В Турочаке открыта выставка мастеров жанра «ню»

Владимир Лифуншан
20.03.2016

Просмотров:

9863



В конце прошлой недели открылась выставка живописных работ турочакских художников, которые уже на протяжении многих лет пытаются донести до своих поклонников это спорное и деликатное направление в изобразительном искусстве. Традиционно раз в два, а иногда и раз в три года наши признанные мастера выносят на суд зрителей своё виденье того, что в широких слоях населения принято называть искусством «ню».

К большому сожалению, сегодня образ обнажённого женского тела формируется не самой живописью, и даже не признанными мастерами карандаша и кисти, а скорее средствами массовой информации, в том числе телевидением, откровенными сценами в кино, вызванными нынешней конъюнктурой рынка. Отходом от дилетантского непонимания в этом направлении и попыткой разоблачения всевозможных предрассудков, связанных с обнажённой женской натурой как раз и являются выставки подобного рода.

САМА ИДЕЯ эротического вернисажа в целом предельно проста, интересна и любопытна. Если выразиться очень коротко, то получится, что красота женского тела намного шире и богаче, чем нам пытается показать современная культура, и мы бесконечно далеки от непредсказуемого разнообразия. В результате поклонники этого жанра меняют своё мнение о том, что женщина обязательно должна быть на картинах «тонкой, звонкой и прозрачной», коротко подстриженной и своим взором устремлённой куда-то за горизонт, подальше от реальной жизни.

Применительно к турочакской выставке в череде картин ясно просматривается намёк на то, что женское тело очень многообразно в своих естественных проявлениях, различных ракурсах и применяемой технике изображения. В результате получается тот образ женщины, который подчеркивает её обычность; на выставленных полотнах женщина не стала проще или доступнее; она оказалась естественной, настоящей — такой, какой ей и надлежит быть изначально.

По мнению Александра Бушуева, одного из участников выставки, члена Союза художников России и Республики Алтай, среди многих направлений в живописи представленная тема наиболее сложна и трудоёмка — как в плане подготовки будущего сюжета, так и в плане самой работы с конкретной женской моделью. И если при написании портрета какие-то недостатки можно скрыть элементами одежды или мебели, то в жанре «ню» на первый план сразу же выходит фигура женщины, оттенки её кожи, её чувственность и то мгновение, та поза, которые фиксируются художником.

 

Далеко не все мастера живописи рискуют работать в этом направлении. Например, в столице Республике Алтай подобная выставка последний раз проводилась лет двенадцать назад. Да и то, как сказал Александр Иванович, половина работ опять-таки была привезена турочакскими художниками, которые заполонили тогда стены выставочного зала замечательными женскими телами натурщиц, живущих в нашем районе. И при всём при этом жанр «ню» не является главным или ведущим в творчестве местных художников. Тот же Александр Бушуев, хоть и работает в плане написании портретов и натюрмортов, но всё же позиционирует себя в большей степени, как художник-пейзажист.

В свою очередь, преподаватель Турочакской школы искусств Татьяна Верёвкина, выступая с приветственным словом на открытии выставки, отметила тот факт, что тема «ню» вообще является одной из главных тем в изобразительном искусстве:

— Возьмите к примеру, самый конец эпохи палеолита: в археологических раскопках учёные часто находят небольшие скульптурные изображения обнажённых женщин, которых в научных кругах часто называют «мадоннами палеолита». Это свидетельствует о том, что уже тогда наши далёкие предки, на заре человеческой цивилизации, понимали и ценили красоту женского тела. И уже с высоты нашего времени можно сделать вывод о том, что искусство живописи очень много потеряло бы без воспроизведения обнажённой натуры.

