Алтайскую молодежь из глубинки учат экобизнесу

Денис ГОРНОСТАЕВ
22.03.2022

Просмотров:

552



В конце января в Республике Алтай стартовал прием заявок на участие в школе экологического предпринимательства в рамках программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) и Фонда CITI по обучению молодых предпринимателей основам устойчивого бизнеса. В течение 2022 года программа реализуется в России и Казахстане. Партнером в Республике Алтай выступило Алтае-Саянское горное партнерство, а тренинг участников экошколы был намечен на 17-20 марта.

Четыре дня вместе с бизнес-тренерами участники школы продумывали идеи по развитию уже работающего бизнеса или открытию нового дела. Тренинг помогал оценить перспективность бизнеса и его конкурентоспособность, предусмотреть возможные риски и выстроить грамотную систему продвижения продукта или услуги. Стать участником мог любой житель Кош-Агачского и Усть-Коксинского районов РА и Катон-Карагайского района ВКО, хотя приоритет организаторы отдавали молодежным проектам участников в возрасте до 35 лет включительно.

Почему организаторы выбрали именно эти три территории? Не секрет, что каждая из них считается наиболее удаленной от административных центров — Горно-Алтайска и Усть-Каменогорска, а выбраны они с целью сохранения богатства животного и растительного мира, который в каждом случае уникален, но угрозы браконьерства и незаконного сбора дикоросов затрудняют организацию бизнеса, который органично вписывался бы в «зеленую повестку» XXI века.

Новый проект WWF и Фонда CITI рассчитан на молодых людей в отдаленных районах, для которых характерен высокий уровень безработицы. Возможности для легальных заработков в таких местах ограничены, именно поэтому браконьерство и варварские заготовки лекарственных растений, грибов и ягод считаются там «обычным делом». При этом, как считает директор Представительства WWF в Алтае-Саянском экорегионе Наталья Трофимова, многие хотели бы заниматься экологическим бизнесом, но у них нет знаний и опыта, им неизвестно, где получить полезную информацию и обрести соответствующие навыки.

На брифинге с участием региональных СМИ, который проходил на туркомплексе «Манжерок» в предпоследний день Алтайской школы, пресс-секретарь представительства WWF России в Алтае-Саянском экорегионе Татьяна Иваницкая обозначила важную особенность — здесь, в Республике Алтай, тесно сотрудничают ученые Горно-Алтайского университета и представители ЮНЕСКО. Поэтому для молодых предпринимателей, желающих открыть собственный бизнес, благодаря нынешней школе организована всесторонняя помощь, значение которой будет по достоинству оценено с течением времени.



Школа обрела в горной республике еще одного надежного спонсора в лице центра поддержки предпринимательства «ProБизнес» и, конечно, есть помощь экспертов, имеющих богатый опыт работы в алтайском турбизнесе. «Прибыльно и экологично» — вот, пожалуй, основной девиз для участников Алтайской экошколы, обозначенный ее организатором Татьяной Яшиной (2), директором Алтае-Саянского горного партнерства.

Другой особенностью школы она считает сотрудничество с давно работающими предпринимателями из глубинки, которые готовы прорабатывать новые бизнес-идеи вместе со студентами. Это программа акселерационная, рассчитанная на заботливое взращивание будущих лидеров алтайского турбизнеса. А пока, на начальном этапе — защита подготовленных проектов (всего их 25), из которых будут отобраны лучшие.   

Победители представят свои бизнес-идеи в Москве на встрече с потенциальными инвесторами, и там же получат помощь от именитых бизнес-гуру и наставников в реализации своих проектов. В первые дни тренинга определились основные направления — переработка дикоросов, туризм во всём его многообразии, «сувенирка» и ремёсла (в т.ч. популярный в нынешние времена hand-made), а также пчеловодство и оздоровительные практики. По большому счету, все эти направления закручены вокруг туризма, и поэтому мастер-классы от владельца туркомплекса «Манжерок» Сергея Зяблицкого, авторитетного ветерана отрасли, были как нельзя кстати.

Ольга Швакова, кандидат экономических наук и доцент кафедры ГАГУ (3), на которой ведутся научные исследования в т.ч. в сфере туризма, имеет хороший опыт сотрудничества с Алтайским заповедником, и для участников школы это, конечно же, непререкаемый авторитет в области экологического туризма. Так вот, размышляя о «механике школы», открытой по инициативе фондов WWF и CITI, Ольга Николаевна предупредила: это ни в коем случае не уроки!



А что же тогда, если четыре дня все 25 участников были не где-нибудь, а в школе? Учеба бывает разная, рассудила Ольга Николаевна: бывает просто школярство, но в наше время всё чаще наблюдается освоение навыков, и это тоже учеба. Для молодых предпринимателей важно освоить искусство ценовой политики, научиться «играть ценами», узнать секреты продвижения товаров и услуг на рынке, а еще понять, как лучше себя подать потенциальным потребителям. Это и есть мартовская Школа, организованная на туркомплексе «Манжерок».

Экология и экономика, наука и бизнес, работа в паре «студент и предприниматель», разработка реальных проектов, которые должны понравиться будущим «покупателям», точнее, инвесторам. Всё взаправду, без скидок на возраст и место жительства. Если ты интересен, то успех придёт — так считают мастера сопровождения.

Участники школы учились, кроме того, держаться на публике — и это не было какой-то там «деловой игрой». Алексей Бородачев (Усть-Кокса), Ольга Абатаева (Кош-Агач) и Ерканат Кенжеканов (ВКО, Катон-Карагай) рассказали на пресс-конференции о своих проектах (4). Вопросы, которые мы задавали им, ничуть не смущали претендентов на победу. Они держались уверенно, всё было так, как их учили в эти дни. Но случай такой, что «в рекламе они не нуждаются», и победят пусть действительно лучшие.



Когда этот текст готовился к публикации, стали известны имена победителей, набравших наибольшее количество баллов после выполнения всех заданий, прохождения секций и финальной защиты. Проект Ольги Абатаевой (Кош-Агач) по производству экопродукции из местных ягод — варенья, пастилы, джемов и других сладостей — признан лучшим. Второе место у Елены Бобровой из села Верх-Уймон с проектом по развитию парфюмерного дома «АромАлтай», производящего ароматические композиции и косметику с использованием алтайских трав. На третьем месте Руслан Карамнов, ведущий бизнес в сфере организации гостевых домов и рыбалки.

Проекты получат денежные призы в 100, 200 и 300 тысяч рублей. Проект Олжаса Токушева по переработке отходов на территории Катон-Карагайского национального парка получит помощь в виде пресса для утилизации собранных отходов. И, наконец, проекты пчеловода Алексея Казанцева и производителя гидролатов Елены Колядиной из Усть-Коксы получат экспертную поддержку в размещении своей продукции на ведущих маркетплейсах. Всем заинтересованным участникам экошколы гарантированы консультации специалистов в области бизнеса и продвижения товаров (услуг).

Фото: Любовь ИВАШКИНА.

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?