Однажды я участвовал в выборах, и судьба свела меня с ясновидцем, который не стал проявлять никакого интереса к итогам предстоявших выборов и как бы невзначай сказал:
- …Но эта поездка тебе запомнится совсем по другому поводу, и носить это в себе ты будешь долгие годы. Оно будет будоражить тебя, но придет время, и ты попытаешься рассказать обо всём этом. А, возможно, что Алтай–Ээзи Ак Бурхан так и не откроет тебе этусокровенную тайну. Оно в этой поездке для тебя может показаться незначительным или ты на неё никакого внимания не обратишь.
Для чего были обращены ко мне те слова, я не мог знать. Но в последние годы время от времени перебираю в памяти мельчайшие подробности нашего разговора с ясновидцем Абайымом и никак не могу найти то, тогда для меня незначительное, но теперь ставшее очень важным обстоятельство, связанное с сокровенной тайной.
Сотни раз перелистав страницы собственной книги памяти, которая хранится в голове, все чаще и чаще прихожу к выводу, что тайна сия, возможно, связана с Луной и с древней историей Алтая.
В искусстве звериного стиля пазырыкцев меня больше всего заинтересовали татуировки, которыми были украшены тела мужчины со Второго Пазырыкского кургана и жрицы Кыдын с плато Укок. Все, что было обнародовано по части татуировок с мумий Пазырыка и Укока, - я визуально изучил и запомнил досконально.
А прошлым летом мне приснился сон: мы с Аткыром на следующий день после посещения почтенного ясновидящего Абайыма ночью возвращаемся домой. На перевале Кок-Кая (Синие Скалы) автомобиль легко выскакивает на вершину горы, и перед моими глазами встаёт огромная светло-желтая Луна. А внутри неё сверкает что-то до боли знакомое, которым долгое время было обременено мое сознание… И вдруг в темных пятнах полной Луны я воочию разглядел контуры Козерога с вытянутой вперед одной передней ногой и с гребешками над головой. А сзади, разевая пасть, за Козерогом мчался свернувшийся в кольцо Барс. Главные персонажи с пазырыкских татуировок!
Свернувшиеся в кольцо хищник и парнокопытное с гребешком... И я вспомнил… В тот день, когда мы с Аткыром возвращались в город, чтобы успеть сходить на митинг, посвященный очередной годовщине Великого Октября, я видел эту Луну с этим Козерогом и Барсом. Но картина не зацепилась в памяти, а спряталась до поры до времени в глубине сознания – как и предсказывал Абайым. Или, как сказано у алтайцев: «Мало увидеть глазами, нужно почувствовать сердцем».
Археолог Наталья Полосьмак, раскопавшая Укокский курган с Кыдын, в статье «Татуировки у пазырыкцев» пишет: «На левом плече женщины из кургана №1 могильника Ак-Алаха-3 изображено фантастическое животное: копытное с клювом грифона, стилизованными рогами козерога и оленя, украшенными головками грифонов. Животное показано с «перекрученным» туловищем. Ниже в такой же позе изображен баран с закинутой назад головой. У его задних ног сомкнулась пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом…»
Позже, в период полной Луны, я съездил на плато Укок и побывал под небом урочища Тужар, где находятся Пазырыкские курганы. А в прошлом году ровно в 20.00 6 ноября, повторяя ситуацию середины 90-х, на машине специально выныривал на вершину перевала Кок-Кая… И видел на Луне чёткие контуры убегающего Козерога и свернувшегося в кольцо Барса.
Когда сказал о своем открытии знакомому художнику, он ответил: «Знаешь, в одном из азиатских государств народ в тёмных пятнах Луны видит своего недавно умершего вождя».
Проблема меня заинтересовала, и я начал поиск под названием: «Кто и что видит в тёмных пятнах ночного светила?»
Для начала приведу краткий пересказ алтайской легенды:
- В давние времена, когда сидящих здесь и в помине не было, жил на Алтае охотник Дьелбеген. Из-за жизненных мытарств охотник озлобился до бешенства и превратился в семиглавое чудовище. Народ стоном стонал от него. И старики обратились с мольбой к Солнцу, чтобы оно забрало чудовище к себе. Когда огненный диск приблизился к Земле, деревья и трава загорелись. (С тех пор на опаленных вершинах гор деревья не растут).
Солнце вынуждено было отступить обратно в Небо. Спустя короткое время оно наказало Луне, чтобы та, спустившись на Землю, связала Дьелбегена и освободила народы от беды.
Луна стремительно приблизилась к семиглавому и, схватив, быстро связала его. Дьелбеген, не желая расставаться с землей, всеми конечностями вцепился в растущие деревья, но Луна была настолько сильна, что чудовище вместе с корнями деревьев было оторвано от земли. Так люди избавились от кровожадного Дьелбегена.
