Художник Вячеслав Торбоков достиг поры, которая напоминает период сбора урожая. Оглядывается назад, оценивает дары судьбы, радуется настоящему времени. Выставка юбиляра «Рисующая душа», скомпонованная совместно с работами его учеников, с успехом прошла в детской художественной школе. Об итогах и планах – в небольшом монологе талантливейшего живописца алтайской земли…
— Наверное, сегодня у меня происходит период более глубокого осознания жизни: невольно анализирую прошлое, задаю себе какие-то вопросы, решая для себя, что было правильным или не очень. Когда-то переживал время хаотичного заработка – приходилось сотрудничать с издательством, несмотря на то, что я не график и не иллюстратор. Были годы, когда нужно было заниматься какими-то делами в должности председателя республиканского Союза художников.
Меня немножко угнетало, что вынужден заниматься чем-то помимо живописи, потому что это всегда оставалось главным для меня. А сегодня оглядываюсь назад и понимаю, что всё, чем занимался в прошлом, – принесло пользу и свои плоды. Новые знания, навыки, расширение кругозора. Это все вещи абсолютно не случайные. Сегодня я в списке учредителей некоммерческого Фонда общественной премии имени Григория Ивановича Чорос-Гуркина «Оносский клуб – Оностогы курее», что также для меня немаловажно...
Отдельно стоит сказать о преподавании. Всегда хотел преподавать, и это получалось. Очень рад, что девять лет поработал в художественной школе. Сегодня пожинаю плоды как педагог. Радуюсь успехам своих учеников и тому, насколько участливо они интересуются моей жизнью, вплоть до того, что могут приехать помочь по хозяйству в Аскат. Присылают sms-ки с пожеланием здоровья. Семена, которые когда-то посадил, не пропали, и сегодня у меня в этом плане урожайное время.
Собственно, выставка «Рисующая душа» включает работы моих учеников. Здесь и воспитанники художественной школы, и взрослые студийцы, с которыми когда-то занимался. Среди них есть те, кто демонстрирует достаточно серьезный уровень, поэтому я доволен, что идея совместной экспозиции воплотилась, несмотря на то, что она была почти экспромтной. В личном творческом плане эта выставка в каком-то смысле проигрышна, так как не представляет в полном объеме мой уровень мастерства, но по своей идее она несет уже другую, не менее важную, отдачу, и зрители, надеюсь, это поняли.
Что касается живописи… Когда поступал в Новоалтайское художественное училище, у меня не было предварительной подготовки и художественной школы за плечами. В училище было сложно, природные способности помогали выкручиваться, даже как-то конкурировать с другими. После Московского художественного института имени В.И. Сурикова пришлось немало самообразованием заниматься, ставить определенные задачи в живописи. Есть понятие базовых законов, которые должны соблюдаться, всегда хотелось, чтобы мои произведения были исполнены с грамотным, профессиональным подходом. И в этом плане продолжаю учиться у великих художников.
Есть чувство, что после отчетной выставки обретаю некую свободу. Уже никому ничего не собираюсь доказывать, хочу работать более вольно и свободно. Каждый художник непременно должен нести свое, индивидуальное. Искусство – очень сложная вещь. Вот и своим ученикам говорю, что у каждого свой уровень, и все художники абсолютно разные. На это влияет еще эпоха, время, в котором живем. Те, кто нашел свой стиль, уже не станут подражать Коровину, Левитану и Сурикову или Ван Гогу.
У каждого из наших алтайских мастеров – своя манера. Если мне покажут чью-то работу, то определю безошибочно, чья она. Надеюсь, что и мой стиль ни с чьим не путают. Сегодня хочется больше работать над психологическим портретом и относиться к этому более честно. Раньше отсутствие средств, времени и материала не позволяло более свободно проявлять себя, поэтому сейчас хочется расслабиться, спокойно самовыражаться и никому ничего не доказывать…
На репродукциях: «Тёмная аллея», «Мамин дворик», «После дождя», «Татьянины георгины», «Колокольчики», «Лето». // Бумага, пастель.