Что люди видят, приходя в Третьяковскую галерею или Эрмитаж? Кроме всего прочего, конечно же, обнажённых женщин, которых запечатлели замечательные художники эпохи Возрождения — Рубенс, Тициан, Микеланджело, чуть позже Франсиско Гойя... Кстати, последнему в 1824 году король Испании Фердинанд за картину «Обнажённая Маха» раздражённо сказал: «Вы достойны петли». По одной из версий, такую реакцию вызвал тот факт, что в качестве модели этой картины послужила двадцатилетняя испанская аристократка герцогиня Альба.

Как говорят сами художники, работа с обнажённой натурой остается архисложным процессом – своего рода высший пилотаж, и поэтому в наше время таких работ, к большому сожалению, появляется не так много. Без лишней скромности можно гордиться турочакскими мастерами кисти, которые не только берутся работать в таком сложном жанре, но и участвовать в постоянных выставках «НЮ».



ВОЗВРАЩАЯСЬ к турочакской выставке, Татьяна Верёвкина упомянула о том, как разные художники подходят к одной и той же теме. Например, Александр Бушуев, являющийся эдаким прожжённым реалистом, постоянно работает над пропорциями фигуры, много варьирует со светом и тенью, пытается найти один-единственный ракурс, который придаёт произведению один неповторимый миг, когда сюжет превращается в законченное произведение. А вот, допустим, Василий Синкин подходит в своём творчестве через обобщение, для которого не существует мерки, которая есть у Александра Бушуева.

В картинах Василия кроме общей натуры присутствует очень много смысловой нагрузки. Его скорее можно назвать сюжетным художником, которого в большей степени интересует подоплёка фабулы, первоисточника, от которого он пытается оттолкнуться. Иначе говоря, кроме основной фигуры женщины на его полотнах обязательно присутствует некое иносказание, видна скрытая смысловая нагрузка.

Наверно, определённой удачей выставки стало участие Николая Чепокова с его графическими сюжетами, выполненными в декоративно-орнаментальном стиле, если так можно выразиться. На своих рисунках он так замечательно обыгрывает алтайские мотивы, что без восхищения на все его работы в жанре «ню» смотреть невозможно.

И, конечно же, нельзя пройти мимо работ самого известного турочакского мэтра – Александра Аперовича, традиционно работающего в своей, только ему присущей, манере живописи. Глядя не его картины, очень трудно дать какое-то общее определение, потому что в своих работах он красоту доводит до простоты или наоборот – простоту до возвышенной Красоты. Это то, чем владеет Александр Иванович, когда ему удаётся минимальными средствами показать истинную женскую красоту, которая всегда у него получается очень убедительной. Все мастера ищут определённую истину, но стоит посмотреть на полотна Аперовича, и оказывается всё просто: вот она, легка и изящна, без всяких мук поиска и страданий.

К ЭТОМУ следует добавить, что любые выставки, а уж тем более – выставки «НЮ», как правило, создают определённый резонанс в общественном мнении. Кто-то смотрит на эти полотна с восхищением, кто-то кривится, терзаемый «муками нравственности», а кто-то находится в полном недоумении, пытаясь найти в работах художников знакомые лица и образы. Но, не смотря на разные вкусы и предпочтения, никто из посетивших выставку работ обнажённой натуры турочакских художников на высказался в плане осуждения или призывов к запрету такого рода мероприятий. А раз так, значит, в художественном салоне перед жителями Турочакского района предстало старое, доброе, классическое, но в то же время теперь уже такое современное, и самое главное — настоящее искусство.

Фото автора.

На репродукциях: «Пробуждение» Александра Аперовича; «Даная» Василия Синкина; «Искушение» Светланы Волковой и «Зимнее утро» Александра Бушуева.



Метки

Руслан 21.03.2016 в 15:12 # Ответить
А почему ню в Турочаке то? Сюр какой то. ))
Egamberdy 21.03.2016 в 18:30 # Ответить
Сильная деревня! Аналогов нет!
Сибирит Рэм 01.04.2016 в 14:40 # Ответить
Сюрочак ))

Добавить комментарий