И сейчас в полнолуние на Луне заметен его силуэт, а ниже видны унесенные с ним деревья. Представляется, что Дьелбеген и сейчас воюет на Луне. Мы видим, как в полнолуние, в 14-й день растущей Луны, ночное светило иногда становится багрово-красным. Не от крови ли всё это? И чья кровь ручьем растекается по Луне?
Из старой подшивки журнала «Наука и религия» я почерпнул много интересного про Луну, там было опубликовано письмо читателя, в котором говорится: «Если мы посмотрим на лунные пятна внимательно, то сможем увидеть в них непростую картинку. Справа – фигура человека в воинственной позе, занимающая ровно половину лунного диска, - это Каин; слева – Авель, брат Каина, поверженный, прижатый к самому краю диска; в центре – жертвенник, на котором сжигались жертвы, принесенные братьями Богу»… Всякий раз, начиная с момента новолуния, я со смешанным чувством наблюдаю изображенную там страшную драму в ее развитии.
Один из авторов журнала развернул эту тему так:
- Вкусив запретный плод от Древа Познания, Адам и Ева не успели вкусить дозволенных плодов от Древа Жизни и потому не получили бессмертие. Бессмертие же обрел их первенец – Каин, обреченный вечно скитаться и не находить покоя. Как и запретный плод, Каин – это тоже Луна, извечно умирающая и вновь возрождающаяся… В расположении тёмных лунных пятен порой видят человека, несущего вязанку хвороста. Чаще всего этот «лунный человек» ассоциировался именно с Каином.
Но не только «лунный человек» - сама Луна, ежемесячно как бы умирающая, а затем вновь воскресающая, вечная страница неба - словно напоминает («Ты будешь изгнанником и скитальцем…») ветхозаветный образ Каина. Ибо «всякому, кто убьёт Каина, отомстится всемеро…»
Вдумаемся в это словосочетание: «Отомстится всемеро»!
7 – одно из лунных чисел, связанное с периодичностью смены лунных фаз. Около 7 суток проходит от новолуния до первой четверти, затем до полнолуния и т.д. В дни «смерти Луны» во всех городах Месопотамии прекращали работу, во многих местностях было строго запрещено глядеть на господина: было широко распространено мнение о том, что Луна умирает с исчезновением лунного серпа и воскресает через три дня.
Ежемесячно возрождающаяся в солнечных лучах Луна – древнейший небесный символ бессмертия и вечного странствия. В Древнем Китае эликсир бессмертия связывали с волшебным грибом Чжи; сохранились изображения «лунного зайца», держащего в руках этот гриб. «Лунного зайца» видели в расположении причудливых тёмных пятен на Луне. В этих же пятнах видят и Каина с Авелем.
А у нас на Алтае есть вообще фантастические вещи, которые трудно уразуметь: нужны знания современной науки. Например, в одном мифе приводится краткий рецепт приготовления напитка бессмертия. Для этой цели необходимо иметь прохудившийся из-за частого употребления оймок-напёрсток. В лунную ночь нужно выкопать кандык с чёрным цветком. Через тоненькое отверстие оймока-напёрстка пропускают лунный луч и расщепляют его. Выделенным белым цветом расплавляют кара кандык... Таким образом собирают напиток бессмертия – Тынду эм-cуу.
Под разными углами зрения видится вначале лунная Дуга, начало и конец схватки барса и козерога на фоне священного Уч Сумера. Дуга состоит из нескольких ярко выраженных кольцевидных выкладок. Примерно со второй половины дуги вкопанные вертикальные камни мельчают, и кольцевидные конструкции теряются...
В книге миссионера В.И.Вербицкого «Алтайские инородцы», изданной в Москве в 1893 году, сказано: «Тень-бегей (точнее, Тель-беген - В.К.) был богатырь и отличный зверолов. За жестокосердие к людям, по воле Ульгеня, был взят с земли на луну. Телеуты и теперь его видят там, подобно, как наши русские простолюдины видят на луне Каина и Авеля. Тень-бегей и на луне продолжает гонять лосей и коз. Посмотрите попристальнее, говорят телеуты, - ясно видно».
Это значит, что у нас есть все основания, чтобы констатировать: осколок древнего пазырыкского мировоззрения, которому 2,5 тысячелетия, в алтайско-телеутской версии дошел до наших дней.
