«Затмение души всего страшнее…»

Екатерина БАЖЕНОВА
23.06.2022

Просмотров:

425

Юбилейная выставка Заслуженного художника РФ Сергея Дыкова «Месяц кукушки» в Национальном музее продлится до 10 июля


Фото Т.Рейзбих.
Дыковские сны на холстах ожидаемо непредсказуемы. «Весеннее опьянение» (1) задержало меня в своей интриге дольше других. Многоликое, многорукое, танцующее, сложное в звучании. Цветовая картинка напомнила лопнувшего от своего веселья ярмарочного скомороха, рассыпавшегося на яркие лоскуты, которые весенняя карусель закрутила в виртуозный пэчворк. Вода, земля, огонь. Пробившаяся свежим стихия зеленого. Все сосуществует в юном стремительном, эквилибристическом, я бы сказала, движении. Распахнутые ладони – как состояние открытости. Обнять мир, зачерпнуть его. Станцевать пробуждение жизни вновь и вновь. В центре полет петроглифических образов животных. Вокруг – соединение и пляска деталей. Мозг старается нащупать в этом диссонансе  закономерность, затем оставляет попытки, выискивает отдельности, желает заключить философское. Вот сочленения в цепочках связей всех процессов. Образ плещется вширь водой жизни. Красным играет кровь чувств…  Невесомость, скорость. «Весеннее опьянение» Сергея Дыкова – работа годичной давности. Созданная в мае, месяце рождения художника, она передает свободу и легкость тех состояний, которые как подарок для души помогают ее распечатать, обрадовать, оживить…



Год назад создан и «Укту Кам» (2). Светлый образ. Благодаря декоративной цветовой мозаичности, художник может сочинять, кажется, бесконечно причудливые свои сюжеты с любимыми колористическими предпочтениями. С внутрикомпозиционным движением, где архитипические символы ведут к пониманию изображаемого как имеющего узнаваемость своей связью с изобразительными истоками. Символическая насыщенность обогащает самую простую задумку художника. Кам лаконичен ликом, все остальное работает в игре деталей и орнаментов. Они словно льются с вершины образа вниз, образуя цельную фигуру.



Дыковское творчество весьма полюблено искусствоведами в их работах о нем. Много сказано в формате научного подхода о средствах и целях использования им в работах архетипической и мифологической символики. Этноархаист (или неоархаист, как уточнял художник в одном из интервью) Сергей Дыков в малых и крупных формах остается верен себе. Это выверенный стиль, в котором очень часто совмещается земное и осязаемое – с поэтическим и надбытийным посылом. Это сосуществование подчас грубоватой плотности и лиричной тонкости, тоски и улыбки, откровенности и загадочности выдает характер самого художника, который, вполне возможно, благодаря силе напряжения каких-то антиподных качеств внутри души, многолетне и упорно творит. Дыковский заряд на идеи в искусстве вылился в разные направления. Живопись, графика, керамика, сценография, поэтическая и переводческая деятельность. И всегда – тяга идти в глубину.

Проект «Месяц кукушки» включает причудливые, обьемные и небольшие работы по дереву, множество холстов, камушки-сувениры, роспись топшура… Топшур получился совершенно сказочным. Сложный орнамент, образы зверей и птиц, мощного дерева, самого сказителя внятны и поэтичны. Похоже на зачин к сказанию… Алтайская тема льется почти непрерывным мотивом в работах С.Дыкова. Трудно сказать, сколько понадобилось бы музейных залов, чтобы представить зрителю все ее интерпретации, настолько их много. «Месяц кукушки» — выставка, показывающая небольшую часть творений  автора, в их числе работы последних лет. Вообще этот проект готовился к экспозиции в Барнауле, но затем, там скомпонованный, был привезен сюда, в Национальный музей имени А.В. Анохина и открыт в музейную майскую ночь, приуроченный к 65-летию автора. И это очень хорошо. Потому что выход к публике для художника есть необходимое движение, и для Сергея Владимировича Дыкова, здоровье которого сейчас восстанавливается после ощутимых напряжений, важно его чувствовать.



Как-то в нашей беседе он говорил о том, какая радость охватывает художника, когда что-то получается, и она передается зрителям. Если этого взаимопроникновения нет, то работа просто существует, а не живет, никого не согревает, не притягивает. Также он выразил стремление выражаться в творчестве, добиваясь простоты, и посетовал, что добиться этого не так уж легко. «Понимаю, – сказал тогда он, – что с чем-то внутри себя еще надо побороться, чтобы прийти к этому…»

В совсем недавнем интервью «Нашей среде» (автор беседы Арутюн Залумян) он вновь заговорил об этом, признавая, похоже, окончательно непростоту своего искусства: «Я воспринимаю мир немного необычно. Мир – это система знаков. Как правило меня обвиняют в том, что все что я делаю, людям непонятно. Когда формируешь свой стиль, то приходится себя ограничивать и что-то лишнее убирать.  В результате остаются определенные знаки, простому человеку не понятные, поэтому можно сказать, что я в некотором смысле не понятен...» Улавливаю, что во всем этом есть некоторая доля кокетства, потому что такому художнику нет проблемы быть кристально доступным и внятным для зрителя, и какие-то работы это вполне подтверждают. Но быть таким всегда, значит, отказаться от своих снов-импровизаций, полных таинственно запутанных историй, которые суть его души. А ими он живет, утверждая, что жизнь для него – бесконечное сочинение, и конец этого пути означает его полное исчезновение…

В общем, хочется закончить дыковскими строками:

Затмение души всего страшнее…
Мгновение разрушенной привычки,
Отсутствие проверенной отмычки
И пустота исполненной идеи.
Бессмысленность затверженной молитвы
На бранном поле бесполезной битвы…

И пожелать Художнику неоправданий за непростоту, осмысленных творческих внутренних битв и доброго мира душе, крепчайшего здоровья и много-много новых сочинений…

-------------------------------------------------------------

Сергей Владимирович Дыков родился 13 мая 1957 года в Горно-Алтайске. Заслуженный художник РФ, сценограф, поэт, переводчик, педагог. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей России. Персональные выставки проходили в Санкт-Петербурге (1992–1993), Новосибирске (1986, 1999), Новокузнецке (1999), Барнауле (1999). Художник оформил 100 спектаклей и представлений. Его работы находятся в музеях в Горно-Алтайске, Барнауле, Новосибирске, Новокузнецке и частных коллекциях в Швейцарии, Австрии, США, Франции.

Награжден Почетным знаком «За достижения в культуре» в 1998 году. В  2011 году ему присуждена Государственная премия Республики Алтай им. Г.И. Чорос-Гуркина в области литературы и искусства.

Метки

Добавить комментарий


Как Вы считаете, опыт какой из зарубежных стран подходит больше всего для развития туризма в Горном Алтае?