Алтай: грязное окно в космос

Вячеслав Ивин
10.05.2014

Просмотров:

8448

Альбаган – 2012. (Маршут: с.Эдиган - перевал Сайгонош – гора Альбаган - перевал Щелка - болото Куралбас - хребет Ашпагач - перевал Саганы - с.Каракокша). 20.07.2012 – 28.07.2012.

Идея прохождения маршрута от села Эдиган в среднем течении Катуни через перевал Сайгонош, гору Альбаган и далее по перевалам Щелка и Саганы до села Каракокша в Чойском районе витала в головах алтайских джиперов с 2008 года, и даже ранее, когда предварительно проводились несколько лет подряд пешие разведки местности.

Большинство проведенных разведок все более укрепляли мысль – проход не реален, и тем сильнее притягивал к себе этот маршрут и его главная точка – гора Альбаган – наивысшая точка этого района Горного Алтая. Все понимали, что это — недостижимая мечта, и именно поэтому она к себе манила.

Разведывательные экспедиции проводились с разных сторон, одну из них Дмитрий Коробов описывал в 2009 году, и наконец в июле 2012-го был составлен предварительный график движения экспедиции сроком на 9 дней. Далее будут приводиться фрагменты дневника Дмитрия, хотя изначально тема «космического мусора» не была так подробно представлена в его отчете.

«Какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту?
Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта».
Братья Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу».

На старт вышли пять экипажей из Барнаула, Бийска и Прокопьевска. Оба бийских экипажа представляли клуб «АвтоБийск 4х4». Уже на второй день по пути к перевалу Сайгонош увидели медведя, а на третий день на месте планируемого начала спуска нашли подкову: «Всё! Это к удаче! Начали!» Около 13.00 спустились к месту стоянки «пешиков» и конников, идущих знаменитым маршрутом №77 и маршрутом на Альбаган. Как и на всех последующих стоянках, всё было завалено консервными банками и прочим мусором, но нас ждал еще и другой мусор, от которого мы впадали в шок.

Маршрут пролегал вдоль реки Тюрдем и далее вдоль р.Южеме - к подножию горы Альбаган, самой высокой точке этого района (2.618). На Тюрдеме у нас была небольшая остановка, и в который раз приходилось поражаться, сколько же мусора оставляют за собой пешие туристы, которые под любыми отчетами джиперов постоянно высказываются о защите экологии, уверяя, будто именно они берегут природу и т.д. В реальности же мы видели горы разбросанного мусора от консервных банок до пластиковых бутылок и пакетов, включая остатки одежды, обуви и прочее. Интересно: кто, по мнению пешеходов, должен забирать за ними мусорные мешки, или они свято верят в то, что «эстетично» сложенный мусор – это уже совсем не мусор, а часть природного колорита? К слову сказать, весь свой мусор мы вывезли в машинах и утилизировали на свалке села Каракокша.

В пути нас временами не покидало ощущение, что оказались в Зоне, показанной в фильме «Сталкер» по мотивам повести Стругацких…

Шли по болоту вдоль реки Южеме, где Дмитрий Коробов чуть не налетел колесом на еще один кусок обшивки космолёта... А я успел ему сообщить чуть позже по рации свою «новость»: лопнул патрубок радиатора.

На пятый день у нас была гора Альбаган – перевал Щелка – озеро Ложинское Нижнее. Это был самый серьезный участок экспедиции – проход через хребет Иолго по Альбаганскому перевалу (перевал Щелка). На сквозной перевал идут даже не все конные маршруты, чаще они подходят к перевалу либо со стороны Каракокши с базы «Приют Альбаган» (перед перевалом маршрут заканчивается, и туристы поднимаются на него пешком), либо со стороны Эдигана по тропе, вдоль которой проходит наш маршрут, и также он заканчивается у перевала с той стороны. Сквозной маршрут через перевал позволяют себе только профессионально чувствующие себя в седле конники и пешие туристы. Мы же решили, по словам Дмитрия Коробова, сыграть в «разрушителей мифов».

На склонах горы там и тут – «подарки» от Роскосмоса внушительных размеров (примерно с крышу УАЗа), и просто страшно представить - с какой же скоростью они прилетают сюда, если взять во внимание высоту их падения с учетом ускорения свободного падения, и какими светозвуковыми эффектами сопровождается их падение здесь, в районе Альбагана...

После фотографирования на память - на фоне Альбагана – а там, на перевале, также полно обломков космического мусора, на котором оставляют свои автографа туристы, и, принимая во внимание, что это не природное достояние, а просто своеобразная «гостевая книга», мы следуем этой традиции. На память можно открутить космическую гаечку с обломка корабля.

А дальше снова конная тропа, и позади пройденный нами «непроходимый» перевал Щелка. На шестой день можно было выспаться, даже нужно. После предыдущих тяжелых дней накопилась реальная усталость. Спали кому сколько надо. На месте стоянки в очередной раз поражались, сколько же мусора оставляют за собой пешие любители и ценители природы… Почти после каждой публикации на тему джипинга приходится слышать высказывания – «вы, джиперы, наносите природе вред, всё загрязняете, мнёте траву, срываете дёрн и т.д. и т.п. Надо беречь природу и наслаждаться ею в пеших маршрутах!..» Согласны, беречь надо – да! Только всегда поражает, что же на каждом пути пеших туристов приходится видеть вот такие свалки, как на месте этой стоянки и это почти под каждым деревом, у каждого костровища. А вот джиперы вывозят весь мусор с собой, а зачастую и мусор других, т.к. им не в тягость бросить на багажник своего танка лишний мешок.

 

Но, увы, уборкой космического мусора заниматься надо бы все-таки Роскосмосу…

Вполне возможно, что нет цены этим «сотам», а что за смертоносный нектар содержится в них, никто не знает.

К вечеру вернулась наша пешая группа с вершины Альбагана. Виды там просто восхитительные. Если не считать обломков, прилетающих из космоса… Кстати, в озере у Альбагана водятся какие-то странные рыбо- рако-образные... Может, это из-за ракетоносителя "Протон", упавшего и потерявшегося где-то рядом?

На леса в окрестностях Альбагана страшно смотреть…

на 9-й день засветло прибыли в район Каракокши. Поздравляли друг друга с успешно пройденным маршрутом, прощались, часть экипажей осталась на ночевку на базе, другая часть - уезжали по домам.

Об Алтае часто говорят как об «окне в Космос». После маршрута, пройденного два года назад, это «окно» остается в нашей памяти грязным, и, наверное, приходит время пройти по тому же маршруту генералам Роскосмоса. Пройти, чтобы вместе с другими гостями подумать: как быть дальше?

 

 

Метки

admin 10.05.2014 в 16:30 # Ответить
Генералов Роскосмоса нужно туда не на экскурсию отправить, а пожизненно сослать убирать их мусор, заодно они испытают всю "прелести" мучительной смерти от радиоактивной грязи! Уроды, собственный народ убивают...

Добавить комментарий