Если набраться терпения и проследить за спутником Земли, можно приметить: когда полная Луна начинает убывать, то постепенно начинает уменьшаться и силуэт козерога, фигура свернувшегося в кольцо хищника исчезает во вторую очередь: он как бы «глотает» козерога. После новолуния сначала появляется силуэт козерога, животное с увеличением лунного диска как бы высвобождается из утробы хищника. В процессе кругового оборота самого лунного диска в небе картина погони приобретает другие очертания: фигуры как бы сами двигаются, меняя место расположения на поверхности Луны. Вечная борьба хищника и парнокопытного, добра и зла т.д.
Есть и другие доводы, которые говорят в пользу версии, по которой древние пазырыкцы считали, что на Луне свернувшийся в кольцо барс преследует лосей и козерогов. Мне кажется, есть все основания, чтобы утверждать: возможно, хищник, свернувшийся в кольцо, заимствован кочевниками-пазырыкцами у китайцев или персов. Но козерог с гребешком и вытянутой вперед ногой в «лунном сюжете» его преследования хищником, свернувшимся в кольцо, родился в горах Алтая.
Если кто-то не согласен с таким утверждением, пусть в полнолуние побывает в наших горах: он воочию убедится в том, что вечная погоня на лунном диске - не просто вымысел. Если взять во внимание особенности, присущие «звериному стилю» Алтая, в первую очередь наличие козерогов с рогами-гребешками, которых в других регионах центрально-азиатских степей нет в таком множестве, то наше утверждение обретает под собой реальную почву.
Сюжет погони несет в себе мировоззренческий посыл. В нем заложена тотемистическая идея о Смерти и последующем Возрождении, и адресована она в первую очередь человеку. Убывающая и растущая, исчезающая на двое суток Луна сама выступает символом возрождения. Погоня хищника за копытным на фоне как убывающей, так и растущей Луны повторяет ту же идею цикличности Жизни, в которой жизнь и смерть повторяются в замкнутом Круге до бесконечности.
К западу от Башадарских курганов в виде полумесяца на протяжении 100-150 метров вытянулся ряд круглых и квадратных кладок из вкопанных в землю вертикально поставленных камней и каменных плит. Чем не идеальная площадка для имитации полудиска Луны, на котором во время погребения знатных людей тем или иным способом изображался вечный лунный сюжет?
Под разными углами зрения видится вначале лунная Дуга, начало и конец схватки барса и козерога на фоне священного Уч Сумера. Дуга состоит из нескольких ярко выраженных кольцевидных выкладок. Примерно со второй половины дуги вкопанные вертикальные камни мельчают, и кольцевидные конструкции теряются...
На протяжении многих лет учёные дискутируют о происхождении образа свернувшегося хищника в скифской культуре. Из работ, посвященных этой теме, удалось понять, что «ряд исследователей считают его лишь производным от согнутой фигуры, превратившимся в самостоятельный мотив»; другие уверены: «образ свернувшегося хищника является изобретением собственно скифским», а немалая часть учёных, размышляя о месте его появления, отдаёт первенство древнему Китаю или Ирану.
В этом вопросе для нас важны вовсе не проблемы появления «отдельно взятого свернувшегося хищника», а сама сюжетная картина, которую можно видеть на Луне. В искусстве Алтая эпохи Пазырыка впервые появляются фантастические существа - например, грифоны - существа с телом хищника и рогами горного козла.
Грифоны бывают орлиноголовыми и львиноголовыми. Встречаются также разнообразные крылатые звери и звери с телом хищника и рогами оленя. Попадаются и необыкновенные копытные животные с ветвистыми оленьими рогами и… клювом вместо пасти.
В алтайских курганах, в отличие от других памятников «звериного стиля», появляются композиции из фигур животных, причем, изображающих действие. У нас, как нигде в ареале «звериного искусства», распространены многочисленные и разнообразные сцены борьбы животных разных видов - как реальных, так и фантастических.
Мне кажется, что наши древние предки, кочевники Центральной Азии, цикличность убывания и рождения лунного круга использовали в своей мистической идеологии как Символ возрождения, Символ рождения нового. Возможно, по их мнению, жизнь на Земле полностью зависела от хода Луны. И весь жизненный уклад древних пазырыкцев был подчинен этим циклам, которые неизменны и неизбежны, как в природе женщины, тоже связанной с Луной.
Ещё один момент. У алтайцев бытует миф об Уч Мыйгаке, трёх маралухах (созвездие Орион), которые, убегая от охотника, вознеслись на небо. Космогонический миф и фантастические солнечные олени, на рогах которых изображен диск с лучами… У разных народов есть первоначальный миф о солнечном олене, давшем людям солнце, свет и огонь. Образ оленя весьма популярен в скифском искусстве, этноним скифов saka означает «олень».
Луна считается древнейшим небесным символом бессмертия и вечности. Главными лунными животными были животные с рогами: в первую очередь быки, овны и козлы. Бык — образ лунного божества в древнеиранской и древнеиндийской мифологиях. Фигуру зайца видели на Луне, кроме китайцев, древние жители Мексики.
