Женщины на полотнах Якова Янкинова

Людмила ГОЛОНЯГИНА
25.04.2016

Просмотров:

1500



Общение с художниками – это всегда волшебный процесс узнавания чего-то нового и необычного. Созерцая творения мастеров всевозможных направлений, каждый из нас вольно или невольно пытается погрузиться на ту глубину, которую готов освоить и переосмыслить. И в процессе этого знакомства, постигая мир другого человека, находить и в себе такие миры, о существовании которых раньше даже и не догадывался…

Думается, что состояние тихой радости  и новизны ощутили все гости, пришедшие в марте на выставку картин, представленных замечательным художником и человеком Яковом Янкиновым, руководителем и преподавателем Чемальской школы искусств. Ранее работы Якова Ивановича выставлялись не только в Горном Алтае и России, но и за рубежом.

НЕТ ТЕБЯ ПРЕКРАСНЕЕ!

Такое название дал своей коллекции автор и главный герой встречи, проходившей в Чемальском краеведческом музее. Немало тёплых слов услышал он в тот день. Заведующая музеем Александра Стафеева поблагодарила живописца и графика за предоставленную возможность познакомиться с новыми веяниями в его творчестве, сообщив при этом, что основу новой выставки составляют работы, изображающие женскую красоту. Три полотна - абсолютно новые и до этого нигде не выставлялись.

«Женщина всегда вдохновляла художников на создание шедевров в свою честь. Да и Муза - тоже женщина. Этой выставкой я отдаю дань красоте и обаянию, женской мудрости…», - сказал Яков Янкинов в ответ на все приветствия.

Поддержать художника пришли друзья и коллеги, почитатели его таланта, а также близкие родственники и жена Алла Андреевна. И хотя зрителей было не так много, атмосфера праздника, дружеского общения и доброго внимания заполняли всё небольшое пространство музея. Светлана Митькина вспомнила о том времени, когда, в бытность её работы редактором газеты «Чемальский вестник» он не раз украшал страницы этого издания своими поздравительными рисунками. Андрей Митрофанов, выступая от Союза художников, поделился со всеми своим открытием:



— Яков Иванович мой давний замечательный друг и коллега по искусству. Он сделал, на мой взгляд, очень большой прорыв в своём творчестве. Его нынешние работы более профессиональны. Что касается образа женщины, то я больше, чем уверен, что Она  – БЕРЕГИНЯ!  Хранит этот мир от того, чтобы он не разрушился. И в его многочисленных работах это чётко просматривается. Уникальность творчества автора идёт от того, что он выражает свой личный взгляд на мир, пытается донести свою мысль до людей, чтобы те хранили и берегли его, становились лучше, чище и добрее.

Кстати, на презентацию выставки пришли в основном друзья Якова, а потому общение было непринуждённым и взаимно полезным. Как это обычно бывает в среде художников, звучали шутки и смех. В общую беседу вкраплялись какие-то дружеские замечания, и открыто звучали искренние мнения.

Алексей Тадинов:

— Раньше у тебя были почти только пейзажи, а сейчас мы видим портреты наших земляков, на фоне яркого национального колорита. Исполнены картины в стиле современного язычества. Мне это направление нравится больше. Оно движется от пейзажа к духовному содержанию...

Светлана Янкинова, родная сестра Якова Ивановича:

— Если раньше брат писал в основном картины природы, то теперь своё творчество он сосредоточил на женской национальной теме. Эти образы у него появились недавно. Сначала на графике у него всё было, а теперь он рисует маслом. Получается уже по-другому... Конечно, я рада за своего брата и горжусь им. Вообще-то он рисовал с самого детства. Не рисовать он не мог. На сундуках, под столом. Сначала, конечно, карандашом. Да и в школе его всегда просили писать плакаты. Он часто вырезал что-то из дерева, выражая своё художественное видение. А сейчас уже какое-то у него пошло новое направление... Я за него очень рада.



РАССТАВАЯСЬ с Яковом Ивановичем, не могла не задать ему несколько вопросов, чтобы и самой более глубоко понять его творческие замыслы, да и ценителям его творчества, чтобы им уже более подготовленными приходить на его выставки.

