столько людей, очень часто говорили о красоте и творчестве, заранее предвкушая общение с картинами Николая Рериха, с загадками, оставшимся после него – о той же Шамбале, так и не найденной никем, но, по сообщениям людей, близко знавших Н.Рериха, именно ему она приоткрыла свои тайны, показавшись в виде огромных белых шаров, низко пролетавших около знаменитого художника, когда он отдыхал в горной долине возле Белухи. Шамбала где-то рядом, но она недоступна для нашего зрения, для нашего измерения, для нашего сознания, ещё не доросшего до таких вершин вселенского духа.
Что можно открыть для себя в картинах Н.Рериха? Мы мечтали о добре и терпимости, о вечной любви и счастье для каждого человека. Эта мечта звала сюда в Уймонскую долину сотни, тысячи людей со всех концов света в надежде найти рай на земле и обрести покой, вкушая радость бытия. Само знание обстоятельств, направивших Николая Рериха на Алтай, загадки, сопровождавшие всю его экспедицию, скрываются в этих полотнах за густыми синеватыми мазками, резко очерчивающими горные вершины. И ничего кроме гор! Видение художника, преломленное через его сознание, создало тот особый колорит, завораживающий до сих пор ценителей его творчества.
И вот, впервые это было сказано, картины Николая Рериха в подлиннике оказались в деревянной избе Верх-Уймона, приобщив сельчан к великому искусству и создав неповторимую душевную атмосферу среди людей, пришедших полюбоваться ими. Никогда, по заверению устроителей, подлинники не выставлялись в сёлах. Здесь же было сделано исключение. Выставка стала совместным проектом министерства культуры Республики Алтай, Госсобрания – Эл Курултая РА, администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район», районного отдела культуры, Международного центра-музея имени Н.К.Рериха (г.Москва) и местной общественной организации «Центр культуры «Беловодье». И, конечно, была поддержка со стороны наших сенаторов В.Лопатникова и Р.Сафина.
«Будем стремиться к Прекрасному» — этот девиз особенно часто звучал из уст сына Н.К.Рериха, художника Святослава Рериха. Хороший девиз, редко звучащий в последнее время из уст наших соотечественников. День изо дня материальные заботы давят на каждого из нас, и это большая радость — вырываться время от времени из круга забот, чтобы вспомнить о главном: наша жизнь по-настоящему богата светлыми чувствами, возвышенными знаниями и Красотой, осознанием которой будет спасён наш мир.
На репродуциях: «Пантелеймон-целитель» (1931) – картина, написанная Н.К.Рерихом под впечатлением встреч в Верхнем Уймоне с проводником экспедиции В.С.Атамановым; «Ойрот – вестник Белого Бурхана» и «Ламы возвращаются» — из алтайского цикла художника; «Песнь о Шамбале» перекликается с легендами алтайских старообрядцев о Беловодье; в Верх-Уймоне Н.К.Рерих задумал сюжет знаменитого полотна «Сосуд нерасплесканный» (внизу слева); главная тема творчества художника «Алтай – Гималаи» наиболее ярко отражена в картине «На вершине».