Египтяне выбрали кролика лунным символом, потому что тёмные пятна на спутнице Земли им представлялись именно этими животными. Другие народы в пятнах видели коня, который у них олицетворял разные ярусы мира — Небо, Землю и Преисподнюю. У пророка Захарии в описании небесной колесницы с пегими конями отражен образ пятнистой луны.
Этрусское tivr («луна») и название реки Тибр; греческий tаuros («бык») и ассирийский towra («бык»); бык-«тур» и скандинавский бог-громовержец Тор (тоже «бык»); один из древнейших богов Месопотамии Is-Taran (заметна связь с именем богини Иштар) и имя этрусской богини неба Тuran... Возможно, что к единому корню, лежащему в основе слов, обозначающих «быка» и «Луну», восходит и само название тюрков, многие из которых сохранили и пронесли через века священный культ Луны.
В индейской мифологии Южной Америки, принесённой туда из глубин Азии, Луна может затмить Солнце, управляет стихиями, приливами и отливами и насылает грозы. А жители древнего Египта представляли лунный цикл в виде лестницы, имевшей 14 ступеней, которая ведёт к террасе, где находится "левый глаз Неба". Восходя по ступеням, Луна приносит выздоровление Атону-Солнцу, наполняет его глаз светом.
В буддийской традиции говорится о 28 патриархах (число дней в лунном месяце), которые осуществляют прямую передачу учения от Будды до основоположника китайского учения чань - Бодхидхармы. А постулаты учения чань, индийской дхьяны, японского дзэн и алтайского ак jaн - суть одно. В многочисленных космогониях, в том числе и вавилонской, создание человека происходит в новолуние, символически связанное с началом любого цикла активности.
В индийской астрологии, где эзотерическая традиция не прерывалась тысячелетиями, и астрология официально признана, именно положение Луны в гороскопе человека или события является определяющим. Если европеец говорит: "я – Овен»; или «я - Телец", имея в виду свой солнечный знак, то те же ответы индуса будут связаны с его лунным знаком.
Человек тысячелетиями наблюдал за воздействием ночного светила на здоровье человека, рождение детей, ведение сельскохозяйственных работ, деловую жизнь. Эти знания легли в основу лунной астрологии, более древней, чем солнечная.
Древние вычисляли 28 домов или "стоянок" Луны. Их величина в зодиаке неравномерна: она постепенно растет к полнолунию и затем убывает к новолунию. В предсказании по «домам Луны» особого мастерства достигли арабы. Они дали название каждой стоянке Луны и охарактеризовали ее действия.
Луна на алтайском языке звучит как Ай. Есть у нас Ай-Кулак Сын Бел, Ай-Кёл и т.д. Первое словосочетание в переводе звучит как хребет Лунное Ухо, второе как Лунное озеро. Один мой товарищ специально ездил в Таиланд, чтобы посмотреть на жизнь народа, который считает, что их предки в Юго-Восточную Азию пришли с Алтая.
Тайцы считают Алтай своей прародиной. И когда наш алтай-кижи (назовём его Амыр) на острове Панган случайно попал на праздник Полной Луны, тамошние жители, узнав, что он - абориген Алтая, устроили в его честь особый ритуал.
По словам нашего путешественника, Луна на острове в ноябрьскую ночь кажется просто громадной. И для того, чтобы полюбоваться на полную Луну, на этот остров съезжаются тысячи и тысячи туристов со всего мира. «В отношении тайцев к Полной Луне есть что-то мистическое», - рассказывал наш продвинутый земляк.
А мне думается, что это - древняя память об Алтае, память о погоне барса, свернувшегося в кольцо, за рогатым козерогом на Луне-Айе. И в полнолуние просыпаются в тайцах гены предков, заставляя их сердца усиленно и, как они думают, беспричинно, трепетать.
Мне кажется, что лунный сюжет с погоней, запечатленный на теле человека, несёт в себе особый, для нынешнего века тайный смысл.
…Теперь мои глаза всегда тянутся к ночному небу, к Луне - будь она в виде серпа, полукруга или полного круга: автоматически фиксирую положение круторогого пазырыкского козла и его вечного преследователя барса, свернувшегося в кольцо.
Неразлучная в течение тысячелетий пара – ирбис и козерог – неумолимо свершают заданный для них Создателем вечный небесный круговорот. Они не знают ни устали, ни спокойствия.
Им определено вызывать у людей неисполнимые Мечты и тайные Желания. Вот почему в полную Луну так неспокойно на душе у жителей Земли, всё дальше уходящих от законов Природы.