Яков Иванович, что для Вас искусство? Это обязательно какие-то конкретные встреченные Вами люди или это истории из национального эпоса, фольклора?

— Для меня искусство - это сама жизнь. Что-то божественное и возвышенное. Считаю, что надо стремиться совершенствоваться. А источники вдохновенья нужно черпать в корнях, в детстве. Внутри себя. То, что питало меня изначально. От своего народа. Из различных литературных произведений, сказок и легенд. От моих старших родственников. Из совершающихся обрядов и древних традиций. Даже вот девушка на коне рядом со мной проехала, допустим, на одном из алтайских праздников — вот я и подсмотрел этот образ. Так родилась одна из моих картин.

— Сколько по времени пишутся Ваши картины?

— Когда как. Иногда можно за ночь выдать, а иногда готовишь материал, собираешь годами. И каждый раз какая-то подработка идёт. Эскизы перерабатываешь. Пишешь композицию. Мне нравится акварель. Она способна передать воздушность, прозрачность, лёгкость материала. Люблю работать тушью, где передаётся чёткая линия. И там всё идёт уже единовременно. Это безостановочный процесс. Если что-то неправильно сделал, то уже всё — рисунок испорчен. Ну, и живопись, люблю, конечно. Пишу маслом. К сожалению, свободного времени катастрофически не хватает. Стараешься минутку урвать вечерами и даже ночами. Как вдохновение найдёт... Например, картину «Из глубины веков» я рисовал с фотографии моей бабушки по отцу. Женщина она была очень суровая, сильная. Нелегко ей, видимо, пришлось по жизни. Вот я и попытался на холсте передать её образ...



— Что для Вас является главным, когда пишете портреты?

— Лицо! Пока ищешь, если лицо не вылепишь, не создашь, то картина вообще не родится. А когда образ найден, через лицо передаётся вся душа. Главное - лицо, выражение его, характер, что ли, который передаёт лицо. А вот костюмы, это не обязательно алтайские.

— Как обычно пишете женщин - с натуры или…?

— У меня в картинах вообще восточная женщина – это собирательный образ. Я пишу только по внутреннему видению.

— А как по поводу узоров, которые у Вас прослеживаются часто на полотнах или выражены в графике, можно об  этом несколько слов?

— Все эти узоры я сочиняю сам. Я не вытаскиваю их откуда-то готовыми. За основу беру тот же пазырыкский орнамент, и дальше узоры как бы сами собой ложатся на создаваемый мною образ…

НЕТ СОМНЕНИЙ, что покинув стены этого музея, скромного в плане интерьеров, все, кто сегодня здесь побывал, ещё долго будут помнить образы, предложенные художником Яковом Янкиновым. Не скоро зрители освободятся от магического притяжения нежно-поэтического женского образа с картины «Шаманка». Не раз и не два будут вспоминать гордо восседавшую на коне женщину в алтайском национальном наряде, или  преклонных лет с суровым взглядом женщину, изображённую на больших размеров полотне, которое наполнено глубокой древностью, название которому - «Из глубины веков».

Возможно, кому-то даже не только привидятся во сне, но там же, в сновидениях, оживут яркие женские образы, размещённые на холстах, написанные маслом или с помощью пера и выразительной туши. Среди них «Девушка с шоором»,  «Дочь гор», «Хранительница очага», «Кадын» и многие другие. И ещё, думается, уже никогда больше не смогут забыть посетители одну из картин, написанную маслом, под названием «Песня», от которой веет какою-то особенной трогательностью и невыразимой тоской.

 

На ней изображены три девушки, стоящие посреди межгорной степи под порывами сильного ветра. У одной из красавиц заплетена одна коса вместо двух, символ того, что её только что выдали замуж. Но сколько печали  и тоски в её глазах!.. Как будто она навсегда прощается с чем-то или с кем-то, очень любимым и дорогим. От всего увиденного не покидает ощущение, что вот-вот порыв ветра подхватит девушек  и своею необузданною силой унесёт туда, где их ждут только Счастье, только Радость и только Большая и взаимная Любовь…

Фото автора.